Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mmonline.ru/message/2483/print/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Tue Feb 5 00:32:26 2013
Кодировка: Windows-1251
Рынок труда в салонах сотовой связи

MMOnline – Информационный портал о мехмате МГУ


Этот материал доступен в сети по адресу:
http://www.mmonline.ru/message/2483/


17.07.03 09:26  Рынок труда в салонах сотовой связи

Рынок труда молодых специалистов в салонах сотовой связи и компаниях-операторах

Динамичное развитие российского рынка сотовой связи привело к изменению условий рынка труда в данной области. Рост числа абонентов одновременно с усилением конкуренции между компаниями-операторами связи привели к росту спроса как на высококвалифицированных опытных специалистов, так и на молодых сотрудников.

Одновременно изменилась и ситуация на рынке сетей связи. Сокращение общего числа компаний и разрастание крупнейших сетей салонов связи привело к разделу основной доли рынка между небольшим числом крупных сетей.

В результате изменилась и политика компаний в области управления персоналом. Условия крупной сети позволяют создать налаженную систему привлечения молодых сотрудников, включающую подбор, обучение и развитие молодежи, а также формирование общей корпоративной культуры компании.

Большинство сетей салонов связи при подборе персонала ориентируется на молодежь (средний возраст, на который делают ставку компании 20-25 лет). При этом при отборе на первый план выходит не опыт работы (для большинства молодых сотрудников компаний - сетей салонов связи это первый опыт работы), а личные качества, среди которых менеджеры по персоналу отмечают, прежде всего, активность, энергичность и работоспособность.

Сети салонов сотовой связи предлагают молодым специалистам в первую очередь позиции в области продаж (хотя это не единственная область, в которой может найти применение молодой сотрудник). При этом набор молодых сотрудников идет практически непрерывно. Это является следствием динамики развития компаний и быстрого роста молодых сотрудников. Фактически успех компании во многом определяется качеством работы продавцов и консультантов в салонах компании, поэтому отбору и развитию сотрудников в этой области уделяется особое внимание. Большинство менеджеров крупнейших компаний, работающих на рынке салонов связи, „вырастают“ от позиции стажера или продавца салона.

Лидирующие компании-операторы и главные конкуренты - Мобильные ТелеСистемы и ВымпелКом (оператор сети БиЛайн) - ориентированы на увеличение эффективности розничных продаж. Поэтому и здесь молодые сотрудники привлекаются для работы в салонах компаний. Но в первую очередь, молодежи предлагаются позиции в абонентских службах компаний.

Виктор Кузьмук, менеджер по персоналу компании Мобильные ТелеСистемы: „Компания активно принимает на работу выпускников вузов. В 2002 году было принято около 200 молодых сотрудников. При сохранении нынешних темпов развития компании планируется принимать на работу ежегодно 200-300 молодых сотрудников. В настоящее время имеются вакансии в технической службе, службе маркетинга, службе финансового контроля, службе развития продуктов и услуг и справочно-информационной“.

В большинстве компаний для молодых сотрудников предусмотрена специальная система обучения или стажировка. Так молодые сотрудники компании Евросеть проходят стажировку, которая продолжается несколько недель и заканчивается сдачей внутреннего экзамена, в ходе которого стажер должен показать свои технические знания, навыки продаж и коммуникации, умение вести делопроизводство.

В компаниях Техмаркет, DIXIS, Максус (сеть салонов „Связной“), Анарион молодые сотрудники проходят предварительное обучение. Его продолжительность в среднем составляет от двух недель до двух месяцев, в течение которых молодые специалисты проходят тренинги по продажам, участвуют в ролевых играх, учатся эффективному разрешению конфликтных ситуаций, изучают технические особенности телефонов. Заканчивается обучение экзаменом. Как правило, во время обучения выплачивается стипендия.

Преимущественно сети салонов сотовой связи ориентируются на выпускников учебных заведений. При этом наличие высшего образования часто является не обязательным требованием, а лишь пожеланием компании к будущим сотрудникам. Большинство сетей связи принимают на работу сотрудников со средним специальным техническим образованием.

Работу студентам, еще продолжающим обучение, предлагают немногие компании (среди них Евросеть и Анарион). При этом в любом случае речь идет о студентах старших курсов.

В компаниях-операторах требования к потенциальным сотрудникам выше - наличие высшего (желательно технического) образования является обязательным требованием. Оплата труда молодых сотрудников зависит от результатов их работы. Общая сумма состоит из жесткого оклада (как правило, он невелик и составляет от 100 до 400$), процентов с продаж и различных премий, выплата которых определяется результатами работы. В среднем общая сумма оплаты составляет от 400 до 800$ в месяц.

Результатами работы определяются и перспективы карьерного роста молодых сотрудников. Высокие результаты работы, хорошие коммерческие и организаторские способности позволят молодому сотруднику достаточно быстро „вырасти“ с позиции стажера или продавца до руководителя салона. В дальнейшем возможен рост и до позиции руководителя отдела или региона.

Многие сегодняшние менеджеры крупнейших сетей салонов связи пришли на работу в компанию на позиции продавцов. И сейчас большинство молодых сотрудников салонов рассматривает свою позицию как способ приобретения первоначального опыта и старт для успешной карьеры в области сотовой связи.

Марина Дрелинг, менеджер по персоналу компании DIXIS: „Молодые сотрудники, приходящие в нашу компанию на позицию продавца-консультанта, могут за два года вырасти до управляющего магазином или несколькими магазинами. Здесь все зависит от желания результативно работать, инициативности и умения работать с клиентами“.

В настоящее время развитие компаний-операторов сотовой связи и крупнейших сетей связано с активной экспансией в регионы России. Так в 2002 году МТС приобрела крупнейших региональных операторов - краснодарскую "Кубань GSM", башкирский "БМ Телеком", а также компанию БИТ - держателя лицензии на четыре дальневосточных региона. "ВымпелКом" также начал активно покупать региональные компании (оренбургский "Оренсот", калининградский "Экстел" и уральский "Восток-Запад Телеком").

Развитие собственных сетей салонов связи компаний-операторов (МТС, ВымпелКом, МегаФон) сдерживает рост крупнейших дилерских сетей. Весной этого года все операторы снизили размер комиссии, выплачиваемой дилерам за подключение абонентов. По оценкам экспертов уже осенью - зимой этого года начнется сокращение московских точек продаж сотовой связи. Однако этот процесс затронет преимущественно небольшие сети и отдельные салоны связи. Насыщение столичного рынка сетей салонов связи привело к ориентации крупнейших сетей на развитие в регионах. Так 2002 году DIXIS приступил к созданию франчайзингового проекта "DIXIS Салоны Связи", целью которого является развитие сети магазинов под маркой DIXIS на территории России. В настоящее время компания присутствует в 30 городах России. Компания Максус запустила проект по открытию центров мобильной связи Связной в Нижнем Новгороде, Ленинградской и Калужской областях.

В результате, вероятно, произойдет некоторое снижение спроса со стороны салонов связи на молодых сотрудников в Москве. С другой стороны, можно ожидать, что крупнейшие сети сохранят свои позиции, а их экспансия в регионы создаст дополнительные возможности для развития и роста сотрудников, также будет способствовать росту спроса на молодежь в регионах.


e-Graduate


Copyright © 2000−2010 MMOnline.Ru | http://www.mmonline.ru/