Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=8946
Дата изменения: Sun Apr 10 03:14:41 2016 Дата индексирования: Sun Apr 10 04:14:41 2016 Кодировка: Windows-1251 |
![]() |
|||||||||
|
|
Ревность пророка. Выставка Веры Преображенской в Галерее на Солянке
Вера Преображенская - женщина, исполненная спокойного и почти строгого чувства собственного достоинства. И - с отменным чувством юмора: когда на открытии ей вручили почетную грамоту за заслуги и прочее, и прочее - в ответ она тут же определила, что повесит ее на стенку. Московская дорога ее занятий и увлечений (родилась Преображенская на Сахалине) началась на биофакеМГУ. Потом были изостудии, ученичество у Георгия Ряжского и кружок Элия Белютина 'Новая реальность', в котором Преображенская обосновалась в начале 60-х. Белютинское объединение наряду с Лианозовской группой Оскара Рабина было одним из первых, кто в советском изо, не стесняясь, высказывался, так сказать, 'против шерсти' соцреализма. Белютинцы искали реальность внутри человека, оглядываясь на экспрессионизм и абстракцию. На это наложилась разработанная самим Белютиным теория всеобщей контактности. Согласно ей, холст - как лакмусовая бумага, восприимчивое отражение всех конфликтов художника с миром, в том числе и со своим внутренним миром. В 62-м белютинцы открыли выставку на Большой Коммунистической (по иронии судьбы переименованной теперь в ул. Солженицына), сразу же оттуда часть работ (Преображенской в том числе) переехала в Манеж на 'празднование' 30-летия МОСХа. Что было потом - известно. Хрущеву художники пришлись не ко двору - оттепель повернулась к новым заморозкам. Власть сама прочертила границу между своим и 'другим' искусством. Но дело даже не в этом: нынешняя выставка хронологически шире и, несмотря на название, не имеет цели показать борца и мученика. В работах Преображенской удивляет бешеный темперамент, который то взрывается такими красками и формами, о которых трудно догадаться, то загоняется едва ли не в лирические рамки. В 60-70-е - залы сохраняют хронологию: рядом с обычным 'Синим портретом' девушки вдруг накатывает и разражается красно-оранжево-синим клокотанием 'Ревность'. Вот она, теория контактности. Она же в поисках 'Моего вчерашнего настроения' и в попытке зафиксировать неуловимые черты и эмоции, растворяющиеся в цвете, но выскальзывающие из зеркала на автопортрете. Пути формализма Веры Преображенской вьются в разные стороны. И к мирискуснической манерности, к примеру, Сомова - в тонких ироничных графических сериях 'Пляска смерти' и 'Memento mori', где средневековой (откуда пляска и пришла) выдержки скелеты то подсматривают за уединившимися в парке парочками (тоже как будто сомовской выделки): то ведут пионеров. Художница любые влияния все равно преобразует в своем русле: возьмет ровно столько, чтобы сделать свое и другое. И если появится 'Кумская сивилла' мощи микеланджеловского Сикстинского свода, то рядом будет совсем не ренессансное 'Благовещение', где вместо Марии и архангела остается залитое божественным светом распахнутое окно. А позднее появится почти супрематический разлом 'Изгнания из рая' с разделением на 'до' и 'после' и 'Пророк' с пристальным даже не взглядом, а глазами, смотрящими сквозь синий холод и красное пламя (пророк ведь должен 'жечь сердца людей!'). Смелость быть разной выдаст на-гора - пусть и в разное время - то черное темперное 'Утро' (да, черный рассвет), то экспрессионистские, геометризованные библейские сюжеты. То с каким-то почти щемящим чувством нежности расскажет безмолвный 'Разговор', растворяющийся - или складывающийся из цветных песчинок-пылинок, разговор не слов, не глаз, а силуэтов с их еще только оформляющейся интенцией движений. То 'Судью на мыло' с летящими за плоскость холста воспаленными, раздраженными глазными 'фишками'. И после обычных - 'начальных' - реалистичных пейзажиков-зарисовок с Белого моря своевольно отобьет цветную дробь или с вызовом взмахнет юбкой-солнцем 'Фламенко'. То, что раньше было обвинением в формализме, было и знаком принадлежности к кругу 'своих', которым есть что сказать от себя. У нас сложился странный принцип устраивать 'нераскрученные' выставки не просто, а не иначе как дождавшись юбилея: И если по этому случаю картина живописи определилась, то графика еще ждет своей очереди.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|