Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mmonline.ru/message/2378/print/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Tue Feb 5 00:31:06 2013
Кодировка: Windows-1251
Наши студенты предпочитают учиться за границей, а работать - в России

MMOnline – Информационный портал о мехмате МГУ


Этот материал доступен в сети по адресу:
http://www.mmonline.ru/message/2378/


28.05.03 12:18  Наши студенты предпочитают учиться за границей, а работать - в России

Ежегодно как минимум пять тысяч российских студентов отправляются в США по программе международных студенческих обменов Work & Travel USA. Как повлияла эта поездка на их ценностные ориентации, где они собираются жить и работать в дальнейшем? На эти вопросы попытались ответить сотрудники Московской гуманитарно-социальной академии (МГСА), Московского центра труда и занятости молодежи "Перспектива" и агентства "СТАР Трэвел", проведшие социологическое исследование. Выяснилось, что большинство студентов (55,6%) уверены: лучше, чем в России, нигде не будет. Так что "утечка мозгов" нам не грозит.

Мы очень разные

В социологическом опросе участвовали 400 российских студентов, работавших в прошлом году в США. Две трети из них - девушки, возраст - от 18 до 21 года. Подавляющее большинство (93,2%) учится в государственных вузах. 53% опрошенных отнесли себя к семьям со средним достатком. Все опрошенные знают два (и более) иностранных языка, и почти половина из них уже бывала за границей - на отдыхе или учебе. Еще 15,1% выезжали за границу на заработки.

Типичный участник программы - девушка в возрасте около 20 лет с хорошим знанием иностранного языка, поступившая в государственный вуз после окончания престижной школы. Впрочем, то же самое можно сказать и об остальных российских студентах, выезжавших на границу по другим программам. Лиля Колесниченко будучи студенткой-отличницей экономфака Университета дружбы народов, еще в 1996 году уехала по обмену в Испанию.

- Мотивация была простой - я понимала, что Европа на несколько шагов впереди России и испанское образование очень пригодится мне в будущем, - рассказывает "Известиям" Лиля. - Полученные опыт и знания я хотела применить в России. То есть намерений остаться в Испании у меня не было. Но все сложилось по-другому - я вышла замуж и вряд ли уже вернусь в Москву.

Начав учиться, Лиля так втянулась, что помимо экономфака окончила в Испании дипломатическую школу по протоколу, устроилась на работу в посольство одной из европейских стран, а потом, получив вид на жительство, обзавелась собственным бизнесом. По словам Лили, даже самые патриотично настроенные россияне начинают сомневаться - а надо ли возвращаться?

- Практически все приезжают сюда с одним желанием - получить опыт и потом устроиться в России. Но в России все постоянно меняется, и появляются мрачные мысли: найду ли я там работу, будут ли мне платить и вообще, нужны ли мои знания на родине? Люди боятся не найти себе применения, - говорит Лиля. - Хотя и здесь поначалу проблем хватало. Первая - языковой барьер. Да, мы все отличники, и по иностранному языку у нас "пятерки". Но тот испанский, который я учила в Москве, сильно отличается от языка, на котором говорят сами испанцы. Пришлось переучиваться. Еще одна проблема - общение. Все-таки у нас другой менталитет. Наверное, мы более консервативные. Но Испания - это еще ничего, приспособиться можно. А вот в Англии мои друзья так и живут своими маленькими российскими колониями и почти не общаются с англичанами. Мы очень разные. Все мои подруги, вышедшие замуж за иностранцев, уже развелись. Но мне, я думаю, это не грозит. Мой муж - наполовину русский, и мы хорошо понимаем друг друга.

Потеря ориентира

Не все студенты спешат вернуться на родину, и все же большинство сохраняет ранее сформировавшиеся ценностные ориентации. Однако есть некоторые изменения, связанные с отношением к России. Позитивная оценка снизилась, увеличилась доля отрицательных ответов. Дополнительные вопросы проясняют характер произошедших изменений. Так, 15,6% вернувшихся согласились с высказыванием: "После поездки я буду искать любую возможность, чтобы уехать из России". Факт, конечно, печальный, но его не следует однозначно связывать с итогами поездки. Такую позицию предпочли те, кто еще до выезда критически смотрел на Россию, но их меньшинство. Другие же согласились с иными формулировками своих позиций: "Я понял, что везде есть свои проблемы и нигде для меня лучше не будет, чем в России" (55,6%); "Я разочаровался в своих представлениях о загранице" (5,0%); "Я потерял ориентиры и не знаю, что для меня хорошо, а что плохо" (23,8%).

