Отчет о конференции UBSLC-2007
Undergraduate Business School Leadership Conference
1-3 Февраля 2007
(Goizueta Business School – Emory University – Atlanta – USA)
1. Конференция
Официальная тема конференции была заявлена как Leadership: A global perspective. Де-факто как таковой темы не было: обсуждались любые аспекты бизнеса с некоторым акцентом на глобализацию, международный и межнациональный бизнес (что во многом было обусловлено международным форматом конференции и глобальностью некоторых компаний - участников).
В конференции участвовало около 120 студентов из 42 бизнес-школ 9 стран 3 континентов. Полный состав школ-участников:
Из представителей бизнеса в конференции участвовали менеджеры:
- Wachovia
- Macy’s – 5 менеджеров уровня руководителей по закупкам и персоналу.
- Lehman Brothers – Managing director
- Eastman Kodak – CFO of Kodak Dental Systems
- UPS – Vice President of Global Operations
- Goldman Sachs
- Deloitte
- Coca-Cola – Global Brand Director
- General Electric – Vice Chairman
- + с десяток менеджеров и владельцев сравнительно небольших компаний
2. Наше участие
Основной целью конференции по заявлению председателя организационного комитета было предоставить возможность и даже «заставить» студентов из разных городов и стран общаться между собой, заводить новые знакомства и делиться опытом. В этом отношении нам удалось выступить на достаточно высоком уровне. Само появление российской делегации на конференции вызывало неподдельный живой интерес со стороны участников. Поэтому в плане общения проблем в ходе нашего пребывания не возникало.
Наиболее активное участие лично я принял в круглых столах и в обсуждении образовательных технологий университетов. Первый круглый стол, в котором я принимал участие, был посвящен роли связей в международном бизнесе и GR. Спикером выступал Фрэнк Вебер – владелец небольшой консалтинговой фирмы, специализирующейся на посредничестве в международных сделках между крупными корпорациями и правительствами государств. Второй круглый стол был посвящен сочетанию интересов маркетинга и производства. Спикер – Селин ДиФрансия – Strategic Marketing Manager крупной компании-производителя сырья для полимерной промышленности.
Соревнование в разборе кейсов, пожалуй, можно отнести к единственному проколу организаторов. Кейс был предоставлен спонсорами – компанией Macy’s, представителями которой он и оценивался. Тема кейса – выбор приоритетной группы «цветного» населения и разработка основ рекламной концепции под эту группу. Собственно, эта тема была рассчитана на тех, кто хорошо знает американский потребительский рынок одежды и хорошо разбирается в «цветном» населении США, т.е. на самих американцев. Поэтому представители других стран во время разбора преимущественно молчали – предложить что-либо стоящее, не разбираясь досконально в теме, было трудно. Благо, разбор делался в интернациональных группах, поэтому, по крайней мере, под конец работы удалось немного разобраться в теме. В последствии организаторы сами признали, что кейс для подобного формата мероприятия был не самый удачный.
Удалось пообщаться с Даниэлой Кампари-Ханд – Global Brand Director of Coca-Cola на тему перспектив выведения уникальных продуктов Кока-Колы, созданных для японского рынка, на рынки Америки и Европы. Также была возможность задать пару вопросов Джону Райсу – Вице-президенту General Electric.
Хуже обстояли дела с презентацией. К сожалению, по заявлению организаторов, Школа Бизнеса вовремя не подтвердила желание презентоваться, поэтому при распределении времени на нас не рассчитывали. По нашей просьбе организаторы обещали рассмотреть возможность изыскать для нас 5-7 минут, тем более что какая-то из групп планировала отказаться от презентации. (По этой причине в ночь перед предполагаемым днем презентации мы и присылали на согласование полностью переделанный и сжатый до 4-5 слайдов вариант презентации). К сожалению, все усилия успехом не увенчались – никто от своего времени не отказался, и возможность выступить нам так и не предоставили.
