МАРТ 2008 Японский профессор в Высшей школе бизнеса МГУ
В начале 2008 года в Высшей школе бизнеса в течение нескольких недель преподавал Акио Кавато. Ныне профессор из Японии, Господин Акио Кавато, имеет очень богатую биографию. Получил образование в Японском университете, в Американском Гарварде, а также в МГУ. Работал в дипломатических миссиях в Западной Германии, в Швеции. Являлся главным консулом в Бостоне, полномочным министром посольства Японии в Москве и чрезвычайным и полномочным послом Японии в Узбекистане. В 2004 г. Акио Кавато был назначен заведующим исследовательского института по изучению инвестиций в оборудование Банка развития Японии, тем самым, начав деятельность в качестве обозревателя. Автор большого количества работ о России и СССР. Является, наверное, единственным дипломатом в мире, захватив как российский, так и советский периоды: времена Брежнева и расцвет диктатуры секретаря ЦК КПСС, смерти Брежнева, перемен от Андропова до Горбачева, государственный переворот, развал Советского Союза, появление Ельцина, обстрел Белого дома, появление Путина. Тем интереснее оказался господин Кавато, как собеседник.
- Уважаемый профессор, мы хотели бы поговорить с Вами о реформе российского образования, а также о настоящем и будущем Российского общества.
Начнем с образования. Сейчас в России ведется много дискуссий о том, что необходимо менять систему образования, каким-то образом улучшать ее. Вы учились в трех совершенно разных системах: Японской, Российской и Американской, какую именно сейчас могли бы порекомендовать для России?
- Я не очень верю в дееспособность разговора о необходимости реформы образования. Какая система бы ни была, есть хорошие студенты, есть плохие студенты; мотивированные и равнодушные студенты. Так что никакая реформа в данном случае не поможет. Просто самое важное – не мешать студентам самомотивироваться и предоставить им необходимую среду. Например, я окончил самую обыкновенную школу в Японии, и там были самые обыкновенные ученики. Я сам читал те книги, которые меня интересуют, поэтому образование или то, что преподают в школе - для меня ничего не означает. Университет Японии оставляет желать лучшего. Если студент поступает через очень жесткий вступительный экзамен, тогда трудоустройство в престижных компаниях ему почти гарантировано. Это становится причиной перестать неустанно учиться. Поэтому, общий уровень образования или культурный уровень Японии, оставлял желать лучшего. Любопытства не хватает. Для студентов уже жизнь предрешена.
- Как вы думаете, где самые мотивированные студенты?
- По-настоящему мотивированных было очень мало. Для того, чтобы понять обязательно надо обучаться за границей, особенно в США или в Англии. Там образовательная система лучше, там студенты обучаются, как мне кажется, с большим усердием. Например, когда я учился в Америке, я имел очень большие языковые трудности, мне необходимо было изучать советологию, а также русский язык с использованием английского. Это означает, что мне надо было читать по сто страниц на английском языке в день. Много также приходилось читать о Советском Союзе. И, кроме того, тоже изучать русский и английский языки. Я с утра до ночи учился, и видел, что американские студенты также усердно занимались. Пока что я вижу довольно большое отличие американских студентов от российских. Американские студенты более активны, они вполне убеждены, что могут создавать свою жизнь, могут изменить свою страну или свою систему путем дискуссии. Возможно, в России пока не хватает инициативности, студенты стараются следовать за уже установленным руслом. Однако, когда я учился в СССР, то увидел, что у вас образование тоже на очень высоком уровне. Это все-таки европейская традиция. Академический уровень и подход к науке очень строгий. Это мое общее впечатление о разных образовательных системах. Но все равно самое важное – это просто мотивация каждого студента. Поэтому мне не нравится эта дискуссия о реформе образования. Это пахнет чем-то очень консервативным. Всегда взрослые или пожилые люди указывают на необходимость реформы образования, у нас то же самое. Старым людям всегда кажется, что их дети хуже них.
- В свое время Вы выбрали специализацию СССР, скажите, пожалуйста, что было главным определяющим фактором выбора.
- Когда я оканчивал университет Японии, было восстание студентов. У нас это состоялось в шестьдесят девятом году. Это было не политическое движение, но, тем не менее, забастовка студентов. Они перестали ходить в университет. Это событие заставило меня думать о политике, сравнивать разные строи. Я думал, что Япония слишком зависит от США, думал, что если мы будем усиливать наши направления и отношения с Советским Союзом, то это ослабит нашу зависимость от США. Поэтому я выбрал Советский Союз, как свой предмет научного интереса. Однако после этого обнаружил присутствие разных негативных сторон Советского Союза, поэтому стало очевидно, что у Японии много общего с США, тяжело было бы без их помощи отстоять свободу слова, вообще свободу личности.
- Зная нынешнее состояние российского общества, российской культуры и экономики, какие советы для молодежи, может в виде каких-то фраз, вы могли бы дать российским студентам, на что следует обратить внимание. О чем всегда думать, что держать в голове?
Наверное, должен быть поставлен приоритет на самопроверку, самостоятельное мышление. Размышление с проверенными фактами, а не с личным восприятием. Я не рекомендую использовать ошибочные представления вместо проверенных фактов. Это очень часто проявляется во всех странах. Умозрительные сочетания разных ошибок.
|