На конференции приняли участие ученые - специалисты по современной и классической фантастике из ведущих вузов Москвы, Белгорода, Новгорода Великого и Новгорода Нижнего, Твери и Ярославля, Орла и Самары, Перми и Санкт-Петербурга, Вологды и Екатеринбурга и других регионов Российской Федерации, критики, издатели, представители общественных организаций. Конференция не осталась без внимания зарубежных литературоведов, что и неудивительно, подобного ученого форума, посвященного фантастике во всех ее проявлениях в нашей стране еще не проводилось.
Назовем хотя бы некоторые учебные заведения, направившие своих представителей в Москву на филологический факультет МГУ - Римский университет La Sapienza , Университет Нового Южного Уэльса, Сорбонна-Париж IV , Институт общего и сравнительного литературоведения им.Петера Сонди, Берлин а также университеты и общественные организации Болгарии, Польши, Израиля, Канады, Украины, США, Германии и Латвии.
Российская фантастика пользуется заслуженным уважением во всем мире, что лишний раз подтверждает самоценность русской культуры вне зависимости от границ. Светлана Самохина-Труве из Франции свидетельствует о популярности произведений советского писателя-философа Геннадия Гора среди студентов факультета славистики Сорбонны, Лариса Королева из Сиднея рассказывает, что ее студенты в своих работах обращаются к романам Лукьяненко о Ночном Дозоре, а Матиас Швартц из Берлина специализируется на советской фантастике 60-70-х годов XX века.
На конференции работали секции филологических, социально-культурных и философских аспектов фантастики. Диапазон научных докладов и дискуссий простирался от классических филологических изысканий на тему творчества Пушкина, Достоевского, Апухтина, Амфитеатрова до братьев Стругацких, Олди, Камши, Семеновой, утопий и антиутопий, киберпанка и категориального аппарата фантастики. Руководил филологами профессор Стефано Бартони (Италия).
Среди тематики выступлений, связанных с социально-культурологическими аспектами, обсуждались вопросы экранизации фантастических произведений, религиозных тем, альтернативной истории, социальной прогностики и педагогических идеалов в современной фантастике. Профессор Борис Ланин (Москва), возглавлявший работу данной секции, отметил важную роль фантастики в современной культуре и выразил надежду, что подобные мероприятия помогут более четко выявить эту роль.
Философская секция определяла фантастику как способ познавательной практики, выясняла модальность фантастического, разбиралась с фантастической онтологией и обращалась к творчеству Ефремова и Стругацких, Гора и Пелевина, Лукьяненко и Лавкрафта.
Профессор Ольга Астафьева (Российская Академия госслужбы при Президенте РФ), завершая научную часть конференции, пожелала современной фантастике в большее мере использовать "прогностически-воспитательную" функцию.
Почетными гостями конференции стали именитые представители фантастического цеха. Среди них - обладатель практически всех наград за фантастические произведения волгоградец Евгений Лукин, "нечаянный отец жанра современной российской фэнтези" Святослав Логинов, нестареющий Геннадий Прашкевич. В качестве культурной программы участники конференции получили редкую возможность побывать на камерном концерте Евгения Лукина, известного так же, как прекрасный автор-исполнитель. Участвовал в концерте также друг и герой песен Евгения - Михаил Шелаев. Песни Лукина оказались хорошо понятны даже иностранцам, хотя посвящены сугубо российским реалиям.
Сегодня на круглом столе в Союзе писателей России фантастоведы встретились с руководителями Союза и подвели официальные итоги.
Фантастика все теснее входит в нашу жизнь. Входит не только как литература, хотя сегодня трудно найти популярное произведение, в котором не было бы элементов фантастики. Кино, музыка, телевидение, реклама используют фантастические детали, бывшие ранее достоянием одних лишь фантастов. Реальность окружающая нас с каждым днем становится фантастичнее. Сознание современного человека во многом мифологизировано именно фантастикой. Именно поэтому в наше, тесно сближающееся с фантастикой время, необходимо пристальное внимание к жанру и детальное его изучение. В рамках этой задачи и работала международная научная конференция "Русская фантастика на перекрестке эпох и культур".