Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mgubs.ru/images/Image/Reglament_ekzamenov_i_zachetov(1).doc
Дата изменения: Fri Jul 16 17:10:24 2010
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:35:55 2012
Кодировка: koi8-r

РЕГЛАМЕНТ
ПРОВЕДЕНИЯ КУРСОВЫХ ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЧЕТОВ
В Высшей школе бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова

I. Общие положения
1. Настоящий Регламент подготовлен в соответствии с Законом Российской
Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января
1996 г. ? 12-ФЗ, Федеральным законом «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» от 2 августа 1996 г. ? 125-ФЗ, Типовым
положением об образовательном учреждении высшего профессионального
образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5
апреля 2001 г. ? 264, Государственными образовательными стандартами
высшего профессионального образования по специальностям и направлениям
высшего профессионального образования, утвержденными приказом
Минобразования России от 02.03.2000 г. ? 686, Уставом Московского
Университета и Положением о зачетах и экзаменах Московского
государственного университета.
2. Регламент проведения курсовых экзаменов и зачетов в Высшей школе
бизнеса МГУ (далее Регламент) определяет порядок допуска, сдачи
курсовых экзаменов и зачетов студентами, а также порядок ликвидации
академической задолженности и отчисления студентов за академическую
неуспеваемость.
3. Курсовые экзамены и зачеты проводятся по дисциплинам утвержденного
учебного плана по соответствующим специальностям и направлениям
высшего профессионального образования.
4. Знания, умения и навыки обучающегося определяются оценками «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено» и
«незачтено».
5. Форма аттестации (экзамен, зачет) определяется учебным планом. По
отдельным дисциплинам, а также видам практики и курсовым работам может
предусматриваться зачет с дифференцированными оценками («отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
6. По разрешению декана Факультета хорошо успевающие студенты могут
сдавать экзамены и зачеты по дисциплинам, читаемым в Университете, но
не входящим в учебный план по данной специальности (направлению) и не
дающим дополнительную специализацию. По личному заявлению студента
результаты этой аттестации вносятся в экзаменационную ведомость,
зачетную книжку и в приложение к диплому.
7. Студенты, обучающиеся по программам высшего профессионального
образования, сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12
зачетов. В указанное число не входит аттестация по физической культуре
и факультативным дисциплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные
сроки (по индивидуальным планам), в течение учебного года сдают не
более 20 экзаменов.
8. Экзамены сдаются в периоды экзаменационных сессий, предусмотренные
экзаменационными планами.
9. Если в рабочем плане теоретические и практические курсы заканчиваются
раньше экзаменационной сессии, то экзамены и зачеты по учебным
дисциплинам могут проводиться в течение семестра. При этом
обеспечиваются все необходимые условия для сдачи экзамена или зачета.
Отчетность по данному предмету обобщается в конце сессии со всеми
сданными дисциплинами.
10. Студенты, которым в пределах общего срока обучения разрешен
индивидуальный график занятий, могут сдавать зачеты и экзамены в
межсессионный период в сроки, установленные деканатом факультета.
11. Проведение экзаменов и зачетов должно обеспечивать возможности
реального контроля знаний и навыков в соответствии с учебными планами.
12. В рамках каждого учебного курса устанавливается перечень
индивидуальных и групповых заданий, выполнение которых рассматривается
как обязательный элемент изучения курса и одновременно форма текущего
контроля знаний и навыков. Результаты выполнения таких заданий могут
быть учтены при прохождении итогового контроля по соответствующему
курсу.

II. Подготовка к сдаче экзаменов (зачетов)

1. В начале изучения соответствующей дисциплины студенты получают
программу курса и полные сведения о системе оценки знаний. В комплекте
методических материалов также содержатся ожидаемые результаты изучения
курса (чему должен научиться студент, что он должен знать, уметь, о
чем должен иметь представление). Разъяснения по системе оценки знаний
студент получает на первом занятии.
2. По каждой дисциплине, выносимой на экзаменационную сессию, проводятся
консультации не позднее 13 ч дня, предшествующего экзамену.

