Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.law.msu.ru/doc/fgos-bakalavr.doc
Дата изменения: Sun Mar 20 14:59:45 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:15:24 2012
Кодировка: koi8-r

ПРОЕКТ

Одобрен на заседании Совета УМО
по юридическому образованию
высших учебных заведений
Российской Федерации
07. 11. 2008 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

|Утвержден |
|приказом Министерства образования и |
|науки Российской Федерации |
|от «____»__________200__ г. ?____ |
|Регистрационный номер |
|_______________________________ |





ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





по направлению подготовки

«Юриспруденция»




Квалификация (степень)

Бакалавр




Москва 2008

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Направление подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) -
бакалавр) утверждено приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от ___________________ ?_________.

Федеральный государственный образовательный стандарт разработан в
порядке, определенном Правительством Российской Федерации, с участием
Учебно-методического объединения по юридическому образованию высших учебных
заведений Российской Федерации, Ассоциации юристов России, Ассоциации
юридического образования, Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел
Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации,
Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков,
Федеральной службы исполнения наказаний, Верховного Суда Российской
Федерации, Общественной палаты Российской Федерации и др.

Стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об
образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» в редакциях, действующих на момент
утверждения образовательного стандарта.


















СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения....................... 5

2 Термины, определения, обозначения, сокращения........ 6

3 Характеристика направления подготовки........... 7

4. Характеристика профессиональной деятельности
бакалавров ....................... 8

5. Требования к результатам освоения основных образовательных
программ бакалавриата..... ......... .... 8

6. Требования к структуре основных образовательных
программ бакалавриата..... ............. 10

7. Требования к условиям реализации основных образовательных
программ бакалавриата..... ..... ......... 11
7.1 Общие требования к условиям реализации основных
образовательных программ................. 11
7.2 Требования к организации учебной и
производственной практик ............... ...14
7.3 Кадровое обеспечение учебного процесса ............ 15
7.4 Учебно-методическое и информационное обеспечение
учебного процесса...................... 16
7.5 Финансовое обеспечение учебного процесса.......... 17
7.6 Материально-техническое обеспечение учебного
процесса.......................... 17

8. Оценка качества освоения основных образовательных
программ............................ 18

9. Список представителей академического сообщества и
работодателей, принимавших участие в разработке
ФГОС ВПО........................ 19

10. Приложение А...................... 20







1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой
совокупность требований, обязательных при реализации основных
образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки
«Юриспруденция» всеми образовательными учреждениями высшего
профессионального образования (высшими учебными заведениями) на территории
Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию или
претендующими на ее получение.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное
заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной
уполномоченным органом исполнительной власти.
1.3. Основными пользователями ФГОС ВПО являются:
1.3.1. Профессорско-преподавательские коллективы высших учебных заведений,
ответственные за качественную разработку, эффективную реализацию и
обновление основных образовательных программ с учетом достижений науки,
техники и социальной сферы по данному направлению и уровню подготовки;
1.3.2. Обучающиеся, ответственные за эффективную реализацию своей учебной
деятельности по освоению основной образовательной программы вуза по данному
направлению подготовки;
1.3.3. Руководители высших учебных заведений и юридических факультетов,
отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки обучающихся.

1.3.4. Государственные аттестационные и экзаменационные комиссии,
осуществляющие оценку качества подготовки выпускников;
1.3.5 Объединения специалистов и работодателей, саморегулируемые
организации в соответствующей сфере профессиональной деятельности;
1.3.6 Организации, осуществляющие разработку примерных основных
образовательных программ по поручению уполномоченного федерального органа
исполнительной власти;
1.3.7. Органы, обеспечивающие финансирование высшего профессионального
образования;
1.3.8. Уполномоченные государственные органы исполнительной власти,
осуществляющие аккредитацию и контроль качества в системе высшего
профессионального образования;
1.3.9. Уполномоченные государственные органы исполнительной власти,
обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе высшего
профессионального образования.





2. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются термины и определения в
соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным Законом "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании", а также с международными
документами в сфере высшего образования:
вид профессиональной деятельности - методы, способы, приемы, характер
воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения,
преобразования;
зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы;
компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества
для успешной деятельности в определенной области;
модуль - совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных
дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по
отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;
направление подготовки - совокупность образовательных программ различного
уровня в одной профессиональной области;
объект профессиональной деятельности - системы, предметы, явления,
процессы, на которые направлено воздействие;
область профессиональной деятельности - совокупность объектов
профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом,
производственном проявлении;
основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа) -
совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный
план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и
другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки
обучающихся, а также программы учебной и производственной практик,
календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие
реализацию соответствующей образовательной технологии;
профиль - направленность основной образовательной программы на конкретный
вид и (или) объект профессиональной деятельности;
результаты обучения - усвоенные знания, умения, навыки и освоенные
компетенции;
учебный цикл - совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной
программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование
компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной
деятельности.

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ОО - основная образовательная программа;
ПК - профессиональные компетенции;
ОК - общекультурные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

В Российской Федерации в данном направлении подготовки реализуются
основные образовательные программы высшего профессионального образования,
освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию,
получить квалификацию (степень) «бакалавр».
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных
программ (в зачетных единицах) для очной формы обучения и соответствующая
квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Сроки, трудоемкость освоения ООП и
квалификация выпускников

|Наименование |Квалификация |Нормативный |Трудоем-кос|
|ООП |(степень) |срок освоения |ть |
| | |ООП, вклю-чая|(в зачетных|
| | |последип-ломны| |
| | |й отпуск |единицах) |
| |Код в соот-|Наимено- | | |
| | |вание | | |
| |ветствии | | | |
| |с принятой | | | |
| |классифи-ка| | | |
| |цией ООП | | | |
|ООП бакалавриата| | | | |
| |62 |бакалавр |4 года *) |240 **) |

*) иные нормативные сроки освоения бакалаврских программ устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
**) Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения
за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-
заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания
различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно
нормативного срока, указанного в таблице 1 на основании решения ученого
совета высшего учебного заведения.






4. Характеристика профессиональной деятельности
бакалавров
4.1 Область профессиональной деятельности бакалавров
Область профессиональной деятельности бакалавров включает: разработку и
реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка; правовое
обучение и воспитание.

4.2. Объекты профессиональной деятельности бакалавров
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются общественные
отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и
правопорядка, правового обучения и воспитания.

4.3. Виды профессиональной деятельности бакалавров:
а) нормотворческая;
б) правоприменительная;
в) правоохранительная;
г) экспертно-консультационная;
д) педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном
готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с
заинтересованными участниками образовательного процесса.

4.4. Задачи профессиональной деятельности бакалавров
а) нормотворческая деятельность:
- участие в подготовке нормативных актов;

б) правоприменительная деятельность:
- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений,
а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
- составление юридических документов;

в) правоохранительная деятельность:
- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности,
общества и государства;
- охрана общественного порядка;
- предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование
правонарушений;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм
собственности;

г) экспертно- консультационная деятельность:
- консультирование по вопросам права;
- осуществление правовой экспертизы документов;

д) педагогическая деятельность:
- преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях общего
и среднего профессионального образования;
- осуществление правового воспитания.

5. Требования к результатам освоения основных
образовательных программ бакалавриата

Выпускник по направлению подготовки «Юриспруденция» с квалификацией
(степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):
- владеет культурой мышления, умеет грамотно, логически верно,
аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеет приемами
риторики, способен корректно вести профессиональную полемику. (ОК-1);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе
в коллективе (ОК-2);
- способен принимать оптимальные организационно - управленческие
решения (ОК-3);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
(ОК-4);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает
достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-5);
- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и
экономических наук при решении социальных и профессиональных задач,
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-6)
- осознает сущность и значение информации в развитии современного
общества; владеет основными методами, способами и средствами получения,
хранения, переработки информации (ОК-7);
- имеет навыки работы с компьютером как средством управления
информацией (ОК-8);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-
9);
- владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем читать и
писать (со словарем) и устно общаться на профессиональные темы (ОК-10);
- владеет основными методами защиты населения от возможных последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);


б) профессиональными (ПК):
в нормотворческой деятельности:
- готов участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с
профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- готов осуществлять профессиональную деятельность на основе
развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- готов обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права
(ПК-3);
- умеет принимать решения и совершать юридические действия в точном
соответствии с законом (ПК-4);
- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы
материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-
5);
- умеет юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
(ПК-6);
- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
- готов обеспечивать законность и правопорядок, общественную
безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок
(ПК-8);
- готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать
права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- готов выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления
и иные правонарушения (ПК-10);
- готов осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и
устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- умеет правильно и полно отражать результаты
профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-12);
в экспертно-консультационной деятельности:
- умеет толковать различные правовые акты (ПК-13);
- способен давать квалифицированные юридические заключения и
консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-14).
в педагогической деятельности:
- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом
и методическом уровне (ПК-15);
- готов управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-16);
- умеет эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-17).










6. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата

Основные образовательные программы бакалавриата предусматривают
изучение следующих учебных циклов (Таблица 2):
- гуманитарный, социальный и экономический цикл;
- информационно-правовой цикл;
- профессиональный цикл;
и разделов:
- физическая культура,
- учебная и производственная практика
- итоговая государственная аттестация.
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную
(профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает
возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и
компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин
(модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для
успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения
профессионального образования в магистратуре.
Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и
экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных
дисциплин: «Философия», «Иностранный язык», «Экономика».
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна
предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», кроме
вузов, в которых обучение сочетается с правоохранительной и военной
службой.

Таблица 2 - Структура ООП бакалавриата

| | |Трудоем|Перечень |Коды |
|Код |Учебные циклы и проектируемые |-кость |дисцип- лин |форми-руем|
|УЦ |результаты их освоения |(зачетн|для разработ-ки|ых |
|ООП | |ые |примерных |компе-тенц|
| | |единицы|программ, а так|ий в УЦ |
| | |) |же учебников и |ООП |
| | | |учебных пособий| |
| |Гуманитарный, социальный и |28* | |ОК-1 |
|Б.1 |экономический цикл | | |-ОК-6; |
| | | | |ОК-10; |
| | | | |ПК-15-ПК-1|
| | | | |7 |
| |Базовая часть |12* |Философия; | |
| |В результате изучения базовой части | |Иностранный | |
| |цикла обучающийся должен: | |язык; | |
| |знать: | |Экономика | |
| |лексический минимум необходимый для | | | |
| |устного и письменного общения на | | | |
| |профессиональные темы; | | | |
| |предмет философии, место и роль | | | |
| |философии в культуре, основные | | | |
| |философские принципы, законы, | | | |
| |категории, а также их содержание и | | | |
| |взаимосвязи; мировоззренческие и | | | |
| |методологические основы юридического | | | |
| |мышления; роль философии в | | | |
| |формировании ценностных ориентаций в | | | |
| |профессиональной деятельности; | | | |
| |основные положения и методы | | | |
| |экономической науки и хозяйствования, | | | |
| |их юридическое отражение и обеспечение| | | |
| |в российском законодательстве, | | | |
| |современное состояние мировой | | | |
| |экономики и особенности | | | |
| |функционирования российских рынков, | | | |
| |роль государства в согласовании | | | |
| |долгосрочных и краткосрочных | | | |
| |экономических интересов общества, | | | |
| |принципы и методы организации и | | | |
| |управления малыми коллективами; | | | |
| |уметь: | | | |
| |читать и переводить (со словарем) | | | |
| |иноязычную литературу, вести разговор | | | |
| |по юридической тематике; | | | |
| |ориентироваться в системе философского| | | |
| |знания как целостного представления об| | | |
| |основах мироздания и перспективах | | | |
| |развития планетарного социума; | | | |
| |понимать характерные особенности | | | |
| |современного этапа развития философии;| | | |
| |применять философские принципы и | | | |
| |законы, формы и методы познания в | | | |
| |юридической деятельности; | | | |
| |использовать экономические знания для | | | |
| |понимания движущих сил и | | | |
| |закономерностей исторического | | | |
| |процесса, анализа социально-значимых | | | |
| |проблем и процессов, решения | | | |
| |социальных и профессиональных задач; | | | |
| |находить оптимальные | | | |
| |организационно-управленческие решения;| | | |
| |самостоятельно осваивать прикладные | | | |
| |экономические знания, необходимые для | | | |
| |работы в конкретных сферах юридической| | | |
| |практики,; | | | |
| |владеть: | | | |
| |необходимыми навыками общения на | | | |
| |иностранном языке; | | | |
| |навыками философского анализа | | | |
| |различных типов мировоззрения, | | | |
| |использования различных философских | | | |
| |методов для анализа тенденций развития| | | |
| |современного общества, | | | |
| |философско-правового анализа; | | | |
| |навыками постановки целей и выбора | | | |
| |наиболее экономичных средств её | | | |
| |достижения, исходя из интересов | | | |
| |различных субъектов и с учетом | | | |
| |непосредственных и отдаленных | | | |
| |результатов; | | | |
| | | | | |
| |Вариативная часть (знания, умения, |16 | | |
| |навыки определяются ООП вуза) | |Перечень | |
| | | |дисциплин | |
| | | |определяется | |
| | | |вузом | |
| |Информационно-правовой цикл |6* | |ОК-7; |
|Б.2 | | | |ОК-8; |
| | | | |ОК-9 |
| |Базовая часть |2* | | |
| |В результате изучения базовой части | |Правовая | |
| |цикла обучающийся должен: | |информатика | |
| |знать: | | | |
| |основные закономерности создания и | | | |
| |функционирования информационных | | | |
| |процессов в правовой сфере; основы | | | |
| |государственной политики в области | | | |
| |информатики; методы и средства поиска,| | | |
| |систематизации и обработки правовой | | | |
| |информации; | | | |
| |уметь: | | | |
| |применять современные информационные | | | |
| |технологии для поиска и обработки | | | |
| |правовой информации, оформления | | | |
| |юридических документов и проведения | | | |
| |статистического анализа информации; | | | |
| |владеть: | | | |
| |навыками сбора и обработки информации,| | | |
| |имеющей значение для реализации | | | |
| |правовых норм в соответствующих сферах| | | |
| |профессиональной деятельности | | | |
| | | | | |
| |Вариативная часть (знания, умения, |4 |Перечень | |
| |навыки определяются ООП вуза) | |дисциплин | |
