Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mgubs.ru/?sc=24&news&id=676&print
Дата изменения: Sun Apr 10 08:09:41 2016
Дата индексирования: Sun Apr 10 08:09:41 2016
Кодировка: Windows-1251
В журнале 'Ведомости ФОРУМ' опубликовано выступление декана Высшей школы бизнеса МГУ проф. О.С. Виханского на тему влияния бизнеса на качество образования

Новости

В журнале 'Ведомости ФОРУМ' опубликовано выступление декана Высшей школы бизнеса МГУ проф. О.С. Виханского на тему влияния бизнеса на качество образования

Бизнес нужен образованию

Декан Высшей школы бизнеса (МГУ) Олег Виханский

 

Кто устанавливает стандарты?

Недавно на крупной конференции по образова­нию ректор одного из уважаемых московских вузов заявил, что в прошлом году 35% его выпускников получили красный диплом, а в этом их будет еще больше. Это сразу напомнило мне известное в свое время высказывание первого секретаря ЦК Ком­партии Узбекистана товарища Рашидова о том, что в этой республике академиков больше, чем во Франции. Такие примеры показывают, что о каче­стве образования мы говорим в рамках устаревшей парадигмы, сложившейся еще в начале прошлого века, при возникновении массового стандартизи­рованного производства.

Если же оценивать работу вузов по другим стан­дартам, сразу возникнут два вопроса: кто эти стан­дарты устанавливает и кто оценивает качество? В советское время с этим было все понятно: государст­во как главный работодатель вместе с академичес­ким сообществом выполняло обе функции. Акаде­мическое сообщество в то время состояло из луч­ших умов общества, потому что быть профессором, преподавателем серьезного вуза было престижно и, кроме того, эта работа неплохо оплачивалась.

Но сейчас мы перешли к совершенно другой сис­теме. Теперь, с моей точки зрения, государство должно устанавливать лишь стандарты входа в обра­зовательный бизнес, определяя, какая структура мо­жет заниматься преподаванием и на каком уровне. Разрабатывать же критерии оценки качества обра­зования государство сейчас не может, потому что, во-первых, главным работодателем является част­ный бизнес и, во-вторых, значительная часть препо­давателей вузов достигла пенсионного возраста. И часто студенты оказываются даже более продвину­тыми, особенно в гуманитарных дисциплинах, по­тому что пользуются Интернетом, читают прессу. Если мы устроим хороший экзамен всем преподава­телям вузов по целому ряду дисциплин, они его не сдадут. Критерием качества образования должны быть не оценки Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) или ГАК. В советское время в со­став этих комиссий входили представители минис­терств и предприятий,  которые трудоустраивали выпускников. Сейчас же председателем комиссии берут коллегу из другого вуза, с которым сложились хорошие отношения, ставят в основном пятерки, а тройка уже считается каким-то ЧП. Отсюда и 35% красных дипломов.

Возникает вопрос: кто же должен устанавливать стандарты качества образования? Высказываемое нередко мнение о том, что бизнес еще не дорос до этой задачи, кажется мне не совсем обоснован­ным. Бизнесом в России сейчас руководят совсем не те люди, что в начале 90-х гг. Современные ру­ководители - очень образованные, грамотные лю­ди, больше 30% из них имеют по два высших обра­зования. И они прекрасно понимают, какие со­трудники им нужны.

Если посмотреть статистику, у большинства этих директоров хорошее советское инженерное или ес­тественно-научное образование. Это физики, мате­матики, инженеры, выпускники физтеха, Бауманки, получившие второе образование, как правило, в об­ласти менеджмента или экономики.

Меня впечатляет то, что 12% российских топ-ме­неджеров второе высшее образование получили за рубежом, в очень престижных вузах или бизнес-школах. И поэтому думать, что эти люди не понима­ют, каким должно быть образование, не стоит.

От старой парадигмы качества образования, рас­сматривающей его как соответствие определенному набору стандартов, передовой бизнес отказался уже 25-30 лет назад. Сейчас качество понимают совер­шенно по-иному - с точки зрения удовлетвореннос­ти клиента или потребителя. И если мы будем гово­рить о качестве образования как услуги, то появля­ется много новых идей.

