- Какую долю в структуре вашего бизнеса занимает обучение заказчиков в московском учебном центре, в региональных офисах компании, сколько приходится на дистанционное обучение? Как менялось это соотношение в течение последних двух лет? - Провести четкую грань достаточно сложно. Многие проекты, особенно ориентированные на крупных корпоративных клиентов, имеющих разветвленную филиальную сеть, реализуются через московский учебный центр, но обучение проводится по всей территории России. Если такие курсы условно считать проводящимися в Москве, то исключительно региональный тренинг занимает 20 - 25%. Доля дистанционного обучения пока относительно невелика - в пределах 10%, это направление только развивается. Такой вариант обучения популярен в основном у корпоративных клиентов. Мы замечаем, что возрастает интерес к смешанной форме обучения, когда одна часть программы постигается дистанционно, а другая - очно. Для одного из наших заказчиков мы обучили 7 тыс. работников по программе, связанной с внедрением ERP-системы. По результатам курсов был проведен опрос сотрудников. На вопрос 'готовы ли вы к практической работе после прохождения проекта' ответ 'готов' дали 99% опрошенных. Для нас это хороший результат. Курсы, связанные с внедрением ERP-систем, сейчас очень востребованы в металлургии. Такие крупные компании, как 'РусАл', 'Норникель', 'Северсталь', Магнитогорский металлургический комбинат внедряют ERP-системы. У 'РусАла', в частности, планируется диверсификация бизнеса, и необходимо провести соответствующую подготовку сотрудников. Открывается отделение в Африке, где разрабатываются бокситы, - там мы тоже будем обучать персонал. Наиболее популярны программы, связанные с менеджментом, финансовым анализом, экономическими проблемами. Тонкости ИТ интересуют около одной пятой части заказчиков. Для нас важно не столько обучение само по себе, сколько степень его влияния на повышение эффективности работы компании. Поэтому в наших учебных проектах может быть несколько этапов. Первый - 'коробочное' обучение: внедрен новый продукт, и нужно научить людей им пользоваться. Второй этап - анализ того, каким образом новые знания повлияли на продуктивность работы персонала. И наконец, третья стадия - изучение произошедших изменений в бизнесе компании. Это самый высокий уровень, и даже на Западе он освоен не многими. Для успешной организации подготовки персонала на предприятии с использованием дистанционного обучения прежде всего необходимы готовность самого предприятия, наличие корпоративной информационной системы, в которую будет встроена система обучения, а также заинтересованность и участие отдела персонала. Обучение на предприятии - достаточно сложный комплекс. Очень часто людей надо заставлять учиться и работать по-новому, а это всегда очень сложно. Нелегко и с недавними выпускниками вузов, где дистанционное обучение не практикуется. Подобная форма получения знаний для них непривычна. Конечно, по экономической составляющей дистанционное образование заметно отличается от очного. При желании повысить свою квалификацию можно пройти необходимые курсы и в индивидуальном порядке.
- Каковы, на ваш взгляд, основные преимущества и недостатки перечисленных форм обучения (как с точки зрения заказчиков, так и с точки зрения сотрудников и преподавателей УЦ)? - Преимущества при определенных условиях превращаются в недостатки, а недостатки, в свою очередь, могут обернуться преимуществами. Дистанционная форма обучения, например, позволяет учиться в любое время, непосредственно на рабочем месте. Это плюс - но только при должной организации труда. Когда человека постоянно отвлекают, ни о каком обучении не может быть и речи. Кроме того, если специалист не обладает достаточным уровнем самодисциплины, он будет проходить курс в последний момент, 'все сразу' и наспех. |