Бизнес и образование.
Какую роль может сыграть бизнес в развитии российского образования?
7 июня 2006 года, Москва, гостиница 'Арарат Парк Хаятт', зал 'Хачатурян'
Олег Виханский
Влияние бизнеса на качество образования
Тезисы выступления
1) Как понимать качество образования?
В принципе, возможны два подхода к пониманию качества образования. Согласно первому, традиционному и доминирующему, качество - это соответствие стандартам, установленным регулирующими органами или учебными заведениями. Согласно второму, и в рыночной экономике единственно верному, под качеством понимается степень удовлетворенности запросов потребителя.
Особенность образовательной деятельности как услуги состоит в том, что ее потребление осуществляется двумя различными субъектами по сложной схеме, в соответствии с которой второй субъект потребляет эту услугу после того, как ее потребил (ею воспользовался) первый. Первый субъект - студент, второй - работодатель. Данная особенность существенно усложняет построение процессов создания качественной услуги.
2) Факторы, определяющие качество образовательной услуги.
Внутри-институтские факторы хорошо известны: это квалификация и мотивированность преподавательского и административного состава вузов, технологическая и материальная база, уровень менеджмента учебного заведения и т.п.
Менее ясными, но более значимыми факторами являются запросы, поступающие из внешней среды. Это соответствие квалификационной подготовки выпускников вузов задачам, стоящим перед бизнесом, наличие (у них) личностных качеств и поведенческих особенностей, адекватных бизнес-среде и конкурентным вызовам.
3) Что может сделать бизнес и что он уже делает для повышения качества вузовского образования.
Во-первых, что лежит на поверхности и наиболее востребовано вузами - это получение материальной основы для учебного процесса.
Во-вторых, что, пожалуй, наиболее важно - это установление стандартов образования и содействие формированию структуры образовательных процессов с точки зрения потребности в специалистах определенной категории.
В-третьих, предоставление вузам возможности прохождения студентами учебной практики, приближенной к реальным процессам (выход за академические границы).
В-четвертых, это оказание вузам помощи в существенном повышении эффективности систем управления ими, в совершенствовании процессов принятия решений, имеющих стратегический характер.
И, наконец, то, что может сделать исключительно бизнес - это добиться существенного снижения коррупции в вузах, которая является в настоящее время основной причиной низкого качества российского вузовского образования.