Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=2836
Дата изменения: Sun Apr 10 05:19:58 2016 Дата индексирования: Sun Apr 10 06:19:59 2016 Кодировка: Windows-1251 |
|
|
Управление каталожной торговлей
Доктор Ян Тиме, В апреле состоялась международная конференция "Mail Order in Russia", посвященная технологиям дистанционной торговли. В течение двух дней участники обсуждали проблемы и перспективы развития этого метода продаж в России. Доктор Ян Тиме, автор мирового бестселлера "Управление каталожными продажами", поделился практическим опытом организации посылочной торговли и дал свои рекомендации с учетом специфики российского рынка.
В отличие от традиционной, каталожная торговля требует, в первую очередь, формирования мотивации для выбора данного формата. На mail order сегодня приходится лишь 6% всей торговли, однако тенденции развития этой формы продаж устойчивы в своем развитии.
Уже сегодня объемы бизнеса измеряются миллиардами евро. Тройку лидеров европейской каталожной торговли представляют Германия (40% международного бизнеса), Великобритания (25,9%) и Франция (15,6%) с оборотом 20,7 млрд, 13,1 млрд и 7,9 млрд евро соответственно. Страны с показателями менее 5 млрд евро не стоит считать серьезными игроками рынка, поскольку тема дистанционной торговли поднимается в странах с высоко развитой экономикой, только в мире с сильной дифференциацией потребления, которая является основной причиной развития mail order. Кому-то достаточно иметь шесть моделей автомобилей, а кто-то не может удовлетворить своих потребностей и в выборе из 100.
SALES BUSINESS Существует ли перспектива развития рынка дистанционной торговли в России?
ЯН ТИМЕ: Во-первых, рынок дистанционной торговли огромен и перспективы его громадны. Во-вторых, по мере роста российской экономики появляется класс потребителей, которые со временем станут клиентами директ-маркетинга либо почтовой торговли.
Одним из факторов, который не позволяет каталожной торговле сравняться по оборотам с традиционной, является ограниченность ассортимента: есть товар, продажа которого через каталог не принесет ожидаемой прибыли. В табл. 1 приведен примерный перечень ассортиментных категорий, традиционных для дистанционной торговли. Представлен ассортимент для B2B и отдельно для B2С торговли. Особо следует отметить сектор B2B, поскольку часто это является наиболее доходной частью бизнеса.
ЯН ТИМЕ: Хорошая возможность для России - предложить нечто эксклюзивное, уникальное, что не присутствует в традиционной торговле.
Наиболее важные акценты для России:
Развитие ассортиментСтруктура ассортимента
Первый шаг в определении структуры ассортимента - осознание того, что может принести прибыль и как это можно выразить в ассортименте. Ассортимент должен зарабатывать, иначе каталожный бизнес перестанет выполнять свою основную задачу - приносить прибыль. Табл. 2 содержит средние проценты наценки на товары дистанционной торговли.
Показательно, что наценка на одежду составляет 60%, поскольку у данной категории значительный процент возвратов; существует большая вероятность того, что товар не подойдет (размер, цвет и прочее). В это же время наценка на технические средства составляет 30%, поскольку основные технические параметры уже были обозначены в описании товара.
Ассортименту нужна индивидуальность. Человек, однажды сделав заказ, уже не уйдет, если результат покупки его удовлетворил.
Правильно выбранный ассортимент соответствует трем требованиям:
SALES BUSINESS Как вы считаете, компании с каким стартовым капиталом могут организовать эффективную торговлю (бизнес)?
ЯН ТИМЕ: Думаю, что изначально им следует кооперироваться с иностранными компаниями. Конечно, они могут начать сами, но как минимум потребуется консультирование профессионалов, ими могут быть как российские, так и западные консалтинговые агентства. Например, немецкие компании имеют значительный опыт, учитывая то, что 80% дистанционной торговли приходится на Германию.
Отличительными характеристиками ассортимента в каталоге могут стать:
Оптимизация ассортимента
Дифференциация потребительской аудитории заставляет продающую сторону оптимизировать ассортимент и концентрироваться на своей целевой группе.
Ассортимент при этом делится по нескольким параметрам:
Данный дифференцированный подход к ассортименту позволяет аргументированно устанавливать цены на тот или иной товар.
Распределение ассортимента в каталоге
Третий шаг при работе с ассортиментом - составление каталога, где каталог постранично разбивается под определенную категорию ассортимента, тем самым происходит максимизация валового дохода.
Примером может служить составление каталога из расчета минимального валового дохода на каждую страницу. При составлении графика рассчитывается каждый сантиметр: под какую категорию товаров сколько площади (страниц каталога) разумно выделить.
Планирование закупок
Четвертое действие - точное планирование закупок товаров. Необходимо прогнозировать поступающие заказы, чтобы делать адекватные предложения на закупку товара. Для прогноза продаж на 1000 клиентов следует учитывать следующие показатели:
На рис приведена схема цикла управления заказами.
При нерезультативном планировании существует опасность того, что часть товаров будет не реализована.
Адекватная оценка необходимых товарных ресурсов осуществляется последовательным определением следующих критериев:
SALES BUSINESS Кто инициирует развитие mail order в России? Какие компании заинтересованы в этом больше?
ЯН ТИМЕ: Однозначно в развитии дистанционной торговли заинтересованы иностранные компании, поскольку Россия для нас - это новый рынок. В первую очередь в росте этого бизнеса заинтересованы лидеры отрасли: немецкие компании (которые уже вышли на российский рынок и стремятся увеличить объемы), а также американские.
Россия для нас - это зарубежная страна, это неизвестный рынок. Только компании с серьезным оборотом могут себе позволить начинать бизнес с такими рисками и минимальными сведениями о самом рынке.
Производство каталогаПорядок составления каталога
Каталог составляется по определенному регламенту:
Ясная и четкая структура каталога - основа построения конструктивной коммуникации.
Составление нового каталога происходит циклично каждые четыре недели. Напоминание клиенту о себе чаще может создать впечатление назойливости, впрочем, реже - означает "забыть клиента", тогда с каждым новым каталогом придется завоевывать клиента по-новому.
Следует отметить своевременность подготовки и рассылки каталога: каталог с товарами к Пасхе должен прийти потенциальному клиенту до самого праздника, во время и после он уже будет не актуален.
Табл. 3 содержит примерный план-график изготовления стандартного каталога с разбивкой на сроки исполнения этапов.
Основные правила и инструменты оформления каталога
Пожелания читателям"Sales business/Продажи"
ЯН ТИМЕ: Рассматривать директ-маркетинг как важную альтернативу другим методам продаж. Это следует иметь в виду; в связи с ростом российской экономики будут появляться разные сети, в соответствии со специфическими потребностями, и это является нишей директ-маркетинга.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|