Два основных потребителя, которые должны оп­ределять качество, - это студент, промежуточный потребитель, и работодатель, потребитель конеч­ный. Они заинтересованы в совершенно разных ас­пектах качества образования. Студентов больше ин­тересует качество образовательного процесса. Они часто выбирают вуз и оценивают качество образова­тельного процесса не только по таким параметрам, как хорошие преподаватели и хорошая техническая база, но и с точки зрения того, где им легче учиться. Например, выпускники нашей школы в процессе учебы не слишком лестно отзывались о строгих пре­подавателях, однако когда они начинали работать, то признавали, что именно требовательные препо­даватели были лучшими.

А работодателей, конечно, интересуют те качест­ва, которые студент приобрел в процессе обучения.

Существующее противоречие можно разрешить, введя новое определение качества образования как уровня конкурентоспособности выпускника.

Формы взаимодействия

Что же здесь может сделать бизнес? Самое очевид­ное - это финансовая поддержка: гранты, стипен­дии, материальная помощь. Однако я бы выделил одну ее форму, пока у нас не прижившуюся, но очень распространенную на Западе, - создание кафедр компаний в вузах. В американских, японских уни­верситетах существует немало подобных кафедр, и я знаю многих иностранных коллег, у которых на визитной карточке написано не то, в каком вузе они работают, а то, что они сотрудники, например, ка­федры Gillette. To есть они считают это более цен­ным. Профессор такой кафедры получает более вы­сокую зарплату, чем коллеги, поэтому, естественно, на такие места стремятся лучшие умы. Кстати, по­добная форма инвестиций в вузы сможет вернуть в систему высшего образования многих, отказавших­ся от науки из-за низких зарплат.

Кроме того, бизнес обязательно должен участво­вать в оценке уровня конкурентоспособности уче­ников. Для этого в Америке, Японии и Европе при­меняется такой универсальный показатель, как средняя заработная плата выпускника. У кого она выше, у того и образование лучшего качества. К со­жалению, в России объявлять уровень зарплат пока не принято. Например, в анкете нашей программы МВА 99% студентов ставят прочерк напротив во­просов о своих доходах. Но если бы компании пока­зывали хотя бы начальный уровень зарплат для вы­пускников разных вузов, это сразу бы облегчило за­дачу оценки качества образования. Или хотя бы по­казывали, какие в компаниях существуют внутрен­ние приоритеты в кадровой политике. Я знаю, что в отделах кадров многих компаний есть четкая уста­новка, выпускников каких вузов и на какие позиции брать. Хорошо помню, как в начале 90-х ко мне при­шел представитель одной очень крупной американ­ской компании, начинающей строительство завода под Москвой, и попросил порекомендовать кого-то из российских специалистов. У него была директи­ва брать на работу только выпускников МГУ и еще двух московских вузов: одного - инженерного, а дру­гого - экономического.

Я думаю, что частный бизнес должен быть допу­щен и к управлению вузами. Пока наиболее распро­страненная форма этого участия - через попечи­тельские советы. Но я уверен, что бизнес должен участвовать также в формировании программ, тен­денций и технологий обучения.

Бизнес - за честные экзамены

К сожалению, ключевой проблемой качества рос­сийского образования является коррупция - как при приеме студентов в вузы, так и в процессе обу­чения. Вы знаете, сейчас у студентов появилось по­трясающее определение. В те времена, когда учился я, мы говорили "сдал сессию", а сейчас больше в хо­ду "закрыл сессию". Причем современные студенты нередко часто спрашивают так: сколько стоит за­крыть сессию полностью? В нескольких вузах -$5000, в целом ряде других - $2000. Это просто ката­строфа. С коррупцией, боюсь, ни наши правоохра­нительные органы, ни академическое сообщество не справятся. Помочь может сам частный бизнес, если его допустят до системы образования. Ведь ча­стный бизнес сам разобрался с криминалом в эконо­мике. Вспомните, что было в начале 90-х гг.: все сис­темы снабжения, сбыта и многое другое было под контролем криминальных структур. Сейчас их нет. Частный бизнес заинтересован в выпускниках с вы­соким уровнем знаний, поэтому он будет контроли­ровать вступительные экзамены, следить, чтобы в вузы попадали достойные абитуриенты. Бизнес бу­дет заинтересован в том, чтобы в процессе обуче­ния студенты не "закрывали" сессию, а сдавали. Мой вывод такой: если вузы и частный бизнес сейчас не создадут партнерства, нам будет очень трудно под­нять наше образование.



<< Назад