III. Сроки сдачи экзаменов и зачетов
1. Сроки проведения курсовых экзаменов (экзаменационная сессия) и
перечень сдаваемых курсовых экзаменов и зачетов по учебным дисциплинам
утверждаются соответствующими приказами ректора за месяц до начала
сессии.
2. Расписание экзаменов и консультаций составляется в соответствии с
приказом ректора о сроках проведения экзаменационной сессии,
утверждается деканом и доводится до сведения преподавателей и
студентов не позднее чем за две недели до начала сессии.
3. Дата и время каждого конкретного зачета и экзамена устанавливаются
приказом декана по согласованию с преподавателями. Расписание
составляется таким образом, чтобы на подготовку к экзаменам по каждой
дисциплине было отведено не менее трех дней, исключая день предыдущего
экзамена.
4. Для студентов, обучающихся в сокращенные сроки, экзаменационные сессии
на каждом курсе устанавливаются в соответствии с учебными планами, но
не более трех в течение учебного года.
5. Зачеты по курсам проводятся по окончании чтения лекций до начала
экзаменационной сессии.

IV. Порядок допуска студентов к экзаменам
1. К экзаменационной сессии допускаются успевающие студенты, сдавшие
зачеты и выполнившие другие виды текущей отчетности, предусмотренные
программами курсов данного семестра.
2. При наличии уважительных причин декан факультета может допустить к
экзаменационной сессии студентов, не сдавших зачеты по дисциплинам, по
которым нет экзамена в данном семестре, а также продлить
экзаменационную сессию на основании представленных документов.
3. Студенты, имеющие задолженности по выполнению обязательных
индивидуальных и групповых заданий, обязаны ликвидировать их до
окончания зачетной сессии. Невыполнение таких заданий влечет за собой
получение дополнительного индивидуального задания на экзамене либо
снижение итоговой оценки в соответствии с п. 7.1-7.2 настоящего
Регламента.
4. К экзаменационной сессии не допускаются студенты, пропустившие более
50 % занятий без уважительных причин.

V. Форма проведения экзаменов
1. Экзамены и зачеты в Высшей школе бизнеса МГУ проводятся в письменной
форме
2. Проведение письменного экзамена.
1. Письменный экзамен проводится одновременно для всех студентов группы.
2. Для проведения письменного экзамена разрабатываются преподавателем и
утверждаются на кафедре экзаменационные задания в количестве
вариантов, достаточных для обеспечения возможности организации
индивидуального ответа на вопросы.
3. Экзаменационное задание может включать в себя:
. «Закрытые» тесты, предусматривающие, как правило, возможность
выбора одного правильного ответа из нескольких предложенных. Если
тест содержит несколько правильных ответов, студенты должны быть
об этом предупреждены.
. «Открытые» вопросы, требующие краткого ответа или развернутого
объяснения.
. Задачи и комбинированные задания, требующие выполнения расчетов.
. Творческие задания по анализу кейсов.
3. Экзамены принимаются преподавателями, читающими данный лекционный курс,
при этом может привлекаться преподаватель, ведущий практические или
семинарские занятия.
4. В случае отсутствия указанных преподавателей зачет или экзамен проводит
сотрудник факультета, кандидатура которого утверждается Деканом
факультета. В случае, когда отдельные разделы курса, по которым
установлен единый экзамен, читаются несколькими преподавателями, экзамен
содержит блоки заданий каждого из преподавателей курса.

