Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mmonline.ru/message/1963/print/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Feb 4 23:06:27 2013
Кодировка: Windows-1251
Каждый третий студент-первокурсник считает, что поступил не в тот вуз

MMOnline – Информационный портал о мехмате МГУ


Этот материал доступен в сети по адресу:
http://www.mmonline.ru/message/1963/


13.12.02 10:29  Каждый третий студент-первокурсник считает, что поступил не в тот вуз

В среднем каждый третий студент-первокурсник считает, что поступил не в тот вуз. На каких-то факультетах разочаровавшихся больше, на каких-то меньше. Лишь среди медиков их почти нет. Возможно, потому, что учиться на врача идут по призванию?

Кого слушали студенты, выбирая будущую специальность? Опрос, проведенный Центром социологических исследований Минобразования, показал: советам родителей последовали 36,6 процента первокурсников, рекомендациям знакомых - 9,9. Роль учителей и братьев-сестер отметили по 4,4 процента, около 6 процентов вняли призывам конкретного вуза. А каждый второй сообщил, что в решении вопроса "Кем быть?" руководствовался исключительно собственными соображениями.

Подавляющее большинство опрошенных определились с будущей профессией еще в школе, однако далеко не все довольны сделанным выбором. Рекордсмены по разочарованию - "аграрии". Но большие сомнения закрались и в души тех, кто решил заниматься естественными науками, экономикой или стать инженером.

Обиднее всего, вероятно, разочаровываться "экономистам". Действительно, специальность они выбрали "самую-самую": анкетирование старшеклассников, твердо решивших поступать в вузы, показало, что именно факультеты экономики, финансов и управления пользуются у них наибольшей популярностью (туда планируют подавать документы 27,6 процента опрошенных). Гораздо меньше тех, кто мечтает учиться на историка, филолога, психолога, социолога и т.п. (16,4 процента) или на юриста (10,2 процента). Примерно по 7,5 процента - желающих получить инженерно-технические и естественно-научные специальности. В медицинские вузы собрались 3,3 процента старшеклассников, а в педагогические - и вовсе 1,3 процента. Меньшим спросом пользуются лишь сельскохозяйственные: всего 0,7 процента.

Кстати, доля желающих учиться на самых модных факультетах - финансово-экономических, менеджмента и юридических - заметно выше в школах провинциальных городов, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Социологи объясняют это тем, что в мегаполисах в последние годы образовался явный избыток молодых бухгалтеров, экономистов, менеджеров и юристов, окончивших московские и питерские вузы. Не имея практического опыта, они испытывают большие сложности с получением первого рабочего места по специальности. То ли до провинции этот "кризис перепроизводства" еще не докатился, то ли школьники мегаполисов более трезво смотрят на проблему будущего трудоустройства.

Кроме региональных особенностей, у профессионального самоопределения старшеклассников есть особенности и социальные. Отчетливо прослеживается зависимость того или иного выбора от уровня благосостояния и статуса семьи. Cреди детей высокообеспеченных родителей гораздо больше потенциальных абитуриентов-юристов, чем среди их сверстников из семей со средним или низким достатком (плата за обучение на коммерческих отделениях юрфаков - одна из самых высоких). Среди выходцев из бедных семей практически нет тех, кто планирует поступать на факультеты программирования и информатики (в малообеспеченных семьях, как правило, нет современной компьютерной техники и, соответственно, информационной культуры и навыков). Зато здесь наиболее высока доля желающих учиться в медицинских вузах. Именно на эти вузы (так же, как на строительные и военные) больше ориентированы дети не слишком образованных родителей - в частности, те, чьи матери имеют среднее специальное образование и работают техниками, секретарями, лаборантками, медсестрами. Что касается педагогических факультетов, то на них хотели бы поступить лишь немногие девушки и в основном из семей, где у одного родителя высшее, а у другого - среднее образование.

Для лучшего понимания мотивов выбора, который делают старшеклассники, им предложили оценить по десятибалльной шкале общественную значимость, престижность и прибыльность десяти профессий (в целом они соответствуют тем факультетам, на которые, как сообщили опрошенные, они готовятся поступать). И выяснилось, что самая значимая в глазах школьников профессия врача одновременно считается ими самой неприбыльной - за исключением совсем уж "низкодоходного" фермера.

Примечательно, что дети из менее статусных семей готовы довольствоваться нужными, но неприбыльными и потому малопрестижными профессиями. А их сверстники, имеющие лучшие стартовые условия, могут позволить себе выбрать наиболее доходные специальности.

Другое дело, что столь меркантильный подход к планированию будущей карьеры без учета собственных способностей и ситуации на рынке труда часто оборачивается разочарованием.


www.mn.ru


Copyright © 2000−2010 MMOnline.Ru | http://www.mmonline.ru/