Главная > О Школе > СМИ о нас
МВА за компанию
Российскому бизнес-образованию исполняется 20 лет, а рейтингу MBA "Секрета фирмы" — два года. Мы представляем очередное исследование, где качество обучения оценивают сами выпускники.
"Продайте вашу базу!" — с такой неожиданной просьбой обратились в редакцию СФ представители нескольких крупных компаний. После выхода в прошлом году в СФ первого рейтинга российских программ MBA они рассчитывали получить контакты перспективных кандидатов.
Контактами мы, естественно, торговать не стали — обещали ведь респондентам не раскрывать их данные, хотя в этом году наша база существенно пополнилась и стала почти в два раза больше. И ценность ее, соответственно, возросла. Как и ценность той информации, которой с нами поделились выпускники 30 лучших российских бизнес-школ.
Лидеры нового рейтинга, в который вошли программы MBA Москвы и Санкт-Петербурга, остались прежними: первое место сохранила за собой Высшая школа бизнеса МГУ, на втором — ИМИСП (Санкт-Петербург). В прошлом году они разделили между собой первое-второе место.
Еще один лидер, Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ, заняла шестое место — в этом году ее выпускники оказались строги к альма-матер. "У нас очень требовательные слушатели,— соглашается декан ВШМ Сергей Филонович.— Тем не менее почти половина из них приходит по рекомендации прежних выпускников". Есть и еще один нюанс. В ВШМ работает сразу пять "преподавателей-звезд" (см. СФ N41/2005) — на их фоне остальные профессора наверняка смотрятся менее ярко, а в результате слушатели ставят школе невысокие оценки.
Несмотря на то, что российскому бизнес-образованию исполняется 20 лет, говорить о качественном прорыве пока рано. Во всяком случае, мнения выпускников оказались на редкость полярными — от "очень полезно" до "зря потерял время". Нелестные оценки получали даже топ-школы. Так что деканам есть над чем работать.
Сами виноваты
Менеджер крупной компании отучилась год на программе MBA в известной бизнес-школе. А потом решила бросить. Где-то через полгода ей позвонили из деканата — напомнить, что она просрочила очередной платеж. Женщина сообщила, что уже давно не посещает занятия. "Да что вы, немного же осталось, заплатите, зато потом получите диплом",— ответили в деканате.
Наверняка что-то подобное происходит и в других школах. Так, один из наших респондентов даже не мог вспомнить название бизнес-школы АНХ, где он учился три года назад. Диалог получился примерно такой:
— А в дипломе у вас название школы написано?
— Нет, только программа.
— Может, помните фамилию декана?
— Нет...
— Ну хоть как его подпись в дипломе расшифровывается?
— Там только закорючка.
Не хотим никого обидеть, но дипломы MBA иногда достаются не самым достойным студентам. Собственно, в прошлом году мы как раз обнаружили, что наибольшее недовольство выпускников вызвали не преподаватели и не качество программ, а та разношерстная публика, вместе с которой им пришлось учиться. Как выразился декан Высшей школы менеджмента СПбГУ Валерий Катькало, многие бизнес-школы "стратегически неосторожно" подходят к отбору слушателей. Проще говоря, берут всех подряд. В этом году проблема отсева стоит так же остро: суммарный балл по показателю "сложность вступительных испытаний" составил 4,34 из 10 возможных. Выпускники не очень высоко оценили и полезность установленных в школе связей — 5,69 баллов.
Некоторые школы, по крайней мере лидеры, пытаются "пропалывать" ряды своих слушателей. "Многие просто не подают к нам документы, узнав, что нужно сдавать вступительный экзамен по экономике и менеджменту,— рассказывает декан ВШБ МГУ Олег Виханский.— Кроме того, у нас жесткий "фейс-контроль". Например, хамов не берем. Или с чересчур завышенной самооценкой. А также если видим, что рекомендации человек "нарисовал" сам".
Но это еще не все: 96% опрошенных выпускников ВШБ МГУ отметили, что в их школе отчисляют за неуспеваемость и за пропуски занятий. Студенты получают оценки, в том числе за работу в классе, а если человек не посещает занятия, баллы снимаются. В результате слушателя могут не допустить до экзаменов. "Некоторым менеджерам, которые ездят в командировки, приходится очень тяжело. Но мы всегда об этом предупреждаем и отказываем, если они не могут изменить свой график. В результате посещаемость в школе почти 100%",— говорит Виханский.
