В этом учебном году на программе «Бакалавр» была введена новая дисциплина «История российского предпринимательства». В осеннем семестре студенты первого курса программы изучали процесс зарождения предпринимательства в нашей стране и особенности его развития в дореволюционной России. В рамках групповых проектов они сосредоточились на деятельности крупных купеческих династий или отдельных представителей торгово-промышленного класса, что позволило выявить характерные черты ведения дел, особенности личности российского предпринимателя и специфику взаимоотношений в деловой среде в дореволюционное время. Одной из задач курса было стремление максимально приблизить студентов к тому времени путем «погружения» их в конкретные обстоятельства жизни российского делового сообщества до 1917 года. С этой целью некоторые занятия были организованы вне учебных аудиторий факультета.
Студенты-первокурсники побывали на пешеходной экскурсии, посвященной торговому предпринимательству в Средневековой Москве. В фокусе этой экскурсии был самый древний район Москвы – Китай-город, внутри которого в 14-19 вв. кипела вся торговая жизнь столицы.
На материале музея Предпринимателей, меценатов и благотворителей благодаря удивительному интерактивному занятию директора музея Калмыковой Е.И. ребята смогли представить себя выдающейся семьей купцов-фабрикантов Морозовых и попытаться самостоятельно найти решения некоторых управленческих вопросов, которые стояли перед Морозовыми при создании знаменитой Никольской мануфактуры.
В этом же музее было организовано занятие, проводимое Лисицыной А.В., в рамках которого перед первокурсниками встала задача создать первый коммерческий банк в России – Московский купеческий банк, спланировать его структуру, определить набор операций, очертить круг вкладчиков. Такое «погружение» не оставило ребят равнодушными, и свои эссе многие из них дополнили отзывами, некоторые из которых приведены ниже.
Еще одно занятие прошло в музее Московской биржи, где совместно с директором музея Кондратьевым Д.Л. студенты разбирались с историей биржевого предпринимательства, принципами работы биржи, ее назначением, появлением различных видов бирж уже в конце 19 века, основными видами ценных бумаг, вращающихся на биржах того времени.
Не осталась в стороне и культурная атмосфера, царившая в деловых кругах в канун революции: в самом конце курса студенты побывали в особняке С. Рябушинского (представителя одной из самых крупных и известных своей разносторонней деятельностью предпринимательских семей того времени). В рамках этого музейного занятия ребятам удалось познакомиться с жемчужиной московского модерна – стиля, настолько сильно полюбившегося московским предпринимателям, что его архитектурные особенности вошли не только в жилую, но и офисную архитектуру деловой элиты столицы.
Отзывы студентов о посещении Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей:
«..Когда мы сели, произошло чудо. Пришла директор музея, которая лично проводит экскурсии… Мы словно прожили маленькую жизнь рядом с Морозовыми, как рабочие или представителя этого знаменитого рода» Лапшова Д., ВА19-2
«…Калмыкова Е.И. и Лисицына А.В. решили вопрос презентации, как настоящие профессионалы: ведь, как известно, человек лучше всего воспринимает информацию, поданную визуально, посредством активного действия, и здесь была проделана замечательная работа, особенно в плане активного взаимодействия с аудиторией…» Чистов С., ВА19-3
«…Все выглядит уютно, «по-домашнему». Видно, что хранители, экскурсоводы вкладывают душу в это место» Аразов К., ВА19-3
|