Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=14597&print=yes
Дата изменения: Mon Apr 11 02:16:37 2016 Дата индексирования: Mon Apr 11 03:16:37 2016 Кодировка: Windows-1251 |
Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Как российские разработчики делают поисковик во Вьетнаме
Вьетнамский поисковик Coc Coc Search, который создали российский IT-специалист Виктор Лавренко и его большая команда (компания насчитывает порядка 300 сотрудников, 40 из которых - русские), всего за несколько месяцев показал небывалый рост количества пользователей - в период с мая по сентябрь оно увеличилось с 70 тысяч до 1 млн в день. Создатель проекта рассказал RB.ru о том, почему он решил развивать именно этот бизнес, в чем особенности вьетнамской корпоративной культуры и каковы перспективы вьетнамского IT-рынка. До того, как создать собственный бизнес, Виктор Лавренко работал в компаниях Netscape и Mail.ru Group. В последней он занимал пост вице-президента по стратегии и финансам. Компанию Nigma он основал вместе с Владимиром Чернышовым в 2005 году. Поисковик - один из проектов Nigma.
В переводе на русский название поисковика звучит как "Тук-тук". По звучанию на вьетнамском - это скорее "коп-коп", оба слога - в вопросительной интонации. На проект было потрачено порядка $15 млн (в основном - на закупку оборудования и переезд российских сотрудников во Вьетнам) и два года работы. "Идея возникла в 2010 году, когда мы познакомились с вьетнамскими программистами, студентами ВМК МГУ. Они рассказали про интересный рынок, существующие возможности и качество поиска вьетнамского Google. Нам идея понравилась, и мы решили попробовать", - рассказал Виктор Лавренко. Сначала предприниматель вкладывал собственные деньги, после проект нашел инвестора. В начале этого года, когда поисковик только начал свою работу, Виктор Лавренко рассказывал СМИ, что через несколько лет Coc Coc Search сможет зарабатывать порядка $1 млрд в год. Также он отметил, что Вьетнам - не конечная цель проекта. Свои амбиции он охарактеризовал как "поисковик по всей Юго-Восточной Азии". По его словам, через некоторое время ключевые сотрудники команды могут переехать из Ханоя в Таиланд, Индонезию или Малайзию. На этой неделе Виктор Лавренко опубликовал в Facebook график, на котором видна динамика прироста пользователей Coc Coc с мая по сентябрь 2013 года.
Представители российского IT-сообщества поздравили предпринимателя с достижениями. "У Victor Lavrenko во Вьетнаме успехи, по-моему, лучше, чем у Яндекса в Турции :)", - прокомментировала график вице-президентMail.ru Group Анна Артамонова. RB.ru: - Виктор, как вам пришла идея создания именно этого бизнеса? Виктор Лавренко: - Поисковик - по-прежнему самый прибыльный бизнес в интернете. Однако пытаться создать поисковик на английском - бессмысленное занятие: качество Google - 99% от идеала (так называемая метрика nDCG), и даже если получится сделать 99,5%, пользователи это вряд ли заметят. Тем не менее, в России Google лишь 95-97% от идеала, и когда "Яндекс" делает 99%, это уже заметно, и поэтому-то такой отрыв в пользователях. Во Вьетнаме же качество поиска еле дотягивает до 85%, поэтому сделать что-то лучшее достаточно легко, особенно когда у тебя за плечами большой опыт в интернет-бизнесе (я в индустрии с 1999 года), и опытная команда (руководитель разработки Михаил Костин делает уже третий поисковик в своей жизни). Я Мишу знал давно, но в тот момент так получилось, что он уволился из Mail.ru и поехал отдыхать в Таиланд. В Азии ему понравилось, он задержался на несколько месяцев, а я предложил ему задержаться еще на несколько лет. Так и договорились. - Как удалось добиться такого роста? Списываете ли вы это на специфику рынка, или это полностью заслуга команды? - Просто мы сделали продукт, который значительно облегчает работу в интернете для пользователей во Вьетнаме. Маркетинг правильно показал преимущества, пользователи оценили и рассказали друзьям. - Вся ли команда находится во Вьетнаме, была ли потребность в переезде? Охотно ли соглашались россияне переезжать? - Вся команда находится во Вьетнаме, потому что невозможно делать успешные сервисы для Вьетнама, живя в России. Команда должна пережить, прочувствовать, понять, что нужно пользователям, сделать продукт и услышать ответную реакцию. Россияне соглашались переезжать вполне охотно, потому что тут дешевле жить, прекрасное жилье, которое оплачивает компания, 300 дней в году солнце, море рядом, свежие фрукты и вообще свободнее как-то дышится. Помимо жилья, компания предоставляет компенсацию медицинских расходов и 4 перелета в Россию в год, оплачивает часть расходов на курсы вьетнамского языка, а также помогает организовать переезд, сориентировать на новом месте, решить организационные проблемы, подобрать детские сады/ школы для детей и т. д. - Есть ли во вьетнамской корпоративной культуре какие-то особенности? Как вьетнамцы относятся к особенностям российской корпоративной культуры? - В корпоративной культуре вьетнамцы более зажатые - костюмы, золотые айфоны и важное выражение лица даже в айтишных компаниях. Мы привносим больше неформального общения, потока идей, casual стиля, креатива. На самом деле, такой стиль нравится всем. - Как вы думаете, каковы потенциал и перспективы вьетнамского рынка высоких технологий? Много ли возникает новых IT-проектов во Вьетнаме? - Потенциал рынка огромный. Вьетнам - непаханое поле перспектив и возможностей для крутых айтишников. Пользователей много, деньги тоже есть, но катастрофически не хватает технологий. Почти все крупные сайты - это только новостники. К сожалению, утечка мозгов во Вьетнаме гораздо сильнее, чем в России. |