Артемий Лебедев: Газета нужна, чтобы прибить муху
Алена Каминская
|
- Я не смотрю фильмы с бюджетом меньше $10 млн. Они плохие.
Фото: из архива 'КП'. | | |
Известный дизайнер признался в том, что одевается безвкусно, не смотрит телевизор и не читает книг
О работе
- В каком возрасте вы стали интересоваться всякими дизайнерскими штучками?
- Когда я начинал, меня слово 'дизайн' не очень возбуждало. Меня возбуждало слово 'реклама'. И еще я фотографировал. Я думал, что буду делать рекламу и фотографировать. Потом выяснилось, что это называется дизайн. А в детстве я такого слова не знал, и поэтому все, что имело отношение к дизайну, проходило мимо меня.
- Не кажется ли вам, что Интернет скоро вытеснит печатные издания?
- Нет. Пока Интернет нельзя в трубочку свернуть и муху на стене прибить, газета нужна.
- Как вы относитесь к тому, что очень многие люди сидят в 'паутине' часами? Для них это уже вторая реальность, как в 'Матрице'.
- Очень хорошо отношусь. Когда ребенка родители спать положили, а он читает под одеялом с фонариком книжку - это не вторая реальность?
- А чаты, форумы?
- Это то же самое, только более доступно. С книжкой нужно хоть какое-то интеллектуальное усилие применить, а в чате можно сидеть, писать букву 'Ы' до бесконечности, и ты будешь своим чуваком.
- И вы в чатах сидели?
- Я свое отсидел. Я прошел все этапы от рождения этого дела. Мы вообще были самые первые, еще когда даже Интернета не было, а была система ДжиПиЭс. Я 7 лет сидел во всех видах чатов. Мне это надоело. Я запретил всем остальным у себя в компании это делать.
О моде и телевидении
- Помогают ли вам навыки дизайнера, например, при выборе одежды?
- Нет. Я одеваться не умею. В какой-то момент я решил, что не готов носить привычную для дизайнеров униформу: майки, брюки простые и патлы какие-то. И оделся наоборот. Купил себе костюмы, галстуки, рубашки, запонки. И все были, конечно, в полном отпаде, потому что они такой образ никогда не видели - дизайнер одет, как бизнесмен?! А для меня это был протест против того, что они-то думают, что они свободные, и при этом носят униформу.
- А есть дизайнеры, которые одеваются так же, как вы?
- Все равно все в майках ходят.
- То есть примером ни для кого не послужили?
- Я никакую позицию своей одеждой не транслирую.
- Но одеваться вы все-таки умеете. Сейчас вы вполне прилично одеты:
- Это просто сейчас вам повезло. Вообще, я совершенно безвкусно подбираю ботинки к цвету брюк и к цвету рубашки. Нельзя сравнивать внешность дизайнера с тем, что он делает - это очень большая ошибка.
- К телевидению, насколько я знаю, вы не очень хорошо относитесь?
- Российское телевидение не смотрю вообще, а иностранное смотрю в отелях.
|
Артемий Лебедев. 'Дама с собачкой'. | | |
- Откуда в таком случае вы получаете информацию?
- Отовсюду. В основном та информация, которая приходит через телевидение, - это уже что-то обработанное. Полуфабрикат какой-то. Для того чтобы понять, как устроена корова, не нужно идти в кулинарию и изучать котлеты. Для того чтобы понять, как устроен мир, не надо смотреть телевизор. У меня вообще дома телевизора нет. У меня есть DVD и есть проектор, я смотрю кино.
- Наше кино или иностранное?
- Любое. Обычно я не покупаю фильмы, у которых бюджет меньше 10 миллионов долларов.
- А есть разница?
- У всех плохих фильмов бюджет меньше 10 миллионов...
- 'Гарри Поттера' смотрели?