С другой стороны – это и к лучшему. В процессе подготовки у нас не было точной информации о целевой аудитории презентации. Предполагалось, что ключевой группой воздействия будут профессора Бизнес-школ, однако на протяжении всего времени конференции 80% времени профессора и администрация полностью отсутствовали! Это была 100% конференция ДЛЯ студентов. Поэтому и обзорные презентации школ бизнеса касались того, как интересно, а главное ВЕСЕЛО у них учиться: как интересно работают студенческие ассоциации, какие есть сообщества, как проходит посвящение в студенты, какие есть интересные события, какие грандиозные вечеринки организуются и как все вместе пьют пиво! Мы с Нобелевскими лауреатами и историей МГУ на этом фоне рисковали бы остаться непонятыми. К сожалению, все это мы узнали уже на презентации.
3. Организация
Особо стоит отметить уровень организации конференции. Все мероприятие было полностью организовано студентами 19-23 лет. Школа Бизнеса только предоставляла помещения и, насколько я понял, Декан лично договаривался с Джоном Райсом. Остальные спикеры были приглашены самим студенческим организационным комитетом. Также Школа Бизнеса не выделяла ни доллара средств – все было устроено на деньги спонсоров (большая часть перечисленных мной крупных компаний). При этом уровень организации заслуживает наивысшей оценки. Совершенная логистика, четкая подготовка всех мероприятий, а самое главное – 100% учет интересов целевой аудитории – студентов – как в плане официальных, так и в плане социальных мероприятий. За все время конференции не было ни одного (НИ ЕДИНОГО!) сбоя! Единственный значимый просчет – тема кейса – уже упоминался выше. Общий уровень – превосходный! К сожалению, у нас организовать такую же конференцию, по объективным причинам, скорее всего не получилось бы.
4. Общие впечатления и выводы
Общие впечатления следующие. В процессе работы над кейсами, в процессе обсуждения подходов к образованию в Бизнес-школах да и в целом в процессе общения у меня сложилось субъективное впечатление, что средний уровень студентов если и выше нашего, то вовсе не так значительно, как принято считать. А там, где наши люди проявляют свой креатив, часто оказываемся намного впереди. Причем это касается как уровня самих студентов, так и подходов к образованию в Бизнес-школах. Как и предполагалось, большой интерес вызвала стажировка на заводе. В том же самом Emory нечто подобное лишь планируется то ли через год, то ли через два. Более простой пример – очень больной темой оказалось разбиение студентов на группы для работы над проектами. Во многих Школах это делают принудительно, и почти всегда на основе GPA. Последний факт подвергался массовой критике со стороны студентов. Поэтому когда я рассказал, что у нас в основном разбивают на основе любых других факторов – стилей принятия решений, других индивидуальных особенностей, чуть ли не гороскопов, но только не на основе оценок – это встретило крайне положительную реакцию и было признано прогрессивным.
Однако при всех единичных «прорывах» общий, я бы сказал, базовый уровень, к сожалению, немного уступает. Студенты в Европе и США значительно лучше работают в информационном пространстве, лучше ориентируются в технических аспектах бизнеса, лучше работают с программным и аппаратным обеспечением – в общем, со всеми современными технологиями. Отчасти это конечно следствие превосходной технической базы, но, вероятно, есть и преимущества в образовательном процессе.
Например, уровень применения математического аппарата при анализе достаточно простого, не изобилующего цифрами кейса меня немного озадачил. У нас была неплохая математика и статистика, но вот с деловой практикой как-то не сочеталось… По крайней мере построить на основе небольшой статистической выборки по двум факторам даже относительно простую математическую модель сможет далеко не каждый. Догадаются лишь единицы. Аналогично и все, что касается организационных вопросов, менеджмента и управления вообще. То, что у нас надо организовывать – там просто есть изначально. То, что у нас считается достижением – у них “must”. Отсюда и стиль принятия решений студентами: у них значительно лучше базовая проработка решений, но это часто вызывает некоторую их шаблонность, «матричность», стандартность. Качественнее презентация, но качественнее одинаково. У нас есть значительное преимущество в плане оригинальности и новизны решений, но над их «качеством» еще работать и работать.
В общем, если сказать в двух словах – если бы не общий уровень дезорганизации и несистемность подхода, то были бы уж точно не хуже.
Владимир Кожин
|