Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=4019&print=yes
Дата изменения: Sun Apr 10 16:04:07 2016 Дата индексирования: Sun Apr 10 17:04:06 2016 Кодировка: Windows-1251 |
Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Социологи МГУ изучили реформу системы образования
26 января в клубе 'Пеликан' состоялась пресс-конференция, посвященная презентации социологического исследования, выполненного Центром социологических исследований МГУ в рамках проекта Национального фонда подготовки кадров (НФПК) 'Реформа системы образования'. Исследование проводилось в мае-июне 2005 года, всего было опрошено 4718 человек, на федеральном и региональном уровнях. На региональном уровне исследования проводились в Воронежской, Самарской, Свердловской областях и Республике Чувашии. О некоторых результатах соцопроса журналистам рассказали исполнительный директор НФПК Елена Соболева, аналитик московского офиса МБРР Кирилл Васильев и заведующий лабораторий Центра социологических исследований МГУ Александр Гаспаришвили. В частности, по мнению А. Гаспаришвили, исследователям удалось опровергнуть миф о том, что среди учителей России высока доля мигрантов из стран СНГ. Установлено, что на самом деле количество мигрантов не превышает 7 процентов. Впрочем, большинство выводов социологов, по признанию выступавших, совпадает с данными других исследований и общепринятыми представлениями о проблемах, существующих в сфере образования нашей страны. Однако теперь в распоряжении энтузиастов развития отрасли появились конкретные факты и цифры, а чиновники и политики смогут принимать решения, основанные не только на интуиции и житейском опыте, но и на данных серьезного научного исследования. Итак, некоторые выводы ученых. Система образования, по их мнению, стала в наше время одной из наименее престижных сфер занятости, причем только 14,1 процента учителей надеются, что престиж их профессии повысится. В школе сегодня продолжают работать преимущественно 'женщины среднего возраста', средний возраст российских учителей - 43 года, директоров - 49 лет, пенсионного возраста достиг каждый десятый учитель страны. При этом большинство этих людей - 68 процентов - имеют высшее профильное образование, педагогическое. Еще 11,2 процента со средним специальным педагогическим образованием. В целом по России 84,2 процента учителей и 94,6 процента директоров имеют диплом о высшем образовании. Общеизвестна и причина столь низкой самооценки и социального пессимизма - низкая зарплата учителя, средняя по стране по основному месту работы в школе - 4812 рублей. Средняя зарплата директора - 6912 рублей. Важно отметить, что основная зарплата составляет 88 процентов в личных доходах учителей, а для 9,8 процентов - до половины личного бюджета. Совместительством занимается треть опрошенных. При этом отношение учителей к реформе образования нельзя назвать однозначным. 40 процентов выступают за реформы, и еще 40 процентов - против, а 20 процентов пока не определили своего отношения. Более оптимистичны по отношению к процессам модернизации директора школ, и, далее, по возрастающей - руководители местных органов управления образованием. Наиболее негативно изменения оценивают родители. Более позитивно к переменам настроены учителя, принимающие участие в общественных органах управления образованием, а также достигшие более высокого уровня благосостояния. А если учителя отмечают, что их материальное положение улучшается, то в этом случае возрастает и положительное отношение к модернизации. Анатолий Теплов, 'Большая перемена'. |