> Что до громких заявлений - то вы очень нелицеприятно
> высказались о современных студентах. Кстати, я до сих пор
> считаю, что вы нанесли мне личное оскорбление, и жду ваших
> извинений. Неужели ваши слова относятся и ко мне? Я думаю, вы
> не сильно удивитесь, когда узнаете, что от меня вы никогда не
> услышите похабной матершины и я стараюсь не выглядеть амебой на
> экзамене (а если и выгляжу, то мне при этом очень стыдно). И
> неужели, Сергей Львович, шесть лет назад, когда вы были
> студентом, студенты были сильно лучше, чем теперь?
Нет, к Вам эти слова не относятся. Я надеюсь, Вы примете следующие обоснования моего мнения о студентах.
Во-первых, насчет мата в лифте. Конечно, это небольшая часть студентов. Но для мехмата, мне кажется, это просто кошмарно --- шесть лет назад такого уж точно не было. И не было таких пустых лиц, и не было скотского сленга, и было хоть какое-то отличие от уличной молодежи.
Во-вторых, насчет знаний. У большой части студентов очень низкая базовая подготовка, недостойная для мехмата. Не хочется приводить многочисленные примеры --- это в раздел "анекдоты". За последние десять лет, по общему мнению, уровень упал почти до нуля. А это, мне кажется, не самое страшное. Не отсутствие знаний студента на экзамене производит убийственное впечатление. Вот когда он, размазывая остатки сникерса, начинает бубнить: "А я-я??? А ч-е-е-е я? А я ска-а-а-зал....", хочется его придушить. Самое страшное, что ему не стыдно так выглядеть. А чего, сам он весьма "продвинутый", фенечка там какая на заднице, друзья ценят, а тут "отстой", и плевать, и лишь бы корочку дали.
Скажете, мол, почему вы обо всех так сразу... Да конечно, не обо всех. Полно замечательных ребят. Я говорю об общем впечатлении, как будто если бы зашел на мехмат со стороны. Помните "основной закон органической химии"? "Если смешать килограмм варенья с килограммом отбросов, то получится два килограмма отбросов".
Но кроме этого меня заставляют изучать и другие предметы,
> которые мне впоследствии никогда не понадобятся. Конечно, эти
> предметы могут представлять средство для развития мозгов, но я
> могу развивать свои мозги, изучая и другие предметы, которые
> мне реально пригодятся на практике по окончании обучения на
> мехмате. И это будут хорошие, серьезные, фундаментальные
> математические дисциплины.
Ну хорошо, давайте посмотрим с другой стороны. Вам не нравится МСС. Если Вы принципиально не хотите ее знать вообще, то это глупость --- не настолько эта наука неинтересна, да и все знания являются полезными. Не проще ли без всяких обсуждений сесть, выучить и сдать. Если Вы скажете, что, мол, в это время я бы что-то другое сделал, то я не поверю, т.к. требуется мало, и принимают по-доброму... МСС Вам действительно в научной деятельности не нужна. Но, как я понимаю, разговор на форуме зачастую заходил не о Теормехе и МСС, а о ТФФА, УМФ и др. Здесь можно сказать следующее. Давайте сложим вместе все науки, преподаваемые на мехмате, и посмотрим, сколько студентов занимается "непрерывной" математикой, а сколько --- другой. Будет видно, что абсолютное большинство принадлежит первому классу. И что же, Вы хотите обязательные курсы сделать в угоду существенно меньшей части студентов? Или вообще отменить обязательные курсы и перевести в разряд спецкурсов?
> > Но зачем меня учить МСС или топологии?
> > Мне кажется, что человек, окончивший мехмат и не знающий хотя
> > бы элементарных основ вышеуказанных наук --- недоучка, если
> > даже он хороший специалист в некоторой узкой области.
> > А вообще, имеете ли Вы право выбора? Вы хоть чем-нибудь его
> > заработали? Насколько мне известно, нет...
> А мне кажется, что недоучкой является человек, который не
> знает, что такое проблема P<>NP или не знает, что такое СДНФ
> булевой функции. Кто из нас прав? Ваше мнение имеет право на
> существование ровно так же, как и мое. Согласен, что вы
> являетесь к.ф.м.н., а у меня пока еще нет даже диплома о высшем
> образовании. Но все-таки, вам еще далеко до членства в ученом
> совете мехмата, поэтому ваше мнение не сильно перетягивает мое.
Да, я согласен, моя квалификация пока не сильно отличается от Вашей. А Вы устройте опрос среди "членов Ученого совета", и я уверен, что все Вам скажут, что не знать, что такое второй закон Ньютона и понятие тензора просто стыдно и недопустимо, а отсутствие знаний по булевым функциям не столь ужасно, хотя и не красит математика, как и всякое другое незнание.