Впрочем, далеко не все учебные заведения готовы расставаться с нерадивыми, но платежеспособными слушателями — сегодня востребована даже ниша "плохих школ". "Есть категория людей, которым очень хочется получить MBA, они идут скорее за дипломом, чем за серьезными знаниями. И выбирают школы, где цена пониже, а условия полегче,— говорит Сергей Филонович.— Как только спрос станет более требовательным, школы начнут подтягиваться".
Но если поставить на входе барьер повыше, есть риск, что деньги уйдут в другую школу. "Пусть "Сколково" с их миллионами занимается экспериментами, а у нас таких возможностей нет",— говорят некоторые деканы. Выходит, бизнес-школы пока слишком бедны и боятся лишиться средств к существованию? "Они не бедные, они жадные",— поправил корреспондента СФ один западный преподаватель.
Бизнес на дипломах
В начале сентября в России появилась самая дорогая бизнес-школа в мире. "Сколково" установила на свою программу EMBA, которая открывается в январе 2009 года, цену 90 тыс. евро. Или около $127 тыс. по нынешнему курсу. По словам организаторов, преподавать по этой программе будут ведущие западные профессора; кроме того, слушателям обещают индивидуальный коучинг.
Для сравнения: совместная программа EMBA американской Kellogg c гонконгским HKUST (номер один в мире, согласно рейтингу газеты Financial Times) стоит $103,6 тыс. А Global Executive MBA TRIUM (программа номер два, организована New York University Stern School of Business, London School of Economics и HEC School of Management) — $123 тыс.
"Не знаю, на что рассчитывает руководство "Сколково",— недоумевает Сергей Филонович.— Если у человека есть такие деньги и он знает английский, неужели он будет учиться в России?" Другие деканы не видят в сколковской цифре ничего особенного. "Почему в Москве квартира может стоить дороже, чем в Майами, а программа нет?" — пожимает плечами ректор ИМИСП Сергей Мордовин.
Кстати, питерский ИМИСП тоже установил своеобразный рекорд: из программ, вошедших в наш рейтинг топ-30, его MBA самая дорогая — 820 тыс. руб. Как объясняют в школе, в этом году они включили в стоимость обязательную недельную стажировку за рубежом. "Если Москва по стоимости отстает, то это ее проблемы,— рассуждает Сергей Мордовин.— В целом, конечно, в Москве больше платежеспособных людей, чем в Санкт-Петербурге, но ведь и бизнес-школ здесь несравнимо больше. Поэтому платежеспособный спрос со стороны тех, кто хочет получить качественное обучение на MBA, как мне кажется, примерно одинаков".
Рынок бизнес-образования (исключая тренинговые компании) сегодня оценивают в $250-350 млн. Далеко не все школы раскрывают свой оборот, но зарабатывают они неплохо — так, годовая выручка ВШМ ГУ-ВШЭ составляет $5 млн, а платные программы ВШМ СПбГУ приносят $10-12 млн (эта бизнес-школа не вошла в наш рейтинг, так как у нее сейчас нет программы MBA).
Правда, расходы у бизнес-школ тоже немаленькие — нужно вкладывать в преподавателей, инфраструктуру, международные связи и т. д. С этой точки зрения наиболее выгодный формат обучения — бакалавриат. Такие программы, конечно, дешевле MBA, зато и издержек меньше — можно взять преподавателей поскромнее, учебно-методические материалы не столь дороги и т. п. В результате маржа школы выше, чем в случае с MBA. Один из ректоров "не для записи" заявил: "Если исходить из экономической выгоды, то я бы закрыл все программы кроме бакалавриата".
Однако не все бизнес-школы хотят возиться с бакалаврами — не хватает площадей, либо они просто не считают нужным заниматься "детьми". Например, ИМИСП в прошлом году закрыл набор на бакалаврские программы. "Человек, успешно преподающий в высшей школе, не может так же хорошо учить бизнесменов,— объясняет Сергей Мордовин.— Это просто разные области деятельности".
Так что основной продукт, который предлагают сегодня российские бизнес-школы,— программы MBA и EMBA. По сути это ставка на частных клиентов, то есть на "розницу". Но если, скажем, для банков выход в розницу можно было считать революцией, то для бизнес-образования это уже моветон.
Лицом к b2b
Частный клиент не особо различает бизнес-школы и легко покупается на брэнд. Он уверен, что диплом MBA даст ему неоспоримые преимущества — и мечтает конвертировать его в деньги. Корпоративные клиенты мыслят по-другому. Они мало "ведутся" на рекламу, а "корочки" их не интересуют вовсе. Зато за знания и навыки они готовы платить, причем дорого. Намного дороже, чем "частники". Но и спрашивают с профессоров гораздо строже — программы двадцатилетней давности им уже не продашь.