| | | |определяется | |
| | | |вузом | |
| | | | |ОК-1- |
| |Профессиональный цикл |188* | |ОК-6; |
|Б.3 | | | |ПК-1-ПК-17|
| | |97* | | |
| |Базовая (общепрофессиональная) часть | |Теория | |
| | | |государства и | |
| |В результате изучения базовой части | |права | |
| |цикла обучающийся должен: | |История | |
| |знать: | |государства и | |
| |природу и сущность государства и | |права России | |
| |права; основные закономерности | |История | |
| |возникновения, функционирования и | |государства и | |
| |развития государства и права, | |права | |
| |исторические типы и формы государства | |зарубежных | |
| |и права, их сущность и функции; | |стран | |
| |механизм государства, систему права, | |Конституционное| |
| |механизм и средства правового | |право России | |
| |регулирования, реализации права; | |Административно| |
| |особенности государственного и | |е право | |
| |правового развития России; роль | |Гражданское | |
| |государства и права в политической | |право | |
| |системе общества, в общественной | |Гражданский | |
| |жизни; | |процесс | |
| |основные исторические этапы, | |Трудовое право | |
| |закономерности и особенности | |Уголовное право| |
| |становления и развития государства и | | | |
| |права России, а так же государства и | |Уголовный | |
| |права зарубежных стран; | |процесс | |
| |особенности конституционного строя, | |Международное | |
| |правового положения граждан, форм | |право | |
| |государственного устройства, | |Международное | |
| |организации и функционирования системы| |частное право | |
| |органов государства и местного | |Экологическое | |
| |самоуправления в России; | |право | |
| |основные положения отраслевых | |Земельное право| |
| |юридических и специальных наук, | | | |
| |сущность и содержание основных | |Финансовое | |
| |понятий, категорий, институтов, | |право | |
| |правовых статусов субъектов, | |Предприниматель| |
| |правоотношений в различных отраслях | |ское право | |
| |материального и процессуального права:| |Право | |
| | | |социального | |
| |административного права, гражданского | |обеспечения | |
| |права, гражданского процесса, | |Криминалистика*| |
| |трудового права, уголовного права, | |* | |
| |уголовного процесса, экологического | |Безопасность | |
| |права, общепризнанные принципы и нормы| |жизнедеятельнос| |
| |международного права, основные | |ти*** | |
| |понятия, категории, институты и | | | |
| |отрасли международного права; | | | |
| |правовые и организационные основы | | | |
| |безопасности жизнедеятельности; | | | |
| |характеристику наиболее важных | | | |
| |природных явлений и производственной | | | |
| |деятельности человека, вызывающих | | | |
| |возникновение чрезвычайных ситуаций; | | | |
| |основные мероприятия и правила | | | |
| |поведения в чрезвычайных ситуациях; | | | |
| |методы и средства само- и взаимопомощи| | | |
| |при различных видах травм, ранений и | | | |
| |отравлениях; | | | |
| |уметь: | | | |
| |оперировать юридическими понятиями и | | | |
| |категориями; анализировать юридические| | | |
| |факты и возникающие в связи с ними | | | |
| |правовые отношения, анализировать, | | | |
| |толковать и правильно применять | | | |
| |правовые нормы, принимать решения и | | | |
| |совершать юридические действия в | | | |
| |точном соответствии с законом, | | | |
| |осуществлять правовую экспертизу | | | |
| |нормативных правовых актов, давать | | | |
| |квалифицированные юридические | | | |
| |заключения и консультации; правильно | | | |
| |составлять и оформлять юридические | | | |
| |документы; | | | |
| |выявлять обстоятельства, | | | |
| |способствующие совершению | | | |
| |преступлений, планировать и | | | |
| |осуществлять деятельность по | | | |
| |предупреждению и профилактике | | | |
| |правонарушений; | | | |
| |оказывать первую медицинскую помощь | | | |
| |при кровотечениях, обморожениях, | | | |
| |тепловом и солнечном ударах, при | | | |
| |поражении электрическим током; | | | |
| |пользоваться приборами | | | |
| |дозиметрического контроля, средствами | | | |
| |химической и радиационной разведки; | | | |
| |владеть: | | | |
| |юридической терминологией; | | | |
| |навыками работы с правовыми актами; | | | |
| |навыками анализа различных правовых | | | |
| |явлений, юридических фактов, правовых | | | |
| |норм и правовых отношений, являющихся | | | |
| |объектами профессиональной | | | |
| |деятельности; анализа | | | |
| |правоприменительной и | | | |
| |правоохранительной практики; | | | |
| |разрешения правовых проблем и | | | |
| |коллизий, реализации норм | | | |
| |материального и процессуального права,| | | |
| |принятия необходимых мер защиты прав; | | | |
| | | | | |
| |методикой квалификации и разграничения| | | |
| |различных видов правонарушений; | | | |
| |навыками пользования первичными | | | |
| |средствами пожаротушения и эвакуации; | | | |
| |способами самоспасения и спасения | | | |
| |пострадавших при стихийных бедствиях, | | | |
| |авариях (катастрофах) на транспорте и | | | |
| |на производственных объектах, при | | | |
| |пожаре. | | | |
| | | | | |
| | |91 | | |
| |Вариативная часть (знания, умения, | |Перечень | |
| |навыки определяются ООП вуза в | |дисциплин | |
| |соответствии с профилями подготовки) | |определяется | |
| |(установленные на момент разработки | |вузом | |
| |стандарта профили подготовки указаны | | | |
| |в Приложении А к данному ФГОС | | | |
| |открытым списком) | | | |
|Б.4 |Физическая культура |2 | | |
|Б.5 |Учебная и производственная практики |12 | | |
| |практические умения и навыки | | | |
| |определяются ООП вуза | | | |
|Б.6 |Итоговая государственная аттестация |4 | | |
| |Общая трудоемкость основной |240 | | |
| |образовательной программы | | | |



