Главная > О Школе > СМИ о нас
Россия переживает настоящий бум бизнес-образования. Ежегодно около 100 отечественных бизнес-школ выпускают от 20 000 до 25 000 'управленцев нового типа'. Чтобы поступить в эти учебные заведения, нужно преодолеть конкурс, доходящий иногда до пяти человек на место. Но при этом в России нет ни объективных рейтингов бизнес-школ, ни достаточного количества преподавателей, ни даже определения, что такое бизнес-образование.
Заместитель директора НПК 'Быстрое' Аслан Караев поступил учиться в Высшую школу бизнеса МГУ для того, чтобы убедиться, что он правильно управляет компанией. И хотя не все его ожидания от образовательного процесса исполнились, он считает, что все же смог многому научиться. Другой собеседник 'Књ' - вице-президент Альфа-банка Михаил Печерский говорит, что ему было важно обобщить знания, накопленные во время работы, но не менее ценными оказались знакомства с однокурсниками. На прошлой неделе Печерский, Караев и их однокашники создали 'Клуб выпускников Высшей школы бизнеса МГУ'. Такие неформальные объединения - одно из неоспоримых преимуществ бизнес-школ. Ректор Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства Сергей Мясоедов называет четыре плюса, которые дает MBA (эта аббревиатура применима и к российским курсам обучения). Во-первых, программа систематизирует практические знания. Во-вторых, она дает инструментарий и навыки для того, чтобы ускорить принятие бизнес-решений и уменьшить при этом риски. В-третьих, учит быстро переключаться с одной сферы деятельности на другую. И, наконец, MBA способствует установлению прочных контактов и взаимообогащению через обмен опытом.
Человек, прошедший бизнес-обучение, должен измениться, считает директор ВШБ МГУ Олег Виханский, он должен по-другому увидеть самого себя, возможности своей компании и возможности окружающей ее среды: 'Если это видение становится более адекватным реальности, то мы свою задачу выполнили'.
По зову директора
Михаил Печерский и Аслан Караев сели за парты по собственной инициативе, но зачастую менеджер становится студентом не только по внутреннему побуждению, но и следуя требованию компании.
После того как президент корпорации 'Эконика' (торговля обувью, промышленным оборудованием и др.) Андрей Илиопуло закончил курс стратегического менеджмента в Институте бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства (ИБДА), он решил, что дополнительное образование необходимо его партнерам и сотрудникам. Сегодня уже 11 человек из 'Эконики' получили дипломы о бизнес-образовании, еще 14 учатся в российских бизнес-школах. Корпорация целенаправленно формирует кадровый резерв и управляет карьерным ростом перспективных сотрудников.
'Идея целенаправленной подготовки топ-менеджеров возникла еще семь лет назад, - вспоминает вице-президент и совладелец корпорации Сергей Саркисов, - но в тот момент уровень российского образования был совсем невысок. Около полутора лет мы собирали информацию о существующих бизнес-школах: сравнивали программы, формы и методы обучения, преподавательский состав, контингент учащихся. Мы отдали предпочтение именно российским вузам, поскольку работаем на этом рынке и нуждаемся в грамотных специалистах, знающих его специфику. Наш выбор остановился на магистерской программе 'стратегическое управление' ИБДА АНХ, Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС по специализации 'Маркетинг', Высшей школе финансового менеджмента АНХ'.
Саркисов не видит ничего зазорного в том, что он, крупный собственник и успешный предприниматель, сел за парту. Он считает, что системных знаний всегда не хватает, а процесс обучения должен быть непрерывным. Прикладное образование позволяет учитывать опыт других менеджеров.
'Мне стоило бы пойти учиться года четыре назад, тогда я смог бы применить больше знаний, которые получил', - говорит вице-президент 'Эконики'.
В пивоваренной компании Sun Interbrew также есть программа подготовки на высшие руководящие позиции, получение второго высшего или дополнительного образования является составной частью программы. 'Многие сотрудники воспринимают возможность продолжать обучение как норму наравне с медицинской страховкой, выдачей кредитов, предоставлением автомобиля. Если компания не вкладывает деньги в образование сотрудников, это может стать одной из причин ухода специалистов, - говорит вице-президент по персоналу Sun Interbrew Руслан Ильясов. - Мы предпочитаем отправлять сотрудников в российские бизнес-школы.- В западные школы направляем только первых лиц компании и только на краткосрочные тренинги'.
Отправляют на учебу в бизнес-школы своих сотрудников и телекоммуникационные компании 'Комстар', 'Транстелеком' и российское представительство Lucent Technologies. 'Как правило, программы MBA предлагаются директорам и управляющим среднего звена, - поясняет руководитель службы персонала 'Комстара' Валерий Раджапов. - В этом году мы направили заместителя коммерческого директора для получения диплома MBA в школу Warwick в Великобритании'.
Компания 'Транстелеком' в последние годы поменяла поле деятельности: из предприятия, строящего сети, она превратилась в оператора дальней связи. Эта перемена потребовала переподготовки кадров. Многие менеджерские позиции заняли технические специалисты, вовремя получившие бизнес-образование. << Назад
|