Executive Education — короткие открытые и корпоративные программы для топ-менеджеров — основной хлеб западных бизнес-школ, тогда как на MBA они в лучшем случае выходят в ноль. MBA нужны скорее для аккредитации, обкатки новых технологий обучения и т. д. Например, INSEAD получает от Executive Education около 60% доходов, а 900 выпускников "эмбиэев", выпускаемых школой ежегодно, приносят ей лишь 30%.
"Никто не спорит, что бизнес-школы должны быть финансово состоятельны. Но российские учебные заведения отстали от жизни — их бизнес держится на устаревшей модели 1990-х годов",— считает Валерий Катькало. По его словам, у российских бизнес-школ за редким исключением нет очень важных атрибутов, например попечительского совета, профессионального центра карьеры. Все это без надобности, если школы не выстраивают долгосрочных контактов с компаниями.
Между тем спрос на обучение со стороны корпоративных клиентов уже растет. Например, бизнес-школа "Сколково" за 2007-2008 год заработала $4,7 млн на программах Executive Education. И это при том, что она пока не достроила кампус и, соответственно, не может поставить программы "на поток". Похоже, что и другие школы начинают осознавать, что расти на "рознице" больше некуда, пора играть на корпоративном рынке.
MBA отдыхает
Две недели назад в ИМИСП вышел на работу новый сотрудник — бизнес-школа переманила из крупной компании директора по продажам. Только он будет не преподавать, а продавать — ИМИСП создал специальное подразделение для работы с корпоративными клиентами. "Когда мы увидели, какими темпами растет этот сегмент, мы пересмотрели свою стратегию,— объясняет Сергей Мордовин.— По сравнению с ним MBA отдыхает".
По данным исследования Training Index, крупные компании в России сегодня тратят на обучение одного топ-менеджера 260 тыс. руб. в год, что вполне сопоставимо с Европой. Почему бы эти деньги не зарабатывать российским бизнес-школам?
По замыслу Мордовина, через пять лет оборот ИМИСП должен вырасти в четыре раза, и в первую очередь за счет корпоративных программ. Если сейчас компании приносят школе около 20% доходов, то через пять лет цифра должна вырасти до 70%. Генерировать этот поток станут короткие корпоративные программы, корпоративные MBA, а также недавно созданное подразделение "ИМИСП консалтинг". "Нам важно, чтобы корпоративные клиенты видели в нас экспертов по целому ряду отраслей. Например, по газовой,— приоткрыл свои планы ректор.— А фактически мы хотим стать школой для бизнеса — как швейцарская IMD".
Другие школы тоже пересматривают свои приоритеты, хотя и не так кардинально. По словам Сергея Филоновича, корпоративные клиенты приносят ВШМ 25-30% оборота, и эта цифра постоянно растет. "Корпоративные заказчики выгодны школам. Во-первых, не нужно тратиться на рекламу. Во-вторых, многие HR-директора сегодня могут четко сформулировать, что им нужно, поэтому степень удовлетворенности заказчиков выше". Чаще всего за корпоративными программами обращаются выпускники MBA и EMBA. Например, в ВШМ получила диплом EMBA директор одной компании, а потом для своих сотрудников заказала несколько семинаров из прослушанного ею курса.
ВШБ МГУ тоже не новичок в корпоративном обучении. Например, программа "MBA: производственные системы" была разработана специально для компании "Базовый элемент" и не "продается" на открытом рынке. По другой программе MBA учатся сотрудники казахского холдинга ENRC Management KZ. "Доходы от корпоративных клиентов у нас пока составляют не более 15%. Но мы будем их наращивать",— говорит Олег Виханский.
Слово на букву "ф"
Валерий Катькало умеет зарабатывать не только на своих программах — ему удается собирать деньги и по-другому. Потому что он один из немногих деканов, который знает, что такое фандрайзинг.
Дружба с компаниями обеспечивает не только поток клиентов, но и их финансовую помощь. Считается, что фандрайзинг — традиция американская и в России она не приживается, однако у ВШМ СПбГУ уже есть удачный опыт.
В конце 1990-х годов школа собрала $6 млн на реконструкцию своего учебного корпуса — деньги выделили 15 компаний (Procter & Gamble, Honeywell и др.). А сегодня в endowment (фонд целевого капитала) ВШМ СПбГУ привлекла около $16 млн. Поучаствовали члены попечительского совета — "Газпром", Сбербанк, РЖД, PricewaterhouseCoopers и др. Программа-максимум — собрать в фонд $150 млн.
