Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mgubs.ru/?sc=12&id=327&print
Дата изменения: Sun Apr 10 02:54:17 2016
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:54:17 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа бизнеса МГУ им. Ломоносова

  Главная > О Школе > СМИ о нас

Экспресс-обучение "МВА за один день" было организовано Высшей школой бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках своего 10-летнего юбилея. Участниками этого необычного образовательного про- цесса стали журналисты, пишущие о бизнес- образовании. За один день нам удалось получить полное представление о том, как проходит процесс обучения на полуторагодичной программе МВА в Высшей школе бизнеса МГУ. Утром нас зачислили на программу МВА Высшей школы бизнеса и вручили студенческие. В обед мы уже проходили летнюю стажировку в Японии. А вечером защитили свои дипломные проекты и получили заветные корочки мастера делового администрирования, знаменитого МВА.

Первые полчаса отводились на знакомство с будущими "сокурсниками", обмен визитками и легкий завтрак. В 9.30 в учебной аудитории нас ждал декан Высшей школы бизнеса Олег Виханский. "В нашей школе нет звонков на урок или с урока, - объявил Олег Самуилович. - Но везде в аудиториях и холлах есть часы. Не школа должна напоминать студентам о времени, а сами студенты должны следить за тем, чтобы вовремя оказаться в классе. И запомните: время - единственный невоспроизводимый ресурс. Кто лучше всех освоит время - тот победитель в бизнесе!"

Наш первый "семестр" длился всего два часа и назывался "Введение в менеджмент". Традиционно вводные занятия в школе посвящают "ломке стереотипов поведения". Ведь осваивать МВА часто приходят не новички от бизнеса, а руководители крупных фирм, которые понимают, что предела самосовершенствованию нет. В школе все начальники должны превратиться в простых студентов и участвовать в самых невообразимых акциях, чтобы раскрепоститься и по-новому взглянуть на мир. Очень важно, чтобы сокурсники почувствовали себя командой. Для этого, например, боссу нефтяной компании могут предложить снять пиджак и поваляться в числе других учащихся на полу (застеленном ковром, разумеется). Некоторые не выдерживают: "Надо мной издеваются, больше не хочу!" Знали бы они, что в Японии боссов вообще отравляют в нищенских робах просить милостыню на вокзал!

Классическую систему преподавания под условным названием "тычинг" (от англ. тичер - учитель), когда препод вдалбливает что-то в голову безэмоционального ученика, наш декан-педагог бесповоротно отверг. Так же, как не пришлась ему по вкусу англо-саксонская модель под названием "тренинг" (обучение), когда ученика "тренируют", натаскивают на выполнение типичных задач. В МГУ с нами занялись "ленингом", то есть "научением": сначала мы собственными силами пытаемся решить задачу, затем обсуждаем правильность решения, наконец делаем выводы.

Преподаватель при "ленинге" больше похож на ведущего ток-шоу: в любой момент он может обратиться к любому студенту с вопросом. Если ученик замечтался и выпал из темы, замечание, иногда колкое, быстро вернет к боевой готовности. Увы! В жизни хватает людей, готовых воспользоваться всякой нашей слабостью. И мало кто печется о наших интересах и душевном комфорте. Так лучше узнать это в ученье, чем нести потери на поле боя.

"В чем смысл бизнес-образования?" - неожиданно обратился к нам Олег Самуилович. Отвертеться было невозможно и пришлось быстро что-то соображать при том, что подглядеть просто некуда. (Не случайно в Манчестере, например, студенты весь первый год должны посвятить созданию реальных бизнес-проектов, и только потом у них начинаются курсы по экономике. В современном бизнес-мире слово "менеджер" постепенно вытесняется понятием "вижионера", то есть человека, способного увидеть что-то не глазами, а "умственным взором".)

После того как мы потрудились сами, наш "ведущий" подвел итог. Задача бизнес-образования - сделать нас конкурентоспособными, то есть такими, чтобы в любой ситуации мы находили решения, обращающие дело в нашу пользу. "В бизнесе сегодняшние знания устарели вчера! - констатировал Олег Самуилович. - Если все узнали, что вы придумали, ничего нового вы уже не знаете". Проще говоря, если сегодня я стала продавать яблоки в красивых пакетах и поэтому обогнала по прибыли тех, кто продает их из ведра, то завтра все повторят мой трюк, и мое преимущество исчезнет. Поэтому для бизнеса важно, не что мы знаем и умеем, а что мы делаем. В курсе МВА воспитывают тех, кто будет действовать. 5 качеств хорошего специалиста в английском языке начинаются на "С": творчество (creative), коммуникативность (communicative), уверенность в себе (confident). Кроме того, нужно быть "комитэд" (приверженным своему делу, готовым жертвовать собственными интересами во имя интересов фирмы, что очень ценится в японских компаниях) и "крэдибл" - надежным при работе в группе. Воспитать в студентах все эти качества реального поведения - одна из важнейших задач курса МВА.

Испытав роль вижионеров на своей шкуре, мы дружно отправились на своеобразную "стажировку в Японию". Основной целью этой стажировки, как и летней стажировки студентов ВШБ МГУ в Японии, было знакомство с японским опытом ведения бизнеса (в нашем случае это была встреча с директором Департамента развития бизнеса московского представительства одной из крупнейших японских фирм "ITOCHU Corporation" господином Коно Сигэру). Общаясь с господином Коно, мы вкушали суши и запивали их японским чаем под завораживающие звуки восточной музыки. И уж было совсем собирались расслабиться, но вдруг обнаружили, что в расписании у нас еще значатся занятия по предпринимательству, курсы по выбору ("Организационное поведение", "Стратегическое управление", "PR и реклама"), подготовка и защита дипломных работ. Но поскольку боевое крещение в мастера делового администрирования мы прошли в первом "семестре", то никакой серый волк нам уже не был страшен.

<< Назад