Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mgubs.ru/?sc=435&print
Дата изменения: Sat Apr 9 23:50:24 2016
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:50:24 2016
Кодировка: Windows-1251
ОКТЯБРЬ 2007 Быть другими, чтобы быть лидерами | Высшая школа бизнеса МГУ им. Ломоносова
Главная > Студенческая жизнь > Студенческие издания > интервью_Смирнов

ОКТЯБРЬ 2007 Быть другими, чтобы быть лидерами

Смирнов Станислав Романович, заместитель декана Высшей Школы Бизнеса (ВШБ) МГУ им. М.В. Ломоносова, рассказал газете GSBA NEWS что для него значит преподавать на нашем факультете и каким он видит его в ближайшем будущем.

Смирнов С.Р. родился в 1960 году. Окончил математическую школу ?91 г. Москвы. В 1982 закончил экономический факультет МГУ; кандидат экономических наук. В 1989 перешел на кафедру управления, где стал работать вместе с О.С. Виханским, который в тот год стал заведующим кафедрой.  Учился в Школе Организации и Управления (School of Organization and Management)  Йельского университета. В начале 90-х преподавал в Школе Бизнеса Стокгольмского университета. Окончил курсы IEFG (International Enterprise Foundation of Geneva).

-- Станислав Романович, с вашим образованием вы смогли бы сделать удачную карьеру в бизнесе. Почему же вы выбрали преподавательскую деятельность? Или же вам удается заниматься и тем и другим?

-- В середине 90-х я был очень тесно связан с бизнесом. Существовал такой концерн, Olbi, который принадлежал одному из олигархов того времени – Олегу Бойко. Там я возглавлял одно из направлений розничного бизнеса, был директором фирмы Olbi – Isle of Man, а также работал с Банком «Национальный кредит». Несколько лет у меня был свой бизнес, связанный с fashion-индустрией, который был непосредственным развитием компании Olbi – Diplomat - одной из первых крупных розничных сетей в России. Потом я стал заниматься частным консультированием. Затем была  компания, связанная с управлением недвижимостью...
Все дело в том, что многие мои друзья, одногруппники, однокурсники остались в бизнесе и пошли дальше, но для меня преподавательская работа – это своего рода  наркотик: один раз  попробуешь, а потом уже невозможно избавиться.  Конечно, я занимался параллельно и бизнесом, и преподаванием, но последнее очень трудно бросить. Ну и потом, когда ты стоял у истоков того, что теперь называется Высшая школа бизнеса, когда это стало, пусть это звучит высокопарно, делом твоей жизни, приходится делать выбор. К счастью удалось организовать бизнес таким образом, что уже много лет все свое время я уделяю именно ВШБ.
Сейчас большое количество людей, которые никогда не преподавали и занимались только бизнесом, хотят прийти в эту сферу. Так  происходит оттого, что у многих при достижении определенных высот появляется желание поделиться своим опытом, своими знаниями. Поэтому во всех школах бизнеса преподают люди из реального бизнеса. И конечно не деньги влекут их в учебные классы. Можно сказать, что это желание реализации определенных потребностей успешных людей. И мы в школе бизнеса стараемся, чтобы в учебном процессе, особенно у магистров и МВА-йцев, таких преподавателей было как можно больше.

К сожалению, я пока преподаю только на программах «Магистр» и МВА, но очень хочется поделиться своими знаниями и опытом с бакалаврами. Надеюсь, что на будущий год это, наконец, свершится.

-- Обычно в компании существует генеральный директор и исполнительный. В рамках ВШБ, судя по всему,  это декан и заместитель декана. Так что же входит в обязанности исполнительного директора ВШБ?

--Хороший вопрос. Изначально Высшая школа бизнеса создавалась командой единомышленников. И ВШБ всегда был свойственен командный дух и командный тип работы. Вам, как студентам, может показаться, что здесь работают люди, которые выполняют некоторые функциональные обязанности, жестко закрепленные за ними. Но поверьте, есть масса вещей, которые люди делают вместе, независимо от того касается это их каждодневной работы или нет. Например, для организации боулинга, Нового года, пикника нет специального человека, который за это ответственен. Такими мероприятиями занимаются все, так как кто-то один это сделать не может. Даже с точки зрения менеджмента, когда каждая функция закреплена за конкретным человеком, то рациональная бюрократия превращается в  иррациональную. Поэтому Олег Самуилович так поддерживает идею и дух командной работы. Вам, наверное, известно, что современный менеджмент говорит сегодня не об управлении производством, а об управлении производством и операциями (production and operations management). С этой точки зрения нет разницы между заводом, театром и нашей школой. ВШБ – это такое же производство. Могут быть, например, вопросы, связанные с охраной, строительством компьютерного класса, с ремонтом нового здания, общежитий и пр и пр. Существует масса вещей, которые необходимо делать, но они незаметны для окружающих. Например, чтобы было чисто, светло, все работало: буфеты, раздевалки и т.д.  Кто-то должен решать  многочисленные вопросы в ректорате, без которого, к сожалению, пока еще многое мы не можем делатьсамостоятельно. Вы же, например, учитесь по специально разработанному учебному плану, который необходимо утвердить в Ректорате. А это, поверьте, дорогого стоит.  Практически каждый раз, когда мы что-то затеваем и делаем, это всегда что-то новое, и «пробить» это, как правило, достаточно сложно и трудоемко.   Многие вещи для вас, студентов остаются «за кадром». Хотя, с другой стороны, вам это, наверное, действительно и не нужно знать…..

