Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=9909
Дата изменения: Sun Apr 10 04:24:44 2016
Дата индексирования: Sun Apr 10 05:24:44 2016
Кодировка: Windows-1251
Клуб выпускников МГУ: Высшее образование: Гуманитарная катастрофа
 
Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Высшее образование: Гуманитарная катастрофа

Анатолий Голубовский

В последнее время судьба российской науки обсуждается бурно, но речь в основном о естественниках. А что с гуманитариями? С гуманитариями тоже все непросто, во всяком случае события, происходящие на ключевых гуманитарных факультетах МГУ, редко радуют.

На филфаке декан считает соответствующим нормам университетской жизни'консолидированное мнение руководства и профессуры филологического факультета МГУ', состоящее в том, что нужно изъять из продажи книгу'Энциклопедия русской души' Виктора Ерофеева, а самого писателя отдать под суд.'Консолидированное мнение' в виде письма отправлено осенью прошлого года председателю комитета Мосгордумы по культуре Николаю Губенко и до сих пор широко обсуждается.

На социологическом факультете - студенческие волнения, спровоцированные кадровой и научной политикой декана. Репутация факультета уничтожается, а президент Международной социологической ассоциации дезавуирует свою подпись под приветствием к 20-летию факультета.

На факультете госуправления разворачивается серьезнейший коррупционный скандал, в центре которого декан факультета и его дочь.

На факультете иностранных языков и регионоведения'Русский клуб' в 2009 г. открывается лекцией известного антисемита, националиста и отрицателя холокоста Олега Платонова. Того самого Платонова, под влиянием книг которого, как утверждает следствие, Александр Копцев набросился с ножом на прихожан московской синагоги.

Один из основных видов продукции университетской профессуры - учебные курсы, которые оформляются в виде учебных пособий. Знак качества для подобных текстов - гриф'рекомендовано', который присуждается решением учебно-методического совета(УМС) по той или иной специальности. 23 таких УМС входят в учебно-методическое объединение по классическому университетскому образованию, председатель совета которого - ректор МГУ, академик Виктор Садовничий. Учебные пособия с грифом УМС используются в учебном процессе по всей стране. Они вызывают доверие - ведь профильные УМС возглавляют деканы соответствующих факультетов МГУ, а в состав советов входят деканы - представители 80 крупнейших российских государственных университетов.

Но авторитетные рекомендации подчас выдаются довольно сомнительным учебным пособиям. К примеру, совсем недавно УМС по истории и искусствоведению поставил гриф'рекомендовано <...> в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности'история' на учебное пособие'История России. 1917-2009'(2010 г., изд. 3-е, расширенное и переработанное, авторы - профессора исторического факультета МГУ доктора исторических наук Александр Барсенков и Александр Вдовин).

Пособие это, как указано в аннотации, -'самое полное на сегодняшний день изложение университетского учебного курса отечественной истории с 1917 г. до наших дней'. Поскольку грифы и методические гарантии выглядят чрезвычайно солидно, остается предполагать, что, по мнению уважаемых членов УМС, нормам'классического университетского образования' соответствует, например, такой ошарашивающий неискушенного читателя тезис:'В Советском Союзе из 70 лет его истории значительная часть приходится на годы правления, когда лидерами страны были лица нерусской национальности. История национальной политики большевиков с первых лет советской власти была историей постоянного преодоления возникающих в многонациональном государстве трудностей усилиями прежде всего русского народа'(с. 12). Что это за'нерусская национальность' такая? Что это все значит?

Еще страшнее становится, когда читаешь изложенную Барсенковым и Вдовиным историю депортации крымских татар.'Образование еврейской республики в Крыму, куда могли бы приехать евреи со всего мира, обещало приток в СССР больших капиталов. Сталину говорили о возможности получить таким путем от Запада $10 млрд. Предложение было заманчивым, но требовало переселения значительной части жителей Крыма. В 1944 г. ГКО принял постановление о выселении крымских татар, составлявших, по переписи 1939 г., 19,4% населения Крыма. Депортация открывала возможность для перехода к практической реализации плана Еврейского антифашистского комитета'(с. 349).

Авторы прямо утверждают, что депортация крымских татар была связана с необходимостью очистить территорию для евреев. А обоснование'мероприятия', придуманного Берией, -'предательские действия крымских татар' - было только ширмой для интриги с еврейским Крымом. Неужели и это'соответствует нормам'?

Какие бездны могут открыться при внимательном чтении'учебных пособий' - просто дух захватывает. Но если не читать и не обсуждать, может оказаться, что'грифы' выклюют инновационные и модернизационные мозги. Ведь именно гуманитарное образование способно и даже обязано разворачивать общественное сознание в направлении системной модернизации.

Автор - социолог, кандидат искусствоведения, выпускник исторического факультета МГУ


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 01.09.2010  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.