Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=11236
Дата изменения: Sun Apr 10 10:49:32 2016 Дата индексирования: Sun Apr 10 11:49:31 2016 Кодировка: Windows-1251 |
![]() |
|||||||||
|
|
О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЧИСЛА В БИБЛИИ?
12 апреля в Свято-Филаретовском православно-христианском институте состоялся второй семинар 'Богословие и математика', сообщает Информационная служба СФИ. Как и в прошлый раз, он собрал математиков и богословов из Московского государственного университета, Высшей школы экономики, Независимого Математического университета, Института проблем передачи информации РАН, Тверского государственного университета и Свято-Филаретовского института. В начале семинара прозвучало два доклада, посвященных месту и значению чисел в Священном писании. Владимир Рыжиков, к.ф.-м.н., доцент ТвГУ, показал, что библейской традиции, в отличие от языческой, не свойственна сакрализация чисел, приписывание им магического значения. Он сделал акцент на различении символа и знака: символ своим смыслом приобщает адресата к той или иной реальности, связь же знака с обозначаемым предметом более условна и произвольна. Тему символики чисел в Священном писании продолжил Валентин Шехтман, д.ф.-м.н., профессор МГУ. Особое внимание он обратил на контекст, в котором встречаются одни и те же числа в Писании и, шире, в природе, науке, культуре. Например, число '4' - это и символ всего мира (четырех сторон света), и количество тактов в работе двигателя внутреннего сгорания. Число '7' - четверть лунного цикла - в библейской традиции означает полноту и целостность. А число '666' - не только символ антихриста в Откровении, но и вес золота (в талантах), 'которое приходило Соломону каждый год' (3 Цар. 10:14). Кроме того, число '6' может символизировать ненавистный израильскому народу Вавилон, где оно являлось основанием системы счисления (именно из Месопотамии мы унаследовали деление часа на 60 минут, а окружности на 360њ). Кроме того, '6' больше '5' (символа человека), но до полноты, до '7', ему не хватает '1' - числа, символически связанного с Богом. Таким образом, '666' можно понять просто как очень большое число, означающее вершину земного человеческого могущества и начало распада мира. Однако при подобных толкованиях можно говорить лишь о вероятном, а не абсолютном значении символов. Давид Гзгзян, к.филол.н., магистр богословия (СФИ), поставил вопрос о том как определить, насколько условны или, наоборот, очевидны метафорические значения тех или иных чисел в Священном писании. Как расшифровать смысл, стоящий за символом, и в то же время знать, где остановиться, чтобы не впасть в его сакрализацию и приписывание ему смысла, который за ним не стоит? Лариса Мусина, зав. кафедрой Священного писания и библейских дисциплин СФИ, отметила, что необходимо учитывать и различать как минимум три уровня значений символа: стоящий за ним архетип, духовную традицию, в которой он употреблен, и культурный контекст, из которого исходит автор толкования. Методологические ошибки возникают при попытке выдать смысл метафоры, возникающий в современном контексте, за изначальный и единственный. Размышляя над вопросом о значении шести дней творения, Юлий Ильяшенко, д.ф.-м.н., ректор НМУ, профессор мехмата МГУ, вспомнил слова протоиерея Всеволода Шпиллера о том, что рассказ о сотворении мира 'облачен в красивую форму мифа'. В то же время профессор-священник Георгий Кочетков, ректор СФИ, отметил, что мифопоэтический язык отдельных мест Писания часто становится преткновением для сознания, подавленного наукообразием. Так, креационизм - здоровая, духовно плодотворная идея о сотворении мира Богом - часто подменяется и дискредитируется неокреационизмом, т.е. буквалистским, внешним подходом к толкованию текста Писания, не учитывающим традицию, в которой он создавался. Обоюдное стремление к обоснованности и ясности рассуждений побуждает участников продолжить семинар летом 2011 года.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|