Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=8951
Дата изменения: Sun Apr 10 03:08:37 2016 Дата индексирования: Sun Apr 10 04:08:37 2016 Кодировка: Windows-1251 |
|
|
НОВАЯ РУССКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Сергей Шаповал
'Счастливые поколения занимаются шведской гимнастикой, несчастные - переоценкой ценностей', - заметил как-то один остроумный человек. Наметившаяся было переоценка ценностей закончилась ничем, а вот шаг в сторону шведской гимнастики сделан. Появилась новая реальность, в которой действуют новые правила, жизнь стала описываться массой новых понятий. Взять хотя бы такой немаловажный эпизод в жизни человека, как устройство на работу, вы с той или иной степенью неизбежности столкнетесь с понятиями 'менеджер', 'резюме', 'портфолио', 'дресс-код', 'корпоративная культура' и т. д. Это вам не личный листок по учету кадров заполнить. Тут есть подводные камни и такие тонкости, о которых надо знать заранее. Что делать? Да ничего особенного: нужно зайти в любой книжный магазин и найти стеллажи с пометкой 'Психология'. Вас ждет море разливанное книг, в которых доступно объясняется, как не только устроиться на работу, но и буквально за месяц сделать головокружительную карьеру, как, совершив семь определенных шагов, можно стать состоятельным человеком, как выйти в начальники и оказывать влияние на своих подчиненных, как правильно вести переговоры и т. д. Однако этим 'психологическая' литература не исчерпывается, такое же море книг посвящено личной жизни современного человека: как стать стервой, как бороться с изменами мужа, как пережить развод, как соблазнить женщину за пятнадцать минут, как манипулировать мужчинами и пр. Все это могло бы походить на изрядный прикол, если бы эти, с позволения сказать, книги не издавались огромными тиражами и не раскупались столь же огромной аудиторией. Тут не шутка, тут серьезный духовный феномен. Вот что говорит редактор серии 'Бытовая психология' одного из самых крупных отечественных издательств 'ЭКСМО' Наталья Матушевская: 'Наиболее (до 95%) востребованы книги по психологии успеха и психологии удачи. Под успехом понимается достижение социального и делового признания, удача трактуется гораздо более широко, поэтому в советах по ее достижению могут быть использованы волшебные методики'. Вот так - 'волшебные методики'. Интересуюсь, как подбираются авторы и какую экспертизу проходят рукописи. 'Авторами наших книг могут быть не только психологи, но и люди, сами добившиеся в жизни успеха, которым есть чем поделиться с другими. Их соотношение примерно пятьдесят на пятьдесят. В издательстве существует штат рецензентов, которые оценивают текст книги. Вторым фильтром являются фокус-группы, которые мы проводим в Интернете', - говорит Матушевская. Таким образом, серьезной экспертизы у профессиональных психологов не существует. Оно и понятно: только процесс затормозится. А книгу может написать человек, который в начале 90-х держал ларек, а потом открыл магазин - успех очевиден. Ну а что тиражи? По словам Матушевской, в ее серии за прошлый год издано тридцать наименований книг, тираж каждой из них в среднем составил пятьдесят тысяч экземпляров. Это только в одной серии одного издательства! А ведь игроков на рынке очень много. Человеку сегодня приходится приспосабливаться к бурно развивающимся и головокружительно меняющимся реалиям. 'Психологическая литература' выступает в роли помочей или костыля, помогающих выстоять при серьезном напоре действительности. Робкому, застенчивому человеку рекомендуется превратиться в танк, прущий к новой должности. Изменилась и парадигма межполовых отношений. Женщина, доля которой была робко стараться понравиться, уступила место стерве, искусно манипулирующей мужчинами. Мужчина должен превратиться в брутального самца, за считаные минуты добивающегося от женщины своего. Тотальный успех превратился в ценность. Вот что за этим видит заведующий отделом клинической психологии Центра психического здоровья Российской академии медицинских наук Сергей Ениколопов: 'Для реализации того, о чем пишут расплодившиеся книжки, необходимо общаться, а за последнее время