Бизнес нужен образованию
Декан Высшей школы бизнеса (МГУ) Олег Виханский
Кто устанавливает стандарты?
Недавно на крупной конференции по образованию ректор одного из уважаемых московских вузов заявил, что в прошлом году 35% его выпускников получили красный диплом, а в этом их будет еще больше. Это сразу напомнило мне известное в свое время высказывание первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана товарища Рашидова о том, что в этой республике академиков больше, чем во Франции. Такие примеры показывают, что о качестве образования мы говорим в рамках устаревшей парадигмы, сложившейся еще в начале прошлого века, при возникновении массового стандартизированного производства.
Если же оценивать работу вузов по другим стандартам, сразу возникнут два вопроса: кто эти стандарты устанавливает и кто оценивает качество? В советское время с этим было все понятно: государство как главный работодатель вместе с академическим сообществом выполняло обе функции. Академическое сообщество в то время состояло из лучших умов общества, потому что быть профессором, преподавателем серьезного вуза было престижно и, кроме того, эта работа неплохо оплачивалась.
Но сейчас мы перешли к совершенно другой системе. Теперь, с моей точки зрения, государство должно устанавливать лишь стандарты входа в образовательный бизнес, определяя, какая структура может заниматься преподаванием и на каком уровне. Разрабатывать же критерии оценки качества образования государство сейчас не может, потому что, во-первых, главным работодателем является частный бизнес и, во-вторых, значительная часть преподавателей вузов достигла пенсионного возраста. И часто студенты оказываются даже более продвинутыми, особенно в гуманитарных дисциплинах, потому что пользуются Интернетом, читают прессу. Если мы устроим хороший экзамен всем преподавателям вузов по целому ряду дисциплин, они его не сдадут. Критерием качества образования должны быть не оценки Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) или ГАК. В советское время в состав этих комиссий входили представители министерств и предприятий, которые трудоустраивали выпускников. Сейчас же председателем комиссии берут коллегу из другого вуза, с которым сложились хорошие отношения, ставят в основном пятерки, а тройка уже считается каким-то ЧП. Отсюда и 35% красных дипломов.
Возникает вопрос: кто же должен устанавливать стандарты качества образования? Высказываемое нередко мнение о том, что бизнес еще не дорос до этой задачи, кажется мне не совсем обоснованным. Бизнесом в России сейчас руководят совсем не те люди, что в начале 90-х гг. Современные руководители - очень образованные, грамотные люди, больше 30% из них имеют по два высших образования. И они прекрасно понимают, какие сотрудники им нужны.
Если посмотреть статистику, у большинства этих директоров хорошее советское инженерное или естественно-научное образование. Это физики, математики, инженеры, выпускники физтеха, Бауманки, получившие второе образование, как правило, в области менеджмента или экономики.
Меня впечатляет то, что 12% российских топ-менеджеров второе высшее образование получили за рубежом, в очень престижных вузах или бизнес-школах. И поэтому думать, что эти люди не понимают, каким должно быть образование, не стоит.
От старой парадигмы качества образования, рассматривающей его как соответствие определенному набору стандартов, передовой бизнес отказался уже 25-30 лет назад. Сейчас качество понимают совершенно по-иному - с точки зрения удовлетворенности клиента или потребителя. И если мы будем говорить о качестве образования как услуги, то появляется много новых идей.
Два основных потребителя, которые должны определять качество, - это студент, промежуточный потребитель, и работодатель, потребитель конечный. Они заинтересованы в совершенно разных аспектах качества образования. Студентов больше интересует качество образовательного процесса. Они часто выбирают вуз и оценивают качество образовательного процесса не только по таким параметрам, как хорошие преподаватели и хорошая техническая база, но и с точки зрения того, где им легче учиться. Например, выпускники нашей школы в процессе учебы не слишком лестно отзывались о строгих преподавателях, однако когда они начинали работать, то признавали, что именно требовательные преподаватели были лучшими.
А работодателей, конечно, интересуют те качества, которые студент приобрел в процессе обучения.
Существующее противоречие можно разрешить, введя новое определение качества образования как уровня конкурентоспособности выпускника.
Формы взаимодействия
Что же здесь может сделать бизнес? Самое очевидное - это финансовая поддержка: гранты, стипендии, материальная помощь. Однако я бы выделил одну ее форму, пока у нас не прижившуюся, но очень распространенную на Западе, - создание кафедр компаний в вузах. В американских, японских университетах существует немало подобных кафедр, и я знаю многих иностранных коллег, у которых на визитной карточке написано не то, в каком вузе они работают, а то, что они сотрудники, например, кафедры Gillette. To есть они считают это более ценным. Профессор такой кафедры получает более высокую зарплату, чем коллеги, поэтому, естественно, на такие места стремятся лучшие умы. Кстати, подобная форма инвестиций в вузы сможет вернуть в систему высшего образования многих, отказавшихся от науки из-за низких зарплат.
Кроме того, бизнес обязательно должен участвовать в оценке уровня конкурентоспособности учеников. Для этого в Америке, Японии и Европе применяется такой универсальный показатель, как средняя заработная плата выпускника. У кого она выше, у того и образование лучшего качества. К сожалению, в России объявлять уровень зарплат пока не принято. Например, в анкете нашей программы МВА 99% студентов ставят прочерк напротив вопросов о своих доходах. Но если бы компании показывали хотя бы начальный уровень зарплат для выпускников разных вузов, это сразу бы облегчило задачу оценки качества образования. Или хотя бы показывали, какие в компаниях существуют внутренние приоритеты в кадровой политике. Я знаю, что в отделах кадров многих компаний есть четкая установка, выпускников каких вузов и на какие позиции брать. Хорошо помню, как в начале 90-х ко мне пришел представитель одной очень крупной американской компании, начинающей строительство завода под Москвой, и попросил порекомендовать кого-то из российских специалистов. У него была директива брать на работу только выпускников МГУ и еще двух московских вузов: одного - инженерного, а другого - экономического.
Я думаю, что частный бизнес должен быть допущен и к управлению вузами. Пока наиболее распространенная форма этого участия - через попечительские советы. Но я уверен, что бизнес должен участвовать также в формировании программ, тенденций и технологий обучения.
Бизнес - за честные экзамены
К сожалению, ключевой проблемой качества российского образования является коррупция - как при приеме студентов в вузы, так и в процессе обучения. Вы знаете, сейчас у студентов появилось потрясающее определение. В те времена, когда учился я, мы говорили "сдал сессию", а сейчас больше в ходу "закрыл сессию". Причем современные студенты нередко часто спрашивают так: сколько стоит закрыть сессию полностью? В нескольких вузах -$5000, в целом ряде других - $2000. Это просто катастрофа. С коррупцией, боюсь, ни наши правоохранительные органы, ни академическое сообщество не справятся. Помочь может сам частный бизнес, если его допустят до системы образования. Ведь частный бизнес сам разобрался с криминалом в экономике. Вспомните, что было в начале 90-х гг.: все системы снабжения, сбыта и многое другое было под контролем криминальных структур. Сейчас их нет. Частный бизнес заинтересован в выпускниках с высоким уровнем знаний, поэтому он будет контролировать вступительные экзамены, следить, чтобы в вузы попадали достойные абитуриенты. Бизнес будет заинтересован в том, чтобы в процессе обучения студенты не "закрывали" сессию, а сдавали. Мой вывод такой: если вузы и частный бизнес сейчас не создадут партнерства, нам будет очень трудно поднять наше образование. |