VI. Общие правила проведения экзаменов
1. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана
факультета не допускается.
2. Выдача на дом аудиторных экзаменационных заданий не разрешается.
3. В ходе выполнения заданий студенты используют черную или синюю ручку
(карандаш, линейку).
4. Продолжительность экзамена определяется преподавателем, но не может
превышать 4 часов.
5. Каждый студент должен быть обеспечен отдельным рабочим местом.
6. Ответы на вопросы экзаменационных заданий носят строго индивидуальный
характер. В ходе проведения экзамена исключаются все формы консультаций
студентов друг с другом или с преподавателем.
7. Возможность использования на экзамене справочной литературы,
методических материалов, компьютеров и электронных записных книжек
определяется преподавателем и дополнительно оговаривается во время
консультации перед экзаменом.
8. Использование средств связи на экзамене запрещено.
9. За нарушение порядка проведения экзамена (зачета) студент может быть
удален с экзамена (зачета) с проставлением в ведомость
неудовлетворительной оценки («незачета»).
10. Каждое исправление, сделанное студентом, должно сопровождаться пометкой
«исправлено» и личной подписью.
11. Если продолжительность экзамена составляет менее чем 1 час 30 минут, то
покидать аудиторию, где проводится экзамен, запрещено до окончания
экзамена.
12. Если продолжительность экзамена составляет более чем 1 час 30 минут, то
студенты могут выйти из аудитории по одному не более чем на 5 минут. Не
разрешается выходить из аудитории, где проводится экзамен, в течение
первых и последних 30 минут проведения экзамена. Запрещается выносить из
аудитории любые материалы, связанные с проводимым экзаменом.

VII. Учет выполнения обязательных заданий в течение семестра при проведении
курсовых экзаменов
1. Если в ходе изучения учебного курса было предусмотрено выполнение
обязательных заданий, по которым не предусматривается проведение
отдельных зачетов в рамках зачетной сессии, то разработка экзаменационных
заданий должна быть выполнена с учетом того, что определенный процент
прохождения экзамена либо засчитывается по факту выполнения заданий в
течение семестра (п. 1.12), либо зарабатывается в ходе выполнения
дополнительных экзаменационных заданий, но в пределах общей
продолжительности экзамена.
2. В случае, если выполнение дополнительных заданий непосредственно в ходе
проведения экзамена не может рассматриваться как эффективная форма
контроля знаний и навыков, для усвоения и развития которых
разрабатывались текущие задания (развитие навыков групповой работы,
научного творчества и т.п.), то полученная оценка по результатам
выполнения базового набора контрольных заданий может быть уменьшена
пропорционально тому, какой процент итоговой оценки связывается с
выполнением соответствующего задания, если невыполнение задания не было
связано с уважительными причинами, подтвержденными соответствующими
документами.

VIII. Сдача экзаменов и зачетов по индивидуальному графику
1. Порядок досрочной сдачи отдельных экзаменов в пределах учебного года при
условии выполнения студентами программы соответствующего курса (включая
промежуточную аттестацию), а также порядок досрочной сдачи
экзаменационной сессии хорошо успевающим студентам устанавливается
деканом Факультета с рекомендации Ученого совета.
2. Студенты, которым приказом ректора разрешен индивидуальный план
обучения, могут сдавать зачеты и экзамены в межсессионный период в сроки,
предусмотренные индивидуальным планом и установленные деканом факультета.
3. Студентам, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в установленные
сроки по болезни, приказом Декана предоставляется продление
экзаменационной сессии на количество дней их болезни. Справка о временной
нетрудоспособности подлежит регистрации в поликлинике МГУ ? 202 и должна
быть предъявлена в деканат не позднее чем через три дня после
выздоровления.
4. Студентам, длительное время болевшим в течение семестра или находившимся
в командировках, приказом декана Факультета может быть разрешен
индивидуальный график сдачи сессии. Приказ декана Факультета должен быть
издан до начала сессии.
5. Студенты, переведенные из других вузов или восстановленные в Высшей
школе бизнеса, сдают зачеты и экзамены по расписанию, утвержденному
приказом декана Факультета и согласованному с соответствующими
преподавателями.