стало ясно, что очень много людей у нас не умеют этого делать. Налицо общая инфантилизация, уход от ответственности, все большая формализация общения. А общению нужно учить уже в школе. В западных школах приняты вольные обсуждения, открытые дискуссии, навыки общения прививаются по ходу обучения. Поскольку в нашей школе другие приоритеты, простое человеческое общение практически исчезает. Дворовая жизнь современного школьника исчезла, ушли в прошлое контакты между соседями, он живет по схеме школа-дом. Позднее такой человек столкнется с тем, что он не умеет выразить себя, доказать свою правоту, дискутировать. То есть речь идет о проблеме некоммуникабельности. Этим и обусловлен успех этих как бы психологических книг'. К примеру, в потоке литературы, которая описывается странным понятием 'бизнес-психология', главенствует тема коммуникабельности: как наладить отношения с начальником, как правильно провести переговоры, как убедить покупателя, как общаться, чтобы продвигаться по карьерной лестнице, и т. д. Широкое распространение 'современной психологической' литературы часто благосклонно объясняется тем, что она заменяет поход к психоаналитику. Во-первых - это заблуждение, во-вторых - иллюзорное представление о мире. 'Психоаналитик на Западе - фигура вторичная, потому что б о льшую роль играют психотерапевты. У нас сложилась легенда о господстве психоанализа в Европе и Америке, в то время как там он давно ушел на второй план. Сегодняшняя популярность психоанализа у нас напоминает ситуацию, когда белые люди дарят папуасам кремневые ружья, а сами уже стреляют из автоматического', - говорит Ениколопов. И все же посещение психоаналитика - это акт общения, чтение же сомнительной книжки и результат даст сомнительный. Серьезная проблема состоит в том, что 'психологическая' поп-литература не просто подменяет серьезную науку махровым гламуром - это полбеды, она переносит на нашу почву массу западных тестов и тренингов, которые используют в наших новоиспеченных корпорациях. Но дело в том, что общение в западных странах и у нас совсем не одно и то же, наша корпорация при всем желании не станет в точности такой же, как, скажем, американская. Нужны отечественные разработки или хотя бы адаптация западного материала к нашим условиям. Сейчас же получается, что судьбы конкретных людей зависят от иностранных методик, поскольку отрицательный результат по тому или иному тесту становится основанием для отказа в приеме на работу. На таком фоне происходит настоящая деградация научной психологии. Серьезные разработки не востребованы, государство благополучно забыло, что не одна социальная экспертиза без участия психологов останется неполной, особенно в стране, находящейся в стадии серьезных перемен: талантливые выпускники психологического факультета МГУ все чаще уезжают на Запад. У нас заложена крайне опасная тенденция, которую поддерживает и расширяет новая 'психологическая литература', - разрушение возможностей полноценной коммуникации. На этот счет Сергей Ениколопов сделал крайне любопытное наблюдение: 'Некоторое время назад довольно активно обсуждали фильм Алексея Попогребского 'Простые вещи', но никто не заметил одного - этот фильм является прямым продолжением 'Полетов во сне и наяву'. Главные герои обеих картин одного возраста, проблемы у них одинаковые. Но герой Янковского фантастически коммуникабелен, именно за это ему все прощается. Герой 'Простых вещей' некоммуникабелен абсолютно, единственная возможность коммуницировать - выпить водки. Персонаж 'Полетов' был совершенно не реализован, он попросту не нужен стране, но вот через двадцать с лишним лет мы сталкиваемся с таким же типажом, который, правда, мычит, а не говорит'. Примитивизируя представления о человеке, общество делает опасный шаг. Разгул невежественной серости и шарлатанов до добра не доведет. Между стремлением к успеху и умением его добиться большая разница. Более того, сконцентрированность на нем, азарт, с которым к нему необходимо стремиться, свидетельствуют о том, что его обрести не удастся. И страна непременно ощутит силу этого разочарования.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|