Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mgubs.ru/?sc=12&id=342&print
Дата изменения: Sun Apr 10 02:54:52 2016
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:54:51 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа бизнеса МГУ им. Ломоносова

  Главная > О Школе > СМИ о нас

Руководитель Высшей школы бизнеса МГУ Олег Виханский рассказал обозревателю Газеты Григорию Галицких о том, что такое МВА по-русски.

 - Как появилась Высшая школа бизнеса МГУ?

 - МГУ - первый вуз советской России, где была создана Школа управления. Это произошло в 1989 году. Школа была открыта по инициативе Виктора Садовничего, бывшего тогда первым проректором МГУ. В то время мы учили директоров советских предприятий, которые должны были, по задумке Михаила Горбачева, построить социалистический рынок. С 1992 года нашими студентами стали кооператоры. В 1993 году была создана Школа бизнеса МГУ на базе экономического факультета, а с 1995 года появилась программа МВА. Мы разработали и провели две, заказанных нам программы МВА: по аудиту для большой шестерки аудиторов и по PR для Министерства топлива и энергетики. Плюс 2 коммерческие программы general МВА.

 - Школа бизнеса была создана без западной поддержки?

 - Без. Хотя, нам очень помогло японское правительство. Нынешнее здание нам подарили японцы. Правда, из-за определенных проблем, это произошло не в девяностых, а в 2001 году. В тот же год мы прошли сертификацию Минвуза и стали самостоятельным факультетом МГУ. Начали готовить студентов по программе General МВА. Первый выпуск был 14 декабря этого года. В перспективе хотим готовить Executive MBA.

 - Какова миссия школы?

 - Мы не считаем себя структурой, которая занимается обучением. Мы институт социальных изменений, способствуем становлению цивилизованного рынка в стране. Школа не занимается повышением квалификации управленцев, а развивает их как личности. Мы делаем конкурентоспособных лидеров, которые будут развивать российский рынок и бизнес.

 - Кто учится в школе?

 - На программе МВА у нас 5 групп по 30 человек. Это предельный уровень по числу студентов. За треть студентов платят компании (например, 'Росгосстрах', Philips), треть - менеджеры крупных фирм, а остальные - уже состоявшиеся в бизнесе люди. Последние две группы платят за себя сами. Среди них много представителей малого и среднего бизнеса. Средний возраст студентов - 30 лет. Кроме этого есть еще и три группы магистров. Общим числом 90 человек.

 - Зачем им, таким успешным, учиться?

 - Школа бизнеса дает своему выпускнику три вещи: бренд, связи и образование. Заметьте, что образование - на третьем месте. Главное, в сущности, общение и связи. Некоторые студенты даже переходят на работу к своим сокурсникам.

 - Почему так мало студентов?

 - Некоторые школы рапортуют о полутысяче выпускников в год. Однако МВА - это штучный продукт, предназначенный в основном для элиты. Поэтому у меня есть сомнения в качественности образования тех школ, которые плодят МВА сотнями.

 - Как строятся программы в Высшей школе бизнеса МГУ?

 - У нас существует 2 одинаковые по содержанию, но разные по продолжительности программы МВА. Двухгодичный курс подразумевает занятия 2 раза в неделю с 18 до 21 часа плюс с 10 до 18 в субботу или воскресенье. По полуторагодичной программе занятия проводятся три раза в неделю плюс суббота или воскресенье. Кроме того, мы организуем стажировки в Японии.
В курсе МВА есть лекции по таким дисциплинам как макро- и микроэкономика. Правда, в основном мы проводим практические занятия. Во время них студенты индивидуально или в группах из 7-8 человек решают реальные бизнес-задачи. Причем, заведомо правильного решения не существует. Ведь правильность решения может оценить только рынок: продается товар или нет.
Для получения диплома необходимо сдать экзамены и защитить проект. Он заключается в решении реально существующей проблемы в компании по выбору студента. Причем для успешной защиты предлагаемое решение, то есть его проект, нужно 'продать'.

 - Кто преподает в Высшей школе бизнеса?

