Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=3321&print=yes
Дата изменения: Sun Apr 10 15:36:13 2016 Дата индексирования: Sun Apr 10 16:36:12 2016 Кодировка: Windows-1251 |
Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Карьера молодежи как предмет государственной молодежной политики.
18 ноября в Гостином дворе в рамках ХХ выставки 'Образование и карьера - XXI век' Министерством образования и науки РФ был проведен круглый стол на тему 'Карьера молодежи как предмет государственной молодежной политики'. В работе круглого стола приняли участие представители Министерства образования и науки РФ (Директор Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей С. Апатенко, начальник отдела Департамента С.Гиль, заместитель начальника отдела Департамента Т.Ростовская, главный специалист Департамента Е. Романова, заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в образовании В. Новиков), начальник отдела поддержки молодой семьи и трудоустройства Федерального агентства по образованию А. Рябцев, представители региональных вузов. В 1999 году в России была создана система содействия трудоустройству выпускников вузов. Понимание комплексного характера этой проблемы потребовало объединения усилий Минтруда РФ, Минобразования РФ и вузов, которые до этого пытались одолеть ее по отдельности. Усилия Минтруда РФ и Минобразования РФ нашли свое отражение в целой серии нормативных документов, призывающих к поиску решений указанного вопроса и регламентирующих проведение согласованных действий обоих ведомств в данном направлении. Так, в соответствии с совместным приказом Министра образования РФ В. Филиппова и Министра труда и социального развития РФ С. Калашникова, от 04.12.1999 'О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда', ряд вузов России приступил к формированию центров, специализированных отделов и лабораторий по содействию в трудоустройстве своих выпускников. В их числе МГТУ им. Н.Э. Баумана, Пензенская государственная архитектурно-строительная академия, Ульяновский государственный университет, Таганрогский радиотехнический университет, Белгородская государственная технологическая академия строительных материалов и ряд других. В целом по всей России было создано 227 центров содействия трудоустройству выпускников вузов. До настоящего времени все эти центры прошли определенные этапы развития - освоили функции трудоустройства, но при этом были вынуждены заняться одновременно маркетингом, то есть поиском ответа на вопрос, сколько специалистов нужно на рынке труда, взаимодействием с работодателями, работой со студенчеством по вопросам развития карьеры и навыкам поведения на рынке труда и массой прочих организационных вопросов. На сегодняшний момент, в связи со всеми изменениями в экономическом и социальном укладе России и осознанием перехода к рыночной экономике становится очевидным, что тема 'трудоустройства' в ее классическом понимании, закрывается, потому что это всего лишь небольшой элемент проблемы развития молодого человека на рынке труда. Исходя из этого, необходимо изменение функции, которую выполняют сегодня центры содействия трудоустройству - не по линии федеральной службы занятости, а по линии образования: необходимо появление функции обучения, просвещения, ориентирования в сфере получения конкретных навыков поведения в условиях рыночных отношений и развития мотивации на успех. В июле 2005 года в Москве прошла первая Всероссийская конференция на тему дальнейшего развития центров содействия трудоустройству, ее результатом и стал круглый стол 'Карьера молодежи как предмет государственной политики'. К этой встрече была подготовлена, опубликована и представлена вниманию участников 'Энциклопедия содействия трудоустройству' - издание в трех томах, ставшее результатом научных исследований Межрегионального координационно-аналитического центра по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования (МЦПТ) МГТУ им. Баумана. Энциклопедия издана при поддержке Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию и МГТУ им. Баумана и содержит нормативную базу системы содействия трудоустройству, мониторинг деятельности центров содействия занятости молодежи и методические рекомендации по созданию информационных ресурсов в сфере молодежной политики. По словам начальника отдела Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей МОН РФ Сергея Гиля, данная энциклопедия 'является конкретным продуктом. Нам необходимо предложить молодежи конкретные продукты и технологии для развития своего положения на рынке труда'. Однако, по словам С. Гиля, проблема является настолько многосторонней, что необходима выработка множества инструментов и конечного 'продукта', которые могут быть предложены молодежи для создания собственной карьеры. При этом данный 'продукт' должен быть разработан не на региональном уровне, не являться самодостаточным для одного конкретного региона, а быть универсальным для реализации на уровне федеральном. То есть, необходима выработка общефедеральной технологии продвижения молодого человека на рынке труда. Свои принципиальные позиции по вопросу создания подобной технологии высказали представители региональных и межрегиональных центров содействия трудоустройству. Так, по мнению директора МЦПТ МГТУ им. Баумана Евгения Илясова, необходимо дальнейшее перспективное развитие центров трудоустройства молодежи в первую очередь в информационном пространстве посредством распределенных информационных систем (РИСов) - серверов-'сборщиков' информации из всех регионов по вопросам труда и занятости для выпускников вузов, которые предоставляют данные не только по вакансиям и соискателям, но и содержат информацию законодательного характера, консультативные и обучающие материалы. Заместитель председателя комиссии по содействию в трудоустройстве МГУ Валерий Карезин подчеркнул, что на настоящий момент актуальным является не просто содействие трудоустройству, а разработка 'технологии развития карьеры', т.е. условия для выработки конкретных практических навыков для успешного продвижения выпускника на рынке труда. По мнению директора кадрового объединения 'Мегаполис' (Москва) Валерия Полякова, для создания успешной карьеры необходимо 'невмешательство государства', то есть государство должно, используя свои ресурсы, лишь 'содействовать' карьере выпускника, что возможно только при развитии государством обучающего направления в сфере рынка труда. Директор Уральского инвестиционного форума Борис Поляков (Пермь) рассказал об успешном опыте создания молодежных центрах инновационного предпринимательства, которые созданы в уральском регионе при поддержке Министерства образования и науки РФ и Администрации Пермской области, и предложил использовать регион в качестве стартовой площадки для создания подобных центров по всей России. Резюмируя острое обсуждение вопроса, состоявшееся в рамках круглого стола, Сергей Гиль сказал, что в настоящий момент есть 'масса разнообразного опыта в области создания центров содействия трудоустройству', но он не систематизирован. 'В проекте Стратегии государственной молодежной политики написано, что необходимо внести изменения в государственные образовательные стандарты всех уровней, с тем, чтобы способствовать развитию социальных компетентностей молодежи. Чтобы в школе уже учили как вести себя в условиях рыночной экономики. Работа эта сложная, не одномоментная, но в итоге она должна быть направлена на создание общедоступного и общеиспользуемого продукта для молодежи на рынке труда', подчеркнул С. Гиль. По итогам круглого стола было принято решение об организации Всероссийской конференции весной 2006 года, в ходе которой будет продолжено обсуждение возможностей создания общефедеральной системы содействия трудоустройству выпускников вузов. |