Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mgubs.ru/?sc=641
Дата изменения: Sat Apr 9 23:31:56 2016
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:31:56 2016
Кодировка: Windows-1251
Вестник Московского университета | Высшая школа бизнеса МГУ им. Ломоносова




Главная > Вестник. Менеджмент > Выпуски журнала > Выпуск 1/2/2013

Вестник Московского университета

Вестник Московского университета

Серия 24. МЕНЕДЖМЕНТ

И.А. Петровская, А.А. Абдулвагапова

ФАКТОРЫ  КРЕАТИВНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ

      Современные исследования креативности показывают, что креативность может быть характеристикой не только отдельных одаренных индивидов, но и любых людей и групп, и что проявление креативности в таком случае зависит от параметров внутриорганизационной среды. Исходя из этого, организация может влиять на креативность сотрудников, создавая для них условия, способствующие появлению новых идей. Эти условия, или характеристики внутриорганизационной среды, рассматриваются в качестве факторов креативности. В данной статье описаны три группы таких факторов. Для подтверждения гипотезы о влиянии данных факторов на креативность проведено исследование 71 респондента в 8 компаниях, результаты которого представлены в данной статье.

Ключевые слова: креативность, организация, факторы креативности

 Petrovskaya I.A., Abdulvagapova A. A.

FACTORS FOR CREATIVITY IN ORGANIZATION

      Current research indicates that creativity may not be considered only from the perspective of personal characteristics of a gifted individual. It can manifest itself in any person or group placed in a specific organizational context. This assumption implies that organization can influence creativity by creating a specific environment which fosters creativity. Specific characteristics of this environment are considered as creativity factors. Three groups of factors are described in this article, followed by the results of the research aimed at confirming the hypothesis that they indeed influence creativity in organizations.

Key words: creativity, creativity factors, organization

А.И. Наумов, А. А. Золотовский

ЭДХОКРАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КОМПАНИЯХ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

  В статье автор рассматривает потребности высоко технологичных компаний в улучшении их конкурентных преимуществ через большую гибкость и адаптацию без потери своей эффективности  в условиях сложного и динамичного внешнего окружения.  В настоящее время в бизнесе разработан ряд новых  организационных конфигураций. Это виртуальные, сетевые, предпринимательские и научающиеся организации. Однако все еще сохраняется необходимость использования стандартизации и формализации при применении этих процессов. Это отражение конфликта между бюрократией и эдхократией, без разрешения которого нельзя будет обеспечить эффективное создание организаций будущего.

       В условиях экстремально быстрого развития компании начинают использовать принципы эдхократического менеджмента: создают гибкие горизонтальные структуры, применяют проектный менеджмент, поощряют неформальное поведение и творчество. Основываясь на анализе проведенного полевого исследования, в статье предлагается рассматривать эдхократию в менеджменте как сложную систему из  пяти элементов: цели и стратегия, структура, группы, люди, культура в организации. В конце статьи приводится пример использования компанией «ВымпелКом» элементов эдхократического управления.

Ключевые слова: эдхократия, организационные конфигурации, организационная структура, формализация, поведение, творчество.

 Naumov A.I., Zolotovskiy A.А.

 ADHOCRACY MANAGEMENT IN HI-TECH COMPANIES

     In the article author describes needs of high-tech companies operating in a complex and dynamic environment to improve their competitive advantage through flexibility and adaptation, without reducing the effectiveness. Currently a number of contemporary organizational configurations have been developed in business world.  They are virtual, networking, entrepreneurial and learning organizations.  However there are still a need for new approaches for standardization and the formalization of the existing processes. That is the conflict between bureaucracy and adhocracy, without successful solutions of which, it would be difficult to provide effective designing   the organizations of future.

      In view to the most rapid development, companies begin to use the adhocracy principles: create flexible horizontal structures, implement project management and encourage informal behavior and creativity. Based on the analysis of field research the article suggests, that adhocracy is a comprehensive system that includes five elements: goals and strategy, structure, groups, people, and culture. Example of using the adhocracy approaches in VimpelCom   management is presented in the final part of the article.

Key words: adhocracy, organizational configurations, organizational structure, formalization, behavior, creativity.

А.Г. Дементьева 

Современные тенденции в корпоративном управлении транснациональным бизнесом

       В статье анализируются тенденции развития корпоративного управления в условиях глобализации. Рассматривается роль и значение корпоративного управления транснациональным бизнесом на современном этапе. Представлены направления гармонизации основных моделей корпоратвиного управления: англо-саксонской, германской, японской и семейной. Анализируется влияние глобального финансово-экономического кризиса на развитие систем корпоративного руководства, а также современные проблемы формирования российской модели корпоративного управления.

Ключевые слова: корпоративное управление, транснациональный бизнес, модель корпоративного управления, финансовая глобализация, интернационализация структуры собственности, акционеры, стейкхолдеры, совет директоров, корпоративный центр.

Dementieva A.G.