IX. Выставление итоговой оценки и объявление результатов экзамена
1. Итоговая оценка за курс определяется на основании расчета процента
выполнения требований к курсу (самостоятельные и групповые задания,
посещаемость, промежуточная аттестационная работа и финальный экзамен).
Вне зависимости от веса оценки экзамена в итоговой оценке за курс,
неудовлетворительная оценка за экзамен означает неудовлетворительную
оценку за курс в целом.
2. При выставлении оценки по каждому из «открытых» вопросов учитываются:
общее понимание содержания и структуры вопроса, полнота раскрытия каждого
элемента структуры вопроса, владение базовой терминологией, понимание
внутри- и междисциплинарных связей, понимание основных направлений
практического использования рассматриваемых теоретических положений.
3. Результаты письменного экзамена сообщаются в индивидуальном порядке
каждому студенту.
4. Результаты письменного экзамена проставляются в ведомость и в зачетки.
5. После выставления оценок и передачи экзаменационной ведомости в учебную
часть студенты имеют право посмотреть работы. Показ работ осуществляется
в день объявления оценки.

X. Ответственность студентов за нарушение порядка сдачи экзаменов и зачетов
1. Неявка на экзамен без уважительной причины в назначенное время
рассматривается как использованная попытка сдачи экзамена и
приравнивается к получению оценки «неудовлетворительно».
2. В качестве уважительной причины признается временная нетрудоспособность,
подтвержденная справкой медицинского учреждения. Справка должна быть
заверена в поликлинике МГУ ? 202 и передана студентом в учебную часть.
3. Нарушения порядка на экзамене (использование справочной литературы или
рукописей справочного характера, методических материалов, компьютеров,
электронных записных книжек без санкции преподавателя, а также средств
связи) ведут к удалению студента с экзамена (зачета) с выставлением ему
оценки «неудовлетворительно» («незачет»).

XI. Проведение зачетов
1. Перечень курсов и видов занятий, по которым предусматривается контроль
результатов обучения в форме зачета, определяется рабочим учебным планом.
2. Зачет может проводиться как в формате, аналогичном проведению экзамена,
так и в других формах, основанных на выполнении индивидуального или
группового задания, позволяющего осуществить контроль знаний и полученных
навыков.
3. При групповой подготовке проектов вклад каждого члена группы в
разработку соответствующих разделов должен быть указан в письменной
форме.
4. Зачеты по практическим и лабораторным работам могут приниматься по мере
их выполнения, по отдельным дисциплинам - в виде контрольных работ на
практических занятиях.
5. Зачеты принимаются преподавателями, ведущими практические занятия в
группе или читающими лекции по данному курсу. В случае отсутствия
указанных преподавателей зачет или экзамен проводит сотрудник факультета,
кандидатура которого утверждается Деканом факультета. В случае когда
отдельные разделы курса, по которым установлен единый зачет, читаются
несколькими преподавателями, зачет содержит блоки заданий каждого из
преподавателей курса.
6. Зачет по курсовой работе и производственной практике выставляется по
результатам публичной защиты курсовой работы или производственной
практики на комиссии, утвержденной деканом факультета.
7. Для проведения публичной защиты студент обязан предоставить в учебную
часть в сроки, установленные деканом Факультета в соответствии с
Регламентами, следующие материалы:
по курсовой работе - курсовую работу;
по производственной практике - отчет о производственной практике.
8. Курсовая работа, производственная практика или преддипломная практика
оцениваются на «неудовлетворительно», если соответствующие отчеты не
предоставлены руководителю в указанные сроки без уважительной причины.
9. Дополнительная дата защиты может быть приказом декана Факультета только
в случае неявки студентом на защиту по уважительной причине.

XII. Оформление результатов проведения экзаменов и зачетов
1. Результаты промежуточного контроля знаний оформляются в аттестационных
ведомостях, при этом результаты экзаменов и зачетов, сдаваемых в основную
дату экзамена (зачета), результаты сдачи (пересдачи) экзамена (зачета) по
индивидуальному направлению, результаты сдачи (пересдачи) экзамена
(зачета) комиссии преподавателей оформляются по определенной форме.
2. Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную
книжку, неудовлетворительная оценка проставляется только в
экзаменационной ведомости. Ведомости должны быть пронумерованы, заполнены
(в соответствующих графах должны быть проставлены номер зачетной книжки,
подпись преподавателя), закрыты и подписаны заместителем декана.
3. Неявка на экзамен или зачет отмечается в экзаменационной ведомости
словом «не явился».
4. Экзаменационные (зачетные) ведомости выдаются преподавателю в учебной
части в день проведения экзамена.
5. Экзаменационные (зачетные) ведомости сдаются преподавателем в деканат
полностью оформленными, с выставленными результатами экзамена (зачета) не
позже чем через 3 дня после проведения экзамена (зачета). Вместе с
ведомостями преподаватель передает в учебную часть письменные материалы
по проведению экзамена (зачета).
6. Документы, связанные с проведением экзаменов (зачетов), хранятся в
учебной части в течение 5 лет.
7. Итоги сдачи зачетов и экзаменов заносятся в автоматизированную
информационную систему «Студент» и подтверждаются ежедневными отчетами о
ходе экзаменационной сессии, которые предоставляются в Учебный отдел
Ректората МГУ не позже чем через 3 дня после проведения экзамена.
8. Студенты, полностью выполнившие требования учебного плана данного
курса, успешно сдавшие все экзамены и зачеты, переводятся на следующий
курс приказом декана Факультета до начала нового учебного года.

XIII. Порядок ликвидации академической задолженности и предоставления

1. Для ликвидации студентами академической задолженности декан факультета
устанавливает сроки и порядок сдачи экзаменов в пределах срока ликвидации
академической задолженности, предусмотренного приказом ректора. Неявка
студента на пересдачу экзамена в установленный срок по неуважительной
причине влечет за собой выставление неудовлетворительной оценки.
2. Пересдаче подлежит только оценка «неудовлетворительно». Повторная сдача
экзаменов с целью повышения положительной оценки не разрешается.
3. Пересдача экзамена, по которому получена неудовлетворительная оценка в
период экзаменационной сессии, как правило, не допускается. В отдельных
случаях при наличии уважительных причин декан факультета может разрешить
студенту по личному заявлению пересдачу в период экзаменационной сессии
не более одного экзамена.
4. Студенты, имеющие в сессию менее трех академических задолженностей
(незачетов или неудовлетворительных оценок), могут ликвидировать
задолженности по окончании экзаменационной сессии в дни, утвержденные
учебной частью факультета, не позднее двух недель с начала следующего за
экзаменационной сессией семестра.
5. Академическая задолженность (не более трех предметов) должна быть
ликвидирована не позднее двух недель с начала следующего за
экзаменационной сессией семестра.
6. Студент, получивший по предмету неудовлетворительную оценку или незачет
дважды (с учетом сдачи в сессию), пересдает задолженность аттестационной
комиссии, утвержденной деканом ВШБ МГУ. Решение комиссии является
окончательным.

XIV. Порядок отчисления студентов за академическую неуспеваемость
1. По представлению декана факультета подлежат отчислению за академическую
неуспеваемость студенты:
. не сдавшие в сессию экзамены и вынесенные в экзаменационную сессию
зачеты по трем и более дисциплинам;
. не ликвидировавшие в установленные приказом ректора сроки
академическую задолженность, а также разницу в учебных планах;
. не выполнившие программу практики и получившие неудовлетворительную
оценку при защите отчета по практике;
. получившие неудовлетворительную оценку при пересдаче аттестационной
комиссии;
. пропустившие более 50 % занятий без уважительных причин;
. не прошедшие промежуточную (внутрисеместровую) аттестацию по трем и
более дисциплинам.
2. Отчисление студентов за академическую неуспеваемость осуществляется
деканом факультета после рассмотрения вопроса на комиссии по отчислению.
Неявка студента на заседание комиссии не препятствует рассмотрению
вопроса и принятию решения об отчислении.
XV. Контроль
1. Контроль за подготовкой к проведению экзаменов и их проведением
преподавателями факультета в соответствии с настоящим Регламентом
возлагается на учебную часть.
2. Общий контроль за соблюдением процедур настоящего Регламента возлагается
на директора академических программ.
3. Итоги экзаменационных сессий и предложения по улучшению учебного
процесса на факультете выносятся на обсуждение заседаний деканата и
Ученого совета факультета.