-- Так что же такого нового готовит деканат для студентов?

-- В самое ближайшее время завершится юридическое оформление кафедры английского языка ВШБ, есть уже соответствующее решение Ученого Совета МГУ. Это необходимо и для совершенствования преподавания языка в школе, и в связи с организацией семестров с преподаванием на языке у бакалавров и магистров, а также и для закрепления преподавательских кадров.Есть еще один крупный проект, над которым мы сейчас работаем. Мы хотим всех наших студентов, «разбросанных» по разным общежитиям, собрать в одном месте; создать им  достойные условия для проживания, быта и, конечно же, для занятий. Мы бы хотели, чтобы в подобном «блоке ВШБ» проживали бы и обменные студенты, и стажеры, прибывающие в ВШБ из-за рубежа.

--А где планируется «собрать» наших студентов?

--Очень боюсь сглазить, поэтому, если все получится, пусть это будет приятным сюрпризом для наших студентов.

-- А наличие кафедры английского языка повлияет на то, что абитуриентам при поступлении на наш факультет придется сдавать еще и английский язык?

-- Нет, по поводу вступительных экзаменов еще ничего не решено. В Ректорате пока нет решения по структуре вступительных экзаменов в 2008 г., это касается, в том числе, и ЕГЭ. А кафедра создается для того, чтобы здесь присутствовали постоянные сотрудники, преподаватели, которые бы составляли программы английского языка с учетом специфики ВШБ, потому что преподавание английского языка на экономическом, социологическом факультете или факультете государственного управления отличается от того, как это преподается у нас и с количественной точки зрения (объем часов отводимых на изучение языка в ВШБ превышает аналогичный показатель даже на филфаке), и с содержательной.

-- Собирается ли ВШБ развивать больше международных связей?

-- Конечно. Сегодня без этого просто нельзя. Этого требуют все наши клиенты: студенты и их родители (если речь идет о бакалаврах), работодатели, бизнес. Если ВШБ хочет стать школой мирового уровня, то необходимо международное сотрудничество на всех уровнях и во всех формах.  Однако мы будем сотрудничать только с теми, кто отвечает определенным критериям, поэтому нашими партнерами станут только лучшие университеты и школы бизнеса.

-- Какой вы видите ВШБ в будущем?

-- Есть разное понимание целевого состояния в менеджменте. Один бизнесмен считает, что целевое состояние компании, которую он возглавляет – наличие конкурентного преимущества. Есть другой бизнесмен, который считает, что он должен построить такую компанию, которая будет отличаться от других некими ключевыми компетенциями, т.е. она будет уметь делать то, что не будет уметь делать никто из его конкурентов, и тем самым он будет держать некое положение на рынке. Есть в бизнесе  другое понимание целевого состояния, когда вы просто постоянно улучшаете свое текущее состояние, и не более того. В науке  это называется «рациональный инкрементализм». А есть и совсем другая точка зрения, которая говорит, что целевое состояние компании – это состояние лидера. Как говорил Джек Уэлтч, глава General Electric: «У компании может  быть только одна цель – быть первой». Вот так и ВШБ, видит себя только среди лидеров. И если мы и боремся за конкурентные преимущества и ключевые компетенции, то не для того, чтобы обладать ими как таковыми, а для того, чтобы быть именно среди первых. И если мы говорим: «Мы другие», это не значит, что мы хотим просто отличаться, «мы другие» для того, чтобы быть лидерами. Поэтому мы всегда сравниваем себя не с российскими конкурентами, а ориентируемся на тех, кто кажется нам сегодня, именно сегодня, недосягаемым.
История бизнеса показала, что побеждает тот, у кого есть амбиции. Если амбиций нет, то ты просто один из многих. У нас есть и амбиции, и конкурентные преимущества, и ключевые компетенции, у нас есть все возможности для того, чтобы стать школой мирового уровня, для того чтобы действительно стать лидером.

Интверью вела Олиянчук Татьяна