Current trends in the transnational business corporate governance  

      The article analyzes the trends in the corporate governance under the globalization.  The role and significance of the corporate governance of transnational corporations are discussed.  Comparison and harmonization of the major models: Anglo-Saxon, German, Japanese, and family - is the foundation for further understanding of the current as well as future developments.  The impact of the global financial crisis and economic downturn on the development of systems of corporate governance is discussed in depth.  In conclusion problems of the emerging Russian model of corporate governance are analyzed.

Key words: corporate governance, globalization, transnational corporations, corporate governance models, board of directors, internationalization of shareholders structure, stakeholders, corporate center

ЭКОНОМИКА  И  БИЗНЕС

В.М. Зубов 

БЮДЖЕТ КАК АНТИСТИМУЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ БИЗНЕСОВ

Данная статья рассматривает вопросы развития российской экономики и влияния на это процессов формирования федерального бюджета, а так же формирующихся отношений власти и бизнеса. Подробно описываются тенденции, возникающие под действиями государственного бюджетирования. Представлены инструменты влияния на улучшение экономической ситуации и даются рекомендации по изменению сложившегося положения.

Ключевые слова: бюджет, бизнес, экономическое развитие, структура экономики, финансы, государственные компании, фонды, налоги.

Zubov V.M.

BUDGET AS  ANTISTIMULUS FOR EFFECTIVE BUSINESS DEVELOPMENT

         The article describes critical issues of Russian economy development and how federal budget management impacts on it and on relationship between government and business. Details are presented on trends in government budgeting process. There are also shown different ways for improvement of economic situation and proposals are made to change the existing approaches to state budget management.

Key words: budget, business, economic development, economy structure, finance, government owned companies, funds, taxes.

В.Ю. Кононова, С.М. Заверский

КРУПНЫЙ БИЗНЕС ДО И ПОСЛЕ КРИЗИСА: ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА И МАСШТАБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПАНИЙ 

       В статье рассматриваются основные характеристики крупнейших компаний в мире в целом и в ведущих экономиках до и после глобального экономического кризиса. На основе данных о компаниях, входящих в рейтинги Fortune 500, Financial Times 500 и «Эксперт 400» за 2008 и 2012 гг., показаны изменения в отраслевой и страновой структуре крупного бизнеса, а также в масштабах деятельности компаний, в том числе динамика их выручки, рыночной капитализации, количества рабочих мест и др.

Ключевые слова: крупный бизнес, рейтинг, отраслевая структура, выручка, капитализация

Kononova V.Y., Zaverskiy S.M.

BIG BUSINESS BEFORE AND AFTER CRISIS IN RUSSIA AND ABROAD: CASES BY INDUSTRIES AND BY OPERATION SCALE OF COMPANIES

      The paper is focused on basic characteristics of the largest companies in the world and in leading economies before and after the global economic crisis. Based on the company data from Fortune 500, Financial Times 500 and Expert 400 rankings for 2008 and 2012, we discuss the changes in industries and cross-country distribution of the largest companies, and also in their operation scale including the dynamics of revenues, market value, employment, etc.

Key words: big companies, rankings, cases by industries, revenues, market value

Е. Швец  

модель циклов странового развития в современном мире

         В статье рассматривается предлагаемая автором модель циклов странового развития в рамках двух современных разнонаправленных тенденций глобализации и локализации. Дается анализ возможных траекторий развития для стран разных типов социально-экономического развития. Приводятся примеры выбранных курсов на уровне стран (Куба) и регионов (Латинская Америка). Делается вывод о предпочтительности определенных траекторий развития для конкретных типов стран для их устойчивого развития.

Ключевые слова: циклы странового развития, концепция национального государства (государства-нации), парадигма политического транзита,  глобализация, локализация, анклавизация, регионализация, маргинализация, интернационализация, интеграция, глокализация, космополитизация, Куба, Латинская Америка, Меркосур, БРИКС, Тихоокеанский альянс.

Shvets E.

COUNTRY’S DEVELOPMENT CYCLES MODEL IN CONTEMPORARY WORLD

The article describes proposed by author the country’s development cycles model within two divergent actual trends of globalization and localization. Possible development trajectories for different socio-economic types of countries are analyzed. Examples of selected trajectories on a country and regional levels are provided (Cuba and Latin America). It is concluded that for the purpose of there is certain correspondence between country types and development trajectories that they follow.

Key words: country’s development cycles, concept of the nation state, paradigm of political transition, globalization, localization, enclavization, regionalization, marginalization, internationalization, integration, glocalization, cosmopolitanization, Cuba, Latin America, Mercosur, BRICS, Pacific Alliance.

С.М. Заверский, Е.С. Киселева, В.Ю. Кононова, Д.А. Плеханов, Н.М. Чуркина

Тенденции и перспективы мирового рынка энергоносителей

       В статье анализируются современное состояние мирового рынка энергоносителей и выделяются основные факторы, влияющие на развитие  данного рынка: экономический рост и повышение энергоэффективности, сланцевая революция, развитие рынка СПГ, конфликты в арабском мире, развитие атомной и возобновляемой энергетики.