Конечно, школе, которая пользуется благосклонностью государства и получает деньги в рамках нацпроекта "Образование", намного проще разговаривать с компаниями, чем другим. Однако ВШМ СПбГУ стала новатором и в привлечении средств частных лиц — к 15-летию школы группа выпускников по собственной инициативе пожертвовала альма-матер 15 млн руб.
Так что вполне может быть, через несколько лет бизнес-школа получит уже не один миллион долларов от какого-нибудь благодарного выпускника.
|
|
1999 год
Российская ассоциация бизнес-образования выступила инициатором государственного признания программы МВА в России и разработала основные стандарты
8 бизнес-школ
в России получили западную аккредитацию AMBA. Для сравнения: в Китае аккредитованных школ 4, во Франции — 15, а в Великобритании — свыше 40
90 тыс. евро
такую цену установили в "Сколково" на программу EMBA в сентябре 2008 года, что сделало эту бизнес-школу самой дорогой в мире |
Топ-30 российских бизнес-школ
Место
в
рей-
тинге |
Бизнес-школа |
Год
запуска
программы
MBA |
Стоимость
программы
MBA в
2008 г.,
тыс. руб. |
Средняя
оценка
выпускник
ов, баллы |
Индекс
балла х
0,75 |
Индекс
стоимости
х 0,25 |
Итоговый
балл |
Средняя
ошибка
выборки
% |
1 |
Высшая школа бизнеса Московского
государственного университета им.
Ломоносова (ВШБ МГУ) |
2001 |
600 |
126,724 |
0,750 |
0,183 |
932,8 |
2 |
2 |
Санкт-Петербургский международный
институт менеджмента (ИМИСП) |
1998 |
636 |
120,859 |
0,715 |
0,194 |
909,1 |
2 |
3 |
Московская высшая школа социальных и
экономических наук (МВШСЭН), Центр
международных программ МВА АНХ —
Kingston University |
1998 |
636 |
120,859 |
0,715 |
0,194 |
909,1 |
2 |
4 |
Институт бизнеса и делового
администрирования АНХ (ИБДА) |
1998 |
600 |
115,891 |
0,686 |
0,183 |
868,7 |
2 |
5 |
Высшая школа финансового менеджмента
АНХ (ВШФМ) |
2000 |
675 |
111,141 |
0,658 |
0,206 |
863,5 |
2 |
6 |
Высшая школа менеджмента
Государственного университета—Высшей
школы экономики (ВШМ ГУ-ВШЭ) |
1999 |
700 |
104,918 |
0,621 |
0,213 |
834,3 |
3 |
7 |
Высшая школа корпоративного управления
АНХ (ВШКУ) |
1999 |
460 |
115,777 |
0,685 |
0,140 |
825,4 |
4 |
8 |
Высшая школа международного бизнеса АНХ
(ВШМБ) |
1992 |
580 |
108,356 |
0,641 |
0,177 |
818,0 |
2 |
9 |
Институт бизнеса и экономики АНХ
(ИБиЭ), |
1992 |
294 |
121,608 |
0,720 |
0,090 |
809,3 |
3 |
10 |
Высшая экономическая школа
Санкт-Петербургского государственного
университета экономики и финансов (ВЭШ
ГУЭФ) |
1993 |
463,8 |
110,941 |
0,657 |
0,141 |
797,9 |
8 |
11 |
Факультет инновационно-технологического
бизнеса АНХ (ФИТБ) |
2000 |
405 |
113,798 |
0,673 |
0,123 |
796,9 |
5 |
12 |
Государственный университет управления
(ГУУ) |
2001 |