 - Около 30% наших преподавателей - с разных факультетов МГУ. Еще треть приходит из других школ: Высшей школы экономики и Академии народного хозяйства. И оставшаяся треть - реально практикующие люди. На некоторые курсы мы вынуждены приглашать известных профессоров из-за границы. Впрочем, все наши преподаватели, так или иначе, должны быть связаны с практикой. Ведь преподаватель с зарплатой в 200 долларов в месяц не может научить студента зарабатывать десятки тысяч. Поэтому мы приглашаем к себе практиков, успешно работающих в бизнесе и ведомствах.

 - Как стать студентом Высшей школы бизнеса МГУ?

 - Успешно сдать серьезные экзамены по экономике и менеджменту и пройти собеседование по актуальной теме в мировом бизнесе. Например, на прошлых экзаменах обсуждалось банкротство 'Энрона'. Правда, поступить еще полдела. Мы жестко контролируем посещаемость: если студент не ходит, его отчисляют. Прецеденты уже были. Кроме того, у нас нет такого понятия как пересдача: 'должникам' приходится проходить курс по новой, если они хотят получить диплом. Также бывали случаи, когда студента не допускали до защиты диплома, если он не вовремя согласовал тему или допустил какое-нибудь другое техническое нарушение.

 - Обучение, надо полагать, не бесплатное?

 - Сейчас курс МВА у нас стоит 9,8 тыс. долларов. Начинали с 7 тыс. долларов. Повышением стоимости обучения мы хотим увеличить долю студентов, за которых платят компании-работодатели. По нашим наблюдениям, они учатся лучше, чем те, кто платит за себя сам. Видимо, они просто чувствуют ответственность и видят свои перспективы в компании.

 - В России сертифицируют МВА?

 - Существует экспертная комиссия общественного совета бизнес-школ, который делает заключение на соответствие школы требованиям МВА. На основе этого заключения Минвуз выдает разрешение. Отмечу, что в России были попытки внедрить американскую систему сертификации школ МВА, но они провалились.

 - Поэтому диплом российской школы МВА не котируется на Западе?

 - Действительно, российский МВА не признан в мире, и не скоро получит признание. Причем, абсолютно заслуженно. Но не из-за системы лицензирования. Она не важна. Во-первых, в России не хватает квалифицированных преподавателей. Во-вторых, мало кто хочет учиться. Для получения весомого МВА надо сидеть в школе чуть ли не круглосуточно. Российские же студенты привыкли, что их учат, а не они учатся.
Замечу также, что авторитетные школы МВА Запада, вроде Гарварда, никто не сертифицирует. У них свой индивидуальный стандарт. Мы делаем нечто подобное: наши выпускники помимо диплома гособразца получают диплом школы.

 - Но ведь качество образования должно как-то контролироваться? Хотя бы рейтингами.

 - В российских рейтингах мы не участвуем, так как не верим в их честность. Ведь западные рейтинги составляются в основном по средним зарплатам выпускников. В России такой рейтинг составить нельзя - зарплата-то в основном черная. Вообще контроль качества - дело рынка. Если в какой-то школе МВА плохой, выпускники мало чего добиваются, то туда никто не пойдет учиться, и школа умрет сама собой.

 - В России такое саморегулирование работает?

 - С 1995 года начался бум бизнес-школ, подобный буму коммерческих вузов. Но большинство из них исчезают, так как реально МВА там нет. Сейчас в Российскую ассоциацию бизнес образования входит около 100 школ. Но в итоге на рынке останутся лучшие, такие как: Высшая школа бизнеса МГУ, Школа бизнеса Высшей школы экономики, ведущие школы бизнеса Академии народного хозяйства, факультет менеджмента СПГУ (создавался вместе с Беркли). Больше и не надо. Еще у меня есть идея объединить эти школы в консорциум, подобный тому, что создан ведущими американскими школами (включая Гарвард и Стэнфорд). Они ничем друг другу не обязаны, но держат уровень МВА, задают тон. России нужно нечто подобное.

<< Назад