13 декабря в Высшей Школе Бизнеса МГУ состоялась первая в истории Школы студенческая конференция «Достижение конкурентного преимущества в бизнесе», которая была организована силами студентов 3 курса бакалавриата.
Уникальность события заключается, прежде всего, в высоком уровне проведения этого мероприятия. На конференции присутствовали представители таких крупных компаний и структур, как Siemens, AT Kearney, Лаборатория Касперского, Евразийский банк развития, Meridian Capital Group и др.
Конференция проходила в рамках дисциплины «Практика бизнеса», и изначально была запланирована как ряд мастер - классов, которые должны были организовать студенты бакалавриата. Однако амбициозные и крайне предприимчивые студенты решили повысить формат мастер - класса до уровня полноценной конференции.
И теперь можно смело утверждать, что конференция прошла очень успешно!
Нужно отметить, что, несмотря на то, что конференция была организована классически, т.е. были докладчики (представители компаний) и слушатели, она прошла крайне плодотворно. Во-первых, удалось избежать эффекта «аморфной аудитории». Студенты очень активно участвовали в дискуссии и реализовывали свое право задавать вопросы представителям бизнес-сообщества. Во-вторых, сами докладчики, преодолев некую скованность в самом начале конференции, к ее концу очень активно, экспрессивно, с юмором, делились со студентами советами, как достичь конкурентного преимущества в бизнесе. Речь шла не только о достижении конкурентного преимущества компанией, но и о достижении личного конкурентного преимущества. Я могу сказать, что мне было очень интересно услышать мнение людей, которые добились определенного успеха в жизни.
Для IT компаний главным конкурентным преимуществом является человек с его компетенциями и знаниями. Этот бизнес очень специфический, в котором постоянно необходимо «держать нос по ветру». Скажем, для Лаборатории Касперского решение о том, что они будут делать программы для платформы WINDOWS, в то время как прежний лидер рынка ориентировался на более привычную в те времена платформу DOS, дало реальное конкурентное преимущество в острой борьбе за долю рынка. Результат - уникальная транснациональная компания, которая является лидером по предоставлению IT продуктов и услуг не только на российском рынке, но и на рынках других стран, таких как Франция, Китай, Германия и США.
Совершенно другая модель бизнеса действует для пивоваренного завода «Вагант», который видит свое преимущество в предоставлении высококачественного, натурального, а значит эксклюзивного продукта. «Пиво - уникальный товар»,- утверждает генеральный директор завода Виктор Лопатин. Миссию своей компании г-н Лопатин видит в «возвращении людям того, что было ими утеряно», т.е. вкуса и качества живого, а не пастеризованного пива.
Для консалтинговых компаний, которые были представлены компаниями «AT Kearney» и Meridian Capital Group, конкурентным преимуществом является, безусловно, человеческий капитал, однако не менее важной составляющей является имидж и деловая репутация компании, срок ее деятельности.
Что касается крупных финансовых институтов, таких как Евразийский банк развития, то здесь, конечно, один из ключевых моментов - это возможность привлекать длинные и дешевые деньги на мировых рынках , которые позволяют инвестировать в проекты, стоимость которых начинается от $100 млн. Конкурентными преимуществами этого банка развития является его международный статус, освобождение от уплаты налогов, капитал.
Главный вывод, который я сделала для себя в рамках данной конференции - успех, равно как и конкурентное преимущество в бизнесе, достигаются разными путями в зависимости от специфики конкретного бизнеса. Главное-стремление!
|