> В моем сообщении, на которое я уже ссылался, я предложил более
> авторитетный, нежели мы с вами, источник оценки: программа
> госэкзаменов. Я согласен с тем, что содержащимся в нем набором
> знаний должен владеть каждый математик. Государство считает так
> же. Вот это, на мой взгляд, и должна быть база для
> обязательного мехматовского курса.
Эх, молодец! И со ссылочкой "на государство". (Интересно, где в государстве знают проблемы математики и ее преподавания лучше, чем на мехмате?). Помню госэкзамен, конечно, помню. В его "обязательной" (не по специальности) части содержались вопросы про метод Гаусса, понятие определителя, линейные ОДУ и что-то еще из "общеобразовательного". Сказать, что человек неуч, если знает математику ТОЛЬКО в рамках этого экзамена, это ничего не сказать...
> Я процитирую несколько ваших высказываний, обращенных ко все
> студентам:
1... 2... 3...
4. на их мнение мне глубоко плевать
Нехорошо так ссылки делать. Я написал, что на мнение ТАКИХ студентов наплевать. Естественно, мне не безразлично, насколько полезно оказывается для студентов общение со мной... И всегда очень приятно, если им это интересно, если от нашего общения у них что-то остается. И пятерку на экзамене ставить ГОРАЗДО приятнее тройки.
Но приходит перегарный питекантроп, или разбитная девица со жвачкой, или из "новых студентов", думающих, что этот мир исключительно для них, и др., то становится противно, и на ТАКИХ действительно плевать.
> Нижеследующее сообщение будет во многом носить личный характер.
> Тем не менее, я пишу его здесь потому, что Email
tolsl@mech.math.msu.su
> мне неизвестен, а то, что я напишу здесь будет, я
> думаю, полезно и другим, поскольку это, вероятно, прояснит
> ситуацию для окружающих.
. Сергей больше
> никогда не приезжал в ЛМШ - теперь я понимаю почему.
Позвольте не согласиться --- не понимаете. Не приезжал более потому, что противно общаться с большинством тамошних "преподавателей", целенаправленно уродующих школьников всякой пакостью --- ролевыми играми и др., при это ничему их не обучая и просто забавляясь возможностью превращения из серых студентов в "заведующих кафедрами". Прошли давно те времена, когда в ЛМШ заправляли преподаватели математического факультета пединститута, действительно квалифицированные и знающие предмет и методы его преподавания. А когда В.И. (не соизмеряющий свои знания и возможности со школьниками) начинает рассказывать о квантовой теории поля, а другой С.Л., нехорошо улыбаясь, говорит детям "Давайте представим, что мы трамвайчики", получается черт знает что. Я своего ребенка в ЛМШ не отдал бы ни при каких условиях.
P.S. Со всякими пакостными играми у вас, как с пионерскими собраниями. Я наблюдал, как дети, те, что еще нормальные, обреченно брались за деревянные мечи, так как в ином случае на них общество посмотрит не так.
P.S.2. Сколько детей у вас в лагере сломало позвоночник на этих дурацких аркадьевских сборищах? И кто за это ответил? Да никто --- вы там все блаженные, что с вас взять...
>Это ему
> просто неинтересно. Работа в ЛМШ со школьникам предполагает во
> многом максимальную самоотдачу и искреннее участие в их
> (школьников) делах, чего я в сообщениях Сергея Львовича сейчас
> не вижу.
Нет, мне интересно, и я прекрасно знаю, что мог бы рассказать школьникам такого, что они и поймут, и это для них важно, и в школе они не услышат. И я с удовольствием пообщался бы со школьниками, но не в рамках вашей организации.
> А после этого они поступают на мехмат, где попадают к таким
> преподавателям как вы
> Стоит ли удивлятся тому, что после этого они неуважительно
> относятся к своим учителям и в жизни наступает жестокое
> разочарование? Стоит ли удивляться тому, что после этого у них
> исчезает желание заниматься наукой?
>"А правильно ли я поступаю, порой настаивая на том, чтобы знакомые
> абитуриенты поступали на мехмат?". Мне становится страшно
> отдавать их из своих рук в руки таких преподавателей.
> Ради такого момента стоит жить и стоит тратить свои силы и
> энергию. Интересно, знакомы ли вам такие ощущения? Если нет, то
> ради чего вы тогда преподаете на мехмате?
Одно Вам скажу, горячий Вы мой. Я думаю, что дал тем студентам, с кем имел общение, больше, чем Вы дали школьникам. И извините за назревшую раздражительность, Вы на себя слишком много берете. Я, конечно, не член Ученого совета, но, будучи студентом, с мехмата не вылетал... Так что уровень у нас, видимо, все-таки разный. Поубавьте пафос.
> Сергей Львович, да будут наши общие знакомые нам судьями. Я
> напишу им, пусть прочитают нашу дискуссию. Мне интересно, что
> они скажут по этому поводу...
Действительно, интересно.