*) 1. Трудоемкость УЦ ООП задается с интервалом до 10 зачетных единиц.
2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП Б.1, Б.2 и Б.3
должна составлять не более 50% от общей трудоемкости указанных УЦ ООП.
**) В вузах, в которых обучение сочетается с правоохранительной и военной
службой допускается замена трех базовых дисциплин.
***) В вузах, в которых обучение сочетается с правоохранительной и военной
службой дисциплина может быть исключена.


7. Требования к условиям реализации основных
образовательных программ бакалавриата
7.1. Общие требования к условиям реализации основных
образовательных программ
7.1.1. Перед началом разработки ООП вуз должен определить главную цель
(миссию) программы, цели основной образовательной программы, как в области
воспитания, так и в области обучения, учитывающую ее специфику, направление
и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда.
ООП подготовки бакалавра включает в себя учебный план, рабочие
программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие
материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а
также программы учебной и производственной практик, календарный учебный
график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей
образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные
образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
7.1.2 При разработке бакалаврских программ должны быть определены
возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников
(например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и
самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан
сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для
всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного
компонента учебного процесса, включая развитие студенческого
самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций,
спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.1.3 Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр,
разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в
сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития
профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны
быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных
компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы
экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах,
определяется главной целью (миссией) программы, особенностью
контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом
в учебном процессе они должны составлять не менее 30% аудиторных
занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов
не могут составлять более 60 % аудиторных занятий.
7.1.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса)
должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в
органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми
компетенциями в целом по ООП.
7.1.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины
по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части
суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору
обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.
7.1.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может
составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды
аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению
основной образовательной программы и факультативных дисциплин,
устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для
изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать

10 зачетных единиц.
7.1.7. Объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной
образовательной программы в очной форме обучения составляет в среднем за
период обучения не менее 24 и не более 36 академических часов. В указанный
объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.1.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения
максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с
постановлением Правительства от 14 февраля 2008 г. ? 71 «Об утверждении
Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального
образования (высшем учебном заведении)».
Минимальный объем аудиторных занятий при очно-заочной (вечерней) форме
обучения должен быть не менее 12 и не более 36 часов в неделю, а для
заочной формы обучения не менее 160 и не более 200 часов в год.
7.1.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или
правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени
обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами,
регламентирующими порядок прохождения службы.
7.1.10. Раздел «Физическая культура» трудоемкостью 2 зачетные единицы
реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом
объем практической подготовки, в том числе игровых видов, должен составлять
не менее 360 часов.
для вузов, в которых обучение сочетается с военной и
правоохранительной службой, объем учебного времени, выделяемого на
физическую культуру (физическую подготовку), может увеличиваться.
7.1.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность
участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную
разработку индивидуальных образовательных программ.
7.1.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями
при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины
(модули, курсы) становятся для них обязательными.
7.1.13 Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные
практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям):
криминалистика, гражданский процесс, уголовный процесс, арбитражный процесс
и др. в соответствии с профилями подготовки.
7.1.14 Наряду с установленными законодательными и другими нормативными
актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и
обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени,
отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору,
предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы
обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин
(модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки
(специализацию);
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при
наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее
дисциплин (модулей, курсов) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания,
предусмотренные ООП вуза.

7.2. Требования к организации учебной и производственной практик
Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и
производственная практики» является обязательным и представляет собой вид
учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-
практическую подготовку обучающихся.
При реализации ООП предусматривается консультационная практика по
профилю подготовки. Другие виды практик определяются ООП вуза. Цели и
задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду
практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях, студенческих
правовых консультациях (юридических клиниках) или на кафедрах вуза,
обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом.
Аттестация по итогам практики предусматривает: наличие плана практики,
характеристику с места практики, отзыв руководителя практики и устный (или
письменный) отчет обучающегося.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская
работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-
исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить
возможность обучающимся:
- изучать юридическую литературу, достижения отечественной и
зарубежной науки в области правовых знаний и другую необходимую научную
информацию;
- участвовать в проведении научных исследований по плану кафедры;
- осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной
информации по выбранной теме (заданию);
- регулярно выступать с докладами и сообщениями на конференциях,
семинарах и т.д.
.
7.3. Кадровое обеспечение учебного процесса
Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна
обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило,
базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и
систематически занимающимися научной и (или) научно-методической
деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в
общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по
данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60 %,
ученые степени доктора наук (в том числе степень PhD, прошедшую
установленную в Российской Федерации процедуру признания и установления
эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее 10%
преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь высшее
профессиональное образование (специалист, магистр) и/или ученую степень,
соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60%
преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок),
обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь
ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее
2% преподавателей из числа действующих руководителей и работников
профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10% от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или
ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж
практической работы по данному направлению на должностях руководителей или
ведущих специалистов более 10 последних лет.
Доля штатных преподавателей, привлекаемых к учебному процессу по
дисциплинам профессионального цикла, должна быть не менее 60%.
В структуре вуза должно быть не менее четырех кафедр юридического
профиля.




7.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса
Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-
методической документацией и материалами по всем учебным курсам,
дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание
каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть
представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного
учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим
обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных образовательных программ должна обеспечиваться
доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам,
формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной образовательной
программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть
обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся по основной образовательной программе должен быть
обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным
и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла,
входящей в образовательную программу (включая электронные базы
периодических изданий).
Библиотечный фонд собственной библиотеки должен быть укомплектован
печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по
дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет, в количестве,
достаточном для организации учебного процесса с заявленной численностью
обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать
официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-
2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам
библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 10 наименований
отечественных и не менее одного наименования зарубежных журналов из
перечня, рекомендуемого Учебно-методическим объединением по юридическому
образованию вузов Российской Федерации.
Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена
информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и
организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам
данных, информационным справочным и поисковым правовым системам не менее
двух.