- Не секрет, что в обществе существует определенное предубеждение по отношению к подобным программам. Принято считать, что они способствуют росту эмиграционных настроений у молодых людей, - рассказывает "Известиям" Борис Самарянов, директор агентства "СТАР Трэвел", специализирующегося на программах молодежных обменов. - В этом смысле проведенное исследование "реабилитирует" идею международных обменов, поскольку становится ясно, что роста эмиграционных настроений среди студентов нет. В то же время значительная доля не определившихся с планами на будущее (около 40%) после поездки склоняется к поиску работы в России. Я уверен, что дальнейшее развитие международного сотрудничества принесет нашей стране еще большую пользу. Мы готовы организовывать двусторонние обмены, ведь привлечение иностранных студентов в Россию - направление не менее важное и перспективное.

Добрые, но невеселые

Анализ ожиданий от поездки показывает, что у готовящихся к выезду студентов довольно много наивных представлений о загранице, однако не просматривается преклонения перед западным миром.

Характерны в этом отношении словесные портреты типичного россиянина и американца, которые давали респонденты до и после поездки. Россиянин, по оценке наших же студентов, добрый (23,1%), открытый (18,8%), веселый (17,9%), радушный (13,0%), трудоголик (12,0%). После поездки портрет претерпевает изменения - россиянин по-прежнему добрый (18,3%), открытый (12,0%), трудоголик (14,1%), но теперь его веселым называют лишь 3,5%, зато 14,8 говорят о том, что у него "серьезное лицо", а 15,5% считают его ленивым.

Портрет типичного американца (как до выезда в США, так и после возращения в Россию) следующий - американец характеризуется улыбкой, красивыми зубами и трудолюбием. А вот после поездки большее число российских студентов замечает такие его черты, как достаток (11,6%), дружелюбие (13,6%), а в отрицательном спектре - стандартность (12,2%) и лицемерие (10,9%).

Ольга Рубановская - будущий политолог и специалист по PR. Она учится на третьем курсе факультета прикладной политологии Высшей школы экономики. В октябре прошлого года Ольга уехала учиться в Свободный университет Берлина, пройдя по конкурсу в совместном проекте ВШЭ и немецкой службы академических обменов DAAD.

- В Берлине я изучала международные отношения, - рассказывает Ольга. - Но там образование более академическое. У нас больше практики. Я изучала СМИ и масс-медиа в различных странах Европы, историю политических проблем Востока и Центральной Европы, брала класс на французском языке про политическую систему во Франции и изучала немецкий как иностранный. Тем не менее у меня оставалось много свободного времени - я ходила по музеям, занималась спортом, давала уроки русского немцам, участвовала в разных проектах университета. Мне это очень много дало. Во-первых, немецкий. Во-вторых, бесценный опыт жизни за рубежом, практика выживания в чужом городе. Но лично мне образование в Германии не понравилось - очень много теории. Студенты целый день сидят в библиотеках, а если хочешь поговорить с профессором, надо записываться на 15-минутные аудиенции.

На большинство выезжающих на временные работы за рубеж поездка действует отрезвляюще, романтические иллюзии о сытом Западе пропадают, а идентификация с Россией и стремление реализовать свои таланты и способности здесь увеличиваются.

Сестра Ольги Мария Рубановская - студентка четвертого курса факультета менеджмента ВШЭ. Она проучилась год в университете Wesleyan (штат Коннектикут, США).

- Это маленький колледж либеральных искусств, где изучают естественные науки, гуманитарные предметы и искусства. Студенты платят по 35 тысяч долларов в год, а это серьезный мотив хорошо учиться. Там во всем жесткая конкуренция. Конечно, я получила в Америке уникальный опыт: письменная речь, написание статей, очень здорово продвинулась в экономике. Как раз в это время в Америке был экономический спад, шла очень острая полемика на тему, куда движется рынок. Короче, было чему поучиться в профессиональном плане. Думаю, мне это очень пригодится в будущем. Но работать я собираюсь в России.


Известия.Ru


Copyright © 2000−2010 MMOnline.Ru | http://www.mmonline.ru/