- Конечно. Я книжки не читаю, но фильмы смотрю все. В 10 лет я бы, конечно, читал 'Гарри Поттера', но в то время я читал Жюля Верна. Я не люблю фэнтези и все такое.
- А фильмы как смотрите?
- С точки зрения кинематографической. Сюжет - это не то, ради чего я пошел бы смотреть, например, 'Гарри Поттера'.
- А книги какие читаете, помимо специализированной литературы на английском языке?
- Я их очень редко читаю. Книги на пенсии прочту.
- Мамочку свою не смотрели в 'Минуте славы'?
- Нет.
- Ни разу?!
- Нет.
- А музыкальные предпочтения?
- Я слушаю МP3. Все, что без слов, чтоб не мешало работать. Простое, немножко тынц-тынц, немножко у-у-у.
О личном
- Вы сейчас выпустили интересную книжку о дизайне, а детскую книжку не хотели бы написать?
- У меня есть серия детских книжек. Я придумал идею, как надо с детьми общаться, без сю-сю.
- На равных?
- На равных. Показывать им злость и бешенство. И все прочие эмоции, чтобы они знали, что это есть. Все книжки, которые есть сегодня, были написаны в 30-е годы. С тех пор ничего нового не сделано. Либо это настолько плохо, что вообще нельзя детям давать. Маршак, Чуковский: это все замечательно. Но 'Мойдодыр' был нужен, когда люди вообще не мылись, была поганая гигиена. А сегодня у детей уже мобильные телефоны. На ребят они действуют просто магическим образом. Они меняются, становятся самостоятельными.
|
Артемий Лебедев. 'Пользователи'. | | |
- Телевизора у вас дома нет, а СВЧ-печка, дизайн которой вы придумали, есть?
- На работе. У нас две кухни, там две микроволновки. А дома у меня готовит специальная женщина, и микроволновка ей совершенно не нужна.
- Квартира у вас все еще съемная?
- Съемная.
- Неужели не накопили на свою?
- Я просто не считаю нужным тратить деньги непонятно на что. То, что в Москве стоит миллион, на самом деле стоит 100 тысяч. Я не готов переплачивать, потому что я в этом разбираюсь. А те, кто не разбираются, те переплачивают.
- Но ведь хочется, чтобы было свое:
- Я в съемном сделал свое и счастлив. И так может сделать каждый. Я новый пол постелил, стены все переделал, одну даже снес. Ванну построил.
- Как вы все успеваете - руководить, работать: Вы трудоголик?
- Мне просто лень уйти с работы.
КОМПЕТЕНТНО
Лебедев считает, что слово 'кофе' должно быть среднего рода:
- Мужской род бедному напитку достался от устаревших форм 'кофий' или 'кофей'. К примеру, до войны слово 'метро' тоже было мужского рода (потому что метрополитен - он). В газетах писали: 'наш метро'.
:'Кофе - он' - такая же глупость и архаика, как январское отмечание Рождества 'по старому стилю'. Кофе должно быть среднего рода.
ДОСЬЕ 'КП'
Артемий Лебедев родился в Москве 13 февраля 1975 года. Праправнук Алексея Николаевича Толстого. Мама - писательница Татьяна Толстая. Папа - профессор, филолог Андрей Лебедев.
Два курса проучился на журфаке МГУ. В 1992 году основал с партнером свою первую студию 'А-квадрат'. Разрабатывал 'Яндекс' (www.yandex.ru), сайт московского метро (www.metro.ru), электронное собрание сочинений Акунина (www.akunin.ru ), дизайн часов, аудиотехники, стиральных машин, логотипы и т. д. С 2001 года занимается промышленным дизайном. В 2001 году студия Артемия Лебедева получила награду на фестивале 'Каннский лев' за Интернет-разработки. Был автором идеи четырехбуквенных названий книг Татьяны Толстой 'Кысь', 'Ночь', 'День'. Является прототипом героя романа Татьяны Устиновой 'Запасной инстинкт'.
Холост.
|