5. . Финансовое обеспечение учебного процесса
Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных
образовательных программ по направлению подготовки утверждает бюджет
реализации соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно
осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов подушевого
финансирования.
Фонд стимулирующих надбавок в рамках общего фонда заработной платы
работников вуза не должен быть меньше 30%.

7.6. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные
программы подготовки бакалавров, должно располагать материально-технической
базой, обеспечивающей проведение всех видов, дисциплинарной и
междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-
исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и
соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы перечень
материально-технического обеспечения включает в себя:
а) помещение для студенческой правовой консультации (юридической
клиники), кроме вузов, в которых обучение сочетается с правоохранительной и
военной службой.
б) учебный зал судебных заседаний;
в) специализированную аудиторию, оборудованную для проведения занятий
по криминалистике.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого
обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом с выходом в
Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного
программного обеспечения.


8 Оценка качества освоения основных образовательных программ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества
подготовки, в том числе путем:
- разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с
привлечением представителей работодателей;
- мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
- разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений
обучающихся, компетенций выпускников;
- обеспечении компетентности преподавательского состава;
- регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для
оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими
образовательными учреждениями с привлечением представителей
работодателей;
- информировании общественности о результатах своей деятельности,
планах, инновациях.
8.2 Оценка качества освоения основных образовательных программ должна
включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию
обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля
знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и
доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных
достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль
успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств,
включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля,
позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения
программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего
кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов
должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные
дисциплины и т.п.
дисциплины и т.п.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания
содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также
работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация бакалавра включает не менее
одного государственного экзамена и защиту бакалаврской выпускной
квалификационной работы.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной
работы (бакалаврской работы) определяются высшим учебным заведением на
основании действующего Положения об итоговой государственной аттестации
выпускников высших учебных заведений, утвержденного федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также
данного ФГОС ВПО в части требований к результатам освоения основной
образовательной программы бакалавриата.





9. Список представителей академического сообщества и работодателей,
принимавших участие в разработке и экспертизе ФГОС ВПО:

| | | |
|Место работы |Занимаемая должность |Инициалы, фамилия |
| | | |
|ГОУ ВПО «Академия |первый заместитель |Л.Н. Башкатов |
|Федеральной службы |начальника Института | |
|безопасности Российской|подготовки оперативных | |
|Федерации» |сотрудников | |
| | | |
|ГОУ ВПО «Академия |заместитель начальника |Е.Б. Белов |
|Федеральной службы |Института криптографии, | |
|безопасности Российской|связи и информатики | |
|Федерации» | | |
|ГОУ ВПО «Московская |ректор |В.В. Блажеев |
|государственная | | |
|юридическая академия» | | |
|ФГОУ ВПО «Московский |декан юридического |А.К. Голиченков |
|государственный |факультета, | |
|университет им. |председатель Комиссии по | |
|М.В. Ломоносова» |юридическому образованию | |
| |Ассоциации юристов России | |
|Издательская группа |главный редактор ИГ «Юрист»,|В.В. Гриб |
|«Юрист» |член Общественной палаты | |
| |Российской Федерации | |
|ГОУ ВПО «Московский |заместитель начальника по |С.С. Жевлакович |
|университет |учебной работе | |
|Министерства внутренних| | |
|дел Российской | | |
|Федерации» | | |
|ГОУ ВПО «Российский |декан юридического |А.Я. Капустин |
|университет дружбы |факультета | |
|народов» | | |
|ГОУ ВПО |ректор |В.И. Курилов |
|«Дальневосточный | | |
|государственный | | |
|университет» | | |
|ФГОУ ВПО «Московский |заместитель декана |Д.Я. Малешин |
|государственный |юридического факультета | |
|университет им. | | |
|М.В. Ломоносова» | | |
|ГОУ ВПО «Российская |проректор по учебной и |С.В. Никитин |
|академия правосудия» |воспитательной работе | |
|ГОУ ВПО «Московская |директор Межвузовского |А.А. Свистунов |
|государственная |центра по юридическому | |
|юридическая академия» |образованию | |
|Генеральная прокуратура|прокурор отдела штатов и |А.И. Соколов |
| |обучения кадров | |
|Российской Федерации | | |
|НО «Ассоциация |председатель Правления |В.Н. Субботин |
|юