Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mgubs.ru/?sc=642
Дата изменения: Sat Apr 9 23:32:03 2016
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:32:03 2016
Кодировка: Windows-1251
Выпуск 1/2/2014 | Высшая школа бизнеса МГУ им. Ломоносова




Главная > Вестник. Менеджмент > Выпуски журнала > Выпуск 1/2/2014

Выпуск 1/2/2014

Вестник Московского университета

Серия 24. МЕНЕДЖМЕНТ

И.А. Петровская, А.В. Бычкова

Концепция  лидерства  КАК  служения  и  возможности  ее  реализации  в российских  организациях

       Концепция лидерства - служения значительно отличается от других теорий лидерства в первую очередь тем, что имеет ярко выраженный морально-этический акцент, «переворачивает» роль лидера (вместо лидера, идущего «впереди» последователей, лидер-служитель находится «позади» них), а также тем, что лидерами-служителями могут быть не только люди, но и организации (Greenleaf, 2002). В зарубежных исследованиях данная концепция начала становиться популярной только в последние годы, что связано с ростом интереса к морально-этическим и духовным аспектам лидерства. В данной статье рассматриваются основные положения концепции лидерства - служения, а также приводятся результаты исследования, направленного на анализ возможности применения данной концепции в российских условиях.

         Ключевые слова: лидерство, лидерство - служение, российская культура

 Petrovskaya I.A., Bychkova A.V.

SERVANT LEADERSHIP CONCEPT AND ITS IMPLICATIONS IN THE RUSSIAN CONTEXT

       The concept of servant leadership is substantially different from other leadership theories: it has a pronounced ethical and moral aspect, it overturns the role of a leader (instead of being one who leads the way for the followers, servant-leader goes behind them), and it implies that not only people, but institutions can be servant-leaders (Greenleaf, 2002). The concept is gaining popularity in the international research amid the growing interest concerning the moral and spiritual dimensions of leadership. This paper describes the concept of servant leadership and presents the results of the research aimed at investigating the possibility of applying servant leadership in Russia.

       Key words: leadership, servant leadership, Russian culture

В.Е. Болтрукевич, В. Н. Взоров В., А.И. Наумов

МОТИВАЦИЯ  УПРАВЛЕНИЯ  ЗНАНИЯМИ  В  ОРГАНИЗАЦИИ

       В статье рассматриваются вопросы внутренней и внешней мотивации управления знаниями в организации. Исследуется влияние человеческого фактора на данный процесс на примере «работника знания» П. Дракера. Особое внимание уделяется построению отношений самоуправления в компании знания. Изучается роль внутренней и внешней мотивации в формировании этих отношений и используемые в этих целях системы стимулирования и компенсационные схемы. В качестве примера рассматривается опыт компании The Morning Star Company, а также приводятся результаты проведенного автором опроса работников различных организаций.

       Ключевые слова: управление знаниями, работник знания, внутренняя и внешняя мотивация, системы вознаграждения и стимулирования.

Boltrukevich V.E., Vzorov V.N., Naumov A.I.

MOTIVATIONING  KNOWLEDGE  MANAGEMENT  IN  ORGANIZATION

        The article discovers problems of the use of intrinsic and extrinsic motivation factors in knowledge management in organization. It reviews importance of human factor in knowledge management process using  P. Drucker  “knowledge worker” concept. Special attention is paid to building self-management system in the knowledge company. Authors describe the role of intrinsic and extrinsic motivation in building self-management system and the use of different compensation schemes for this purpose. The Morning Star Company operations  as well as research data collected and studied by authors from different companies are presented as example of the reviewed problems.

       Key words: knowledge management, knowledge worker, intrinsic and extrinsic motivation, compensation and motivation schemes

С.Р. Смирнов, В. Г. Коваленко

Эволюция  моделей  бизнеса  в киноиндустрии  России

       Cтатья посвящена исследованию изменений в подходах к организации кино- и телебизнеса в России на протяжении последних 20 лет. Анализ этих подходов, как ранее использовавшихся, так и современных, дает возможность сформулировать основные черты используемых в российской киноиндустрии моделей бизнеса, а также выдвинуть предположения в отношении их дальнейшего развития. В статье изучен опыт российских и иностранных компаний по применению различных моделей организации рассматриваемого бизнеса на различных этапах его развития.

       Ключевые слова: модели бизнеса, киноиндустрия, кино- и телебизнес в России.

Smirnov S.R., Kovalenko V.G.

BUSINESS  MODELS  EVOLUTION  IN  RUSSIAN  FILM  INDUSTY

       The article discusses changes in approaches to organizing enterprises in the Film and TV industry in Russia, which have taken place over the last 20 years. Having analyzed these approaches – both historical and current ones – the authors resolved to formulate the defining features of business models applied today in the Russian Film & TV industry, as well as to foresee potential predictions in their development. In order to validate the aforementioned conclusions, research has been conducted on the experience of Russian film and TV companies in business modeling at various stages of their development. The authors emphasize focus on foreign experience of organizational design for enterprises involved in Film and TV production.

      Key words: business models, Film & TV industry, Film & TV business in Russia.

Е. В. Зайцев

ПРОБЛЕМЫ  КОРПОРАТИВНОГО  УПРАВЛЕНИЯ  В  СРЕДНЕМ  БИЗНЕСЕ

       Статья посвящена анализу проблем корпоративного управления в компаниях среднего бизнеса. Анализируются модели поведения собственников различных типов компаний. Структурируются проблемные поля по следующим направлениям: взаимоотношения собственников; собственник – топ-менеджеры (агентская проблема); собственники – стейкхолдеры. Рассматриваются вопросы распределения управленческих ролей и зон ответственности на уровне руководства компании; подходы к  формированию контура корпоративного управления; принципы  выбора критериев принятия  стратегических решений. Особое внимание уделено определению роли собственников бизнеса в контурах стратегического и операционного управления.

       Ключевые слова: корпоративное управление, стейкхолдеры, агентская проблема, стратегические решения, операционный менеджмент.

Zaitsev E.V.

CORPORATE  GOVERNENCE  PROBLEMS  IN  MIDLLE  SIZE  BUSINESS

       The article is devoted to the analysis of corporate governance in the middle size businesses. The behavior of owners in different types of companies is analyzed. Author proposes to structure problem area in the following manner: relationship between owners; the owner and the top managers (agency problem); owners - stakeholders. The paper analyses the distribution of managerial roles and areas of responsibility at the level of the company's management; approaches to the formation of the contour of corporate governance; principles of selection criteria for strategic decision-making. Special attention is paid to defining the role of business owners in the contours of the strategic and operational management.

       Key words: corporate governance, stakeholders, agency problem, strategic decision-making, operational management.

Е. С. Киселева, В.Ю. Кононова, Н.М. Чуркина

РОССИЙСКИЕ  ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ  САНКЦИИ: ОГРАНИЧЕНИЯ  ИЛИ  НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ  ДЛЯ  БИЗНЕСА?

        В статье представлен краткий обзор ситуации в сельском хозяйстве России и даны оценки относительно того, какие изменения и новые возможности возникли на продовольственном рынке страны в связи с введенным в августе 2014 г. запретом на ввоз отдельных категорий продовольственной продукции из стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии. Показаны основные альтернативы для развития российского агропромышленного комплекса, появившиеся в результате данного запрета: ускоренное развитие внутреннего производства или переориентация на других иностранных поставщиков продовольствия. Предложены меры по стимулированию развития бизнеса, направленные на максимальное использование возникших возможностей российскими компаниями. Статья основана на данных российской и международной статистики, аналитических материалах и интервью с участниками рынка, взятых из открытых источников.

        Ключевые слова: сельское хозяйство, продовольственный рынок, импорт продовольствия, санкции, запрет импорта, импортозамещение

Kiseleva E.S., Kononova V.Y., Churkina N. M.

RUSSIA’S FOOD IMPORTS BAN: LIMITATIONS OR NEW BUSINESS OPPORTUNITIES?

       The paper presents brief overview of the Russian agriculture and focuses on changes and new opportunities at Russian food market that result from Russia’s import ban for some food and agricultural products from EU, USA, Canada, Australia and Norway in August 2014. We discuss the major alternatives for Russian agriculture sector under these conditions: development of internal production or substitution of the banned foreign suppliers with foreign suppliers from other countries. We propose some regulations aimed to maximize the opportunities to develop internal foods production in Russia. The paper is based on Russian and international statistics, analytical reports and interviews with market players taken from open sources.

       Key words: agriculture, foods market, food and agricultural import, sanctions, import ban, import substitution

С.М. Заверский

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ  ПОЛИТИКА  И  УСЛОВИЯ  ВЕДЕНИЯ  БИЗНЕСА  В  РОССИИ

         В статье рассматриваются вопросы соответствия текущей денежно-кредитной политики, проводимой Банком России реалиям российской экономики. Основное внимание уделяется переходу Банка России к политике таргетирования инфляции и ключевым ограничениям, препятствующим ее эффективной реализации. Показано, что факторы, влияющие на инфляцию, во многом не зависят от действий Банка России, а ужесточение денежно-кредитной политики ухудшает возможности для ведения бизнеса в стране.

         Ключевые слова: Банк России, инфляция, денежно-кредитная политика, условия для ведения бизнеса

Zaverskiy S.M.

MONETARY  POLICY  AND  CONDITIONS  FOR  DOING  BUSINESS  IN RUSSIA

       The paper is focused on the issues of adequacy of current monetary policy of Bank of Russia for the current economic situation in Russia. The main emphasis of the paper is on the shift of Bank of Russia to the inflation targeting policy and to the key constraints to the effective implementation of this policy. It is shown that the factors affecting inflation, are largely out of central bank control, and the tightening of monetary policy worsens the business conditions in the country.

      Key words: Bank of Russia, inflation, monetary policy, business conditions

Д. А. Плеханов

«Большие  данные»: использование  новых  технологий  в интересах  бизнеса, государства  и  общества

      «Большие данные» представляют собой новое явление в сфере сбора и обработки информации. Расширение использования компьютеров и прочих цифровых устройств способствовало увеличению объема информации в современном мире, и, что самое важное, появилась возможность проводить оперативный анализ количественных показателей, которые раньше были недоступны для исследования. Компании агрегируют данные обо всех транзакциях с потребителями и поставщиками, составляют в мельчайших подробностях профили своих клиентов, осуществляют мониторинг деятельности поставщиков и конкурентов при помощи современных средств наблюдения. Новые данные предоставляют компаниям возможности для улучшения собственной деятельности и удовлетворения потребностей клиентов. В то же время распространение «больших данных» является серьезным вызовом для всей системы официальной статистики, которая будет вынуждена адаптироваться к новым потребностям населения, бизнеса и органов государственной власти.

       Ключевые слова: большие данные, бизнес-разведка и аналитика, официальная статистика,

Plekhanov D.A.

Big Data: Use of New Technologies for Business, Government and Society                                                    

      «Big data» is the new phenomenon in the sphere of data collection and analysis. The increase in the use of computers and other digital devices led to the rise of data volume in the world. The spread of new technologies provides unique opportunities for data analysts and market researchers to analyze quantitative data, which has not been available before. Companies nowadays collect all possible data on interaction with customers and suppliers, compile detailed profiles of their clients, monitor  activities of their suppliers and competitors using modern surveillance devices. New data allows companies to enhance efficiency and better serve the needs of their customers. At the same time the rise of «Big data» is also a very serious challenge for the whole system of official statistics. It means that official statistics should adapt to the rise of «Big data» and new demands of the public, business community and government entities.

       Keywords: big data, business intelligence and analytics, official statistics

БИЗНЕС  ОБРАЗОВАНИЕ

Н. Э. Соболева

Ценности  и  этика  бизнесА   как  детерминанты  стратегий  получения   бизнес - образования

       Данная статья посвящена исследованию взаимосвязи между стратегиями инвестирования в бизнес-образование, с одной стороны, и ценностями и установками студентов на  этическое поведение, с другой. Эмпирической основой служит проведенный автором опрос студентов школ бизнес трех московских вузов. По стратегиям инвестирования в различные формы нематериального капитала выделено шесть типов студентов, отличающихся как по своим базовым ценностям, так и по установкам на этическое поведение. Показано, что базовые ценности студентов программ  МВА соответствуют тенденциям к модернизации, тогда как установки на этическое поведение соответствуют этому  в меньшей степени.

       Ключевые слова: бизнес-образование, человеческий капитал, социальный капитал, символический капитал, стратегии инвестирования в обучение, ценности, этика бизнеса.

Soboleva N.E.

Values  and  business  ethics  as  determinants  of  business  education  strategies

      The article studies the relation between investment strategies of business education students, on the one hand, and their values and attitudes towards business ethics, on the other hand. The survey of 222 students of business education programs in three Universities in Moscow serves as empirical base. Six types of students with different educational strategies are pointed out. These groups differ both by their basic values and by attitudes towards business ethics. It is shown that basic values of business education students are relevant to modernization whereas their attitudes towards business ethics to a lesser extent.

      Key words: business education, human capital, social capital, symbolic capital, investment strategies, values, business ethics.

М. В. Маркова

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ВУЗОВ  И  БИЗНЕСА  В  ПОДГОТОВКИЕ  ЭФФЕКТИВНЫХ  МЕНЕДЖЕРОВ  В  УСЛОВИЯХ  ГЛОБАЛИЗАЦИИ

       Статья посвящена вопросам формирования глобальных стратегических навыков современных менеджеров и роли в этом процессе взаимодействия вузов и компаний – работодателей. В настоящее время многие компании имеют статус международных и имеют определенные ожидания по отношению к соискателям управленческих позиций. Наиболее значимым фактором успешной подготовки глобального менеджера является практикоориентированность обучения в вузе. Во многих случаях участие в международных стажировках является основой устройства студентов на работу в международные компании в будущем. Стажировка может быть инициирована любой из трех сторон, участвующих во взаимодействии: вуз, студент, компания - работодатель. В зависимости от инициатора, процесс стажировки будет видоизменяться. При установлении сотрудничества вуза с компаниями - работодателями важную роль играет благоприятный имидж университета на рынке образовательных услуг. Рассмотренные в статье направления взаимодействия вузов и бизнес - структур, и в частности, реализуемые в Высшей школе бизнеса МГУ, позволяют развивать не только лидерские качества менеджеров, но также глобальное мышление и глобальные стратегические навыки.

      Ключевые слова: вуз, компания - работодатель, глобализация, глобальный менеджер, международная стажировка.

Markova M.V.

UNIVERSITIES AND BUSINESS INTERACTION FOR MANAGERS EDUCATION UNDER GLOBALIZATION

       The article is devoted to forming global strategic skills of modern managers and the role of interaction between universities and companies - employers in this process. Currently, many companies have international status and have certain expectations for the applicants of the managerial positions. The most significant factor in the successful preparation of a global manager is a practical orientation of study at the university. In many cases, participation in international internships is the basis for the employment of students to work in international companies in the future. Internships can be initiated by any of the three parties involved in the interaction: university, student, company - employer. Depending on the initiator, the process of internship will evolve. Favorable image of the university in the education market plays an important role in establishing the cooperation of university with companies - employers. The directions of interaction between universities and business - structures and, in particular, implemented at Lomonosov Moscow State University Business School, described in the article, allow to develop not only leadership qualities of managers, but also global thinking and global strategic skills.

А.П. Винник

Роль  международных  проектов  в  развитии  современной школы  бизнеса

         Статья посвящена анализу существующих форм международных проектов и их роли в бизнес - образовании в целом, и в развитии современной школы бизнеса в частности. Автор рассматривает формы международных проектов, существующие в мировой образовательной практике,  а также делится опытом их реализации в Высшей школе бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова

         Ключевые слова: международная деятельность, бизнес - образование, международные проекты, международная политика школы бизнеса, интернационализация

Vinnik A.P.

The  role  of  international  projects  in  the  modern  business school  development

       The article analyses the existing forms of international project and their role in business education in general and in the development of a modern business school in particular. The author reviews the forms existing in the global educational practice and shares the experience of their implementation at the Lomonosov Moscow State University Business School

       Key words: international activity, business education, international projects, international policy of the business school, internationalization


Версия для печати

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

Россия, 119234, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 52, тел.: + 7 (495) 939-2202, факс: + 7 (495) 939-2250, e-mail: mail@mgubs.ru

Copyright ї 2003-2016 Высшая школа бизнеса МГУ имени М.В.Ломоносова.Правила использования и конфиденциальность.
Cделано в TMU Consulting.

Rambler's Top100 Rambler's Top100