400 |
112,779 |
0,667 |
0,122 |
789,4 |
3 |
13 |
Московская международная высшая школа
бизнеса МИРБИС |
1988 |
480 |
108,556 |
0,642 |
0,146 |
788,7 |
2 |
14 |
Международный институт менеджмента ЛИНК
(МИМ ЛИНК) |
1997 |
419 |
110,105 |
0,652 |
0,128 |
779,6 |
3 |
15 |
Американский институт бизнеса и
экономики (АИБЭк) |
1992 |
330 |
112,743 |
0,667 |
0,101 |
767,8 |
4 |
16 |
Российско-немецкая высшая школа
управления АНХ (РНВШУ) |
2000 |
410 |
105,019 |
0,622 |
0,125 |
746,5 |
4 |
17 |
Школа IT-менеджмента экономического
факультета АНХ |
2003 |
350 |
106,023 |
0,627 |
0,107 |
734,1 |
4 |
18 |
Факультет Академических программ
обучения АНХ (ФАПО) |
1999 |
455 |
99,693 |
0,590 |
0,139 |
728,7 |
4 |
19 |
Институт магистерской подготовки МЭСИ
(ИМП) |
1999 |
352 |
104,978 |
0,621 |
0,107 |
728,6 |
4 |
20 |
Института экономики и финансов
"Синергия" (ИЭФ) |
1992 |
480 |
97,708 |
0,578 |
0,146 |
724,5 |
3 |
21 |
Бизнес-школа Всероссийской академии
внешней торговли Минэкономразвития
России (ВАВТ) |
1999 |
420 |
100,184 |
0,593 |
0,128 |
720,9 |
6 |
22 |
Банковский институт ГУ-ВШЭ |
2002 |
510 |
89,928 |
0,532 |
0,155 |
687,6 |
9 |
23 |
Институт международного бизнеса
"Классическая бизнес-школа" (КБШ) |
1998 |
294 |
98,499 |
0,583 |
0,090 |
672,5 |
6 |
24 |
Институт мировой экономики и бизнеса
(Международная школа бизнеса) РУДН
(ИМЭБ РУДН) |
1992 |
372 |
91,307 |
0,540 |
0,113 |
653,7 |
5 |
25 |
Высшая коммерческая школа при
Всероссийской академии внешней торговли
Минэкономразвития России (ВКШ) |
1996 |
465 |
84,881 |
0,502 |
0,142 |
644,1 |
4 |
26 |
Открытый университет бизнеса и
технологий |
2002 |
135 |
97,463 |
0,577 |
0,041 |
618,0 |
2 |
27 |
Факультет экономики недвижимости АНХ
(ФЭН) |
2004 |
420 |
76,783 |
0,454 |
0,128 |
582,4 |
6 |
28 |
Институт международного бизнеса и
коммуникаций Балтийского
государственного технического
университета "Военмех" (ИМБК БГТУ) |
2002 |
348 |
74,563 |
0,441 |
0,106 |
547,3 |
3 |
29 |
Институт менеджмента и маркетинга АНХ
(ИМИМ) |
2001 |
390 |
69,583 |
0,412 |
0,119 |
530,7 |
6 |
30 |
Межотраслевой институт развития
инновационных технологий МГТУ "Станкин"
(МИРИТ) |
2000 |
340 |
64,777 |
0,383 |
0,104 |
487,0 |
8 |
|
*С вероятностью 86% итоговый балл школы может быть больше или меньше на процентное значение, указанное в этой графе
Как выпускники оценили свои школы
Место
в
рейтин
ге |
Бизнес-школа |
СРЕДНИЕ ДАННЫЕ ПО БИЗНЕС-ШКОЛАМ |
Слож-
ность
испытаний
при
поступлен
ии |
Преподава
ние
теоретиче
ских
знаний |
Приобрете
ние
практичес
ких
навыков |
Преподава
тельский
состав |
Сложность
обучения |
Полез-
ность
установле
нных
связей |
1 |
Высшая школа бизнеса Московского
государственного университета им.
Ломоносова (ВШБ МГУ) |
7,02 |
8,51 |
8,09 |
8,39 |
7,71 |
6,66 |
2 |
Санкт-Петербургский международный
институт менеджмента (ИМИСП) |
5,15 |
8,55 |
7,90 |
8,72 |
7,25 |
6,10 |
3 |
Московская высшая школа социальных и
экономических наук (МВШСЭН), Центр
международных программ МВА АНХ —
Kingston University |
4,65 |
8,55 |
8,27 |
8,73 |
8,25 |
6,29 |
4 |
Институт бизнеса и делового
администрирования АНХ (ИБДА) |
5,48 |
8,23 |
7,85 |
8,37 |
6,05 |
5,85 |
5 |
Высшая школа финансового менеджмента
АНХ (ВШФМ) |
4,30 |
8,37 |
7,73 |
8,24 |
6,60 |
5,33 |
6 |
Высшая школа менеджмента
Государственного университета—Высшей
школы экономики (ВШМ ГУ-ВШЭ) |
3,82 |
8,00 |
6,70 |
8,34 |
5,94 |
5,46 |
7 |
Высшая школа корпоративного управления
АНХ (ВШКУ) |
4,23 |
8,02 |
7,44 |
7,83 |
6,28 |
6,00 |
8 |
Высшая школа международного бизнеса АНХ
(ВШМБ) |
3,97 |
8,06 |
7,26 |
8,15 |
5,91 |
5,49 |
9 |
Институт бизнеса и экономики АНХ
(ИБиЭ), |
5,56 |
8,37 |
7,44 |
8,28 |
8,00 |
6,40 |
10 |
Высшая экономическая школа
Санкт-Петербургского государственного
университета экономики и финансов (ВЭШ
ГУЭФ) |
4,75 |
8,33 |
7,25 |
8,33 |
6,00 |
6,58 |
11 |
Факультет инновационно-технологического
бизнеса АНХ (ФИТБ) |
3,76 |
7,67 |
7,33 |
7,67 |
5,80 |
5,24 |
12 |
Государственный университет управления
(ГУУ) |
3,40 |
7,96 |
7,32 |
7,70 |
5,54 |
5,83 |
13 |
Московская международная высшая школа
бизнеса МИРБИС |
3,60 |
8,07 |
7,57 |
8,15 |
6,05 |
5,68 |
14 |
Международный институт менеджмента ЛИНК
(МИМ ЛИНК) |
2,76 |
8,39 |
8,59 |
8,13 |
6,74 |
5,31 |
15 |
Американский институт бизнеса и
экономики (АИБЭк) |
5,97 |
8,00 |
7,94 |
8,18 |
6,97 |
5,15 |
16 |
Российско-немецкая высшая школа
управления АНХ (РНВШУ) |
4,00 |
8,28 |
7,16 |
8,05 |
6,36 |
4,85 |
17 |
Школа IT-менеджмента экономического
факультета АНХ |
4,64 |
8,00 |
8,36 |
8,93 |
6,83 |
7,29 |
18 |
Факультет Академических программ
обучения АНХ (ФАПО) |
3,37 |
7,95 |
6,78 |
7,95 |
4,56 |
5,37 |
19 |
Институт магистерской подготовки МЭСИ
(ИМП) |
4,08 |
8,08 |
7,08 |
7,85 |
6,10 |
5,06 |
20 |
Института экономики и финансов
"Синергия" (ИЭФ) |
4,37 |
7,65 |
6,83 |
7,46 |
6,13 |
4,90 |
21 |
Бизнес-школа Всероссийской академии
внешней торговли Минэкономразвития
России (ВАВТ) |
3,44 |
8,24 |
7,28 |
8,40 |
5,23 |
4,52 |
22 |
Банковский институт ГУ-ВШЭ |
4,14 |
8,50 |
7,93 |
8,86 |
6,50 |
6,21 |
23 |
Институт международного бизнеса
"Классическая бизнес-школа" (КБШ) |
5,33 |
7,00 |
7,00 |
7,18 |
4,95 |
5,33 |
24 |
Институт мировой экономики и бизнеса
(Международная школа бизнеса) РУДН
(ИМЭБ РУДН) |
5,29 |
7,90 |
7,00 |
8,00 |
6,89 |
6,33 |
25 |
Высшая коммерческая школа при
Всероссийской академии внешней торговли
Минэкономразвития России (ВКШ) |
3,41 |
8,02 |
7,14 |
8,06 |
5,82 |
5,08 |
26 |
Открытый университет бизнеса и
технологий |
1,12 |
9,65 |
9,76 |
9,82 |
4,00 |
5,76 |
27 |
Факультет экономики недвижимости АНХ
(ФЭН) |
2,24 |
7,14 |
6,57 |
7,50 |
5,15 |
6,24 |
28 |
Институт международного бизнеса и
коммуникаций Балтийского
государственного технического
университета "Военмех" (ИМБК БГТУ) |
4,25 |
6,81 |
6,38 |
7,00 |
6,00 |
5,31 |
29 |
Институт менеджмента и маркетинга АНХ
(ИМИМ) |
4,04 |
7,77 |
6,78 |
7,74 |
5,59 |
6,04 |
30 |
Межотраслевой институт развития
инновационных технологий |
4,64 |
7,45 |
7,00 |
7,36 |
5,89 |
5,00 |
|
В СРЕДНЕМ ВСЕ РЕСПОНДЕНТЫ |
4,34 |
8,13 |
7,54 |
8,15 |
6,37 |
5,69 |
|
* по 10-балльной шкале
Текст: Юлия Фуколова, Владислав Коваленко
Таблицы: Светлана Горбачева << Назад
|