Ключевые слова: мировой рынок энергоносителей, Россия

 Zaverskiy S.M., Kiseleva E.S., Kononova V.Y., Plehanov D.A., Churkina N.M.

GLOBAL ENERGY MARKET: TRENDS AND PERSPECTIVES

     The paper analyzes the current state of the global energy market and the key factors which influence the development of this market: economic growth and increasing energy efficiency, shale gas revolution, development of the LNG market, conflicts in the Arab world, and the development of nuclear and renewable energy.

Key words: global energy market, Russia

БИЗНЕС - ОБРАЗОВАНИЕ

Е.А.Сенаторова

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ПРОГРАММАХ БИЗНЕС - ОБРАЗОВАНИЯ

       В статье рассказывается о целях и задачах, проблемах преподавания бухгалтерского учета на университетских программах «Бакалавр», «Магистр», МВА, предназначенных для подготовки менеджеров. Также в работе анализируется международный опыт преподавания бухгалтерского учета, приводится авторская методика преподавания.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, методы обучения, научение действием, образовательные результаты, ВШБ МГУ.

Senatorova, E.A.

METHODICAL ASPECTS OF ACCOUNTING TEACHING IN BUSINESS EDUCATION

      The article explores the goals and tasks, problems of teaching accounting in the following programs: BA, MA, MBA which are preparing business managers. The article includes the acquired analysis of international experience and the derived accounting teaching methodology.

Key words: accounting, learning techniques, action-reflection-learning, learning outcomes, Lomonosov MSU BS.

Е.С. Киселева, Д.А. Плеханов

ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА КАРЬЕРНЫЕ ПЛАНЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье анализируются жизненные ценности современной студенческой молодежи и их влияние на предпочтения в отношении будущей  работы. В основе исследования ценностей лежат данные анкетного опроса 1000 студентов вузов, проведенного в марте-мае 2011 г. в пяти крупных российских городах. Эти данные анализируются по методике Ш. Шварца и сравниваются с данными «Всемирного обследования ценностей» - The World Values Survey 2006 г. для населения России в целом. Как показал корреляционный анализ, выбор крупной международной компании в качестве будущего места работы связан с более высоким приоритетом ценностей «власть/богатство», «безопасность» и «гедонизм» при более низком приоритете ценностей «универсализм» и «традиция». Выбор собственного бизнеса в качестве предпочитаемого места работы связан с высоким приоритетом ценностей «самостоятельность», «власть/богатство» и «риск/новизна» при более низкой значимости ценностей «безопасность», «соответствие» и «универсализм».

Ключевые слова: молодежь, жизненные ценности, карьера

Kiseleva E.S., Plehanov D.A.

LIFE VALUES IMPACT ON  YOUNG GENERATION  CAREER CHOICES

The paper analyses values of the students and their influence on the students’ preferences concerning their future career paths. The analysis is based on the survey of 1000 university students conducted in March-May 2011 in five large Russian cities. The survey also showed that the most preferred industries for future career are financial sector, business services sector and trade; The key characteristic of an ideal job is income level; The most preferred employer is a large international company or a self-employment option. Correlation analysis showed that the preference for self-employment correlates with the values of “Independence”, “Power/Wealth” and “Risk/Novelty”, while “Security”, “Conformity” and “Universalism” sowed lower significance.

Key words: young generation, values, career

Х. Влахучикос

12  ИСТОРИЙ  О  МЕНЕДЖМЕНТЕ

       В необычном статейном формате рассматриваются проблемы, с которыми на практике сталкиваются  менеджеры. Это проблемы лидерства и оставаться самим собой в менеджменте; межличностной и невербальной коммуникации, в том числе в переговорах; решения проблем и разрешения конфликтов. И, конечно же, проблемы организационной культуры и влияния на нее национальных аспектов. Автор, на основе своего опыта и знания теории  дает ценные советы по этим и другим вопросам менеджмента компании.

Ключевые слова: компания, менеджер, аутентичность, лидерство, коммуникации, переговоры, проблемы, решения, конфликты, ценности.

Vlachoutsicos, Ch.

12  MANAGEMENT  STORIES

       The management stories presented in unusual article format describe problems company managers faced in its practice. There are problems of leadership and being authentic in management; interpersonal and nonverbal communication including negotiations; problem solving and conflict resolution. And of course this is a problem of national culture and its impact on company management. Author presents valuable advices and comments to the above issues of company management based on his experience and knowledge of management theory as a practitioner.

Key words: company, manager, authenticity, leadership, communication, negotiations, problems, decisions, conflicts, values.

 


Версия для печати

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

Россия, 119234, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 52, тел.: + 7 (495) 939-2202, факс: + 7 (495) 939-2250, e-mail: mail@mgubs.ru

Copyright ї 2003-2016 Высшая школа бизнеса МГУ имени М.В.Ломоносова.Правила использования и конфиденциальность.
Cделано в TMU Consulting.

Rambler's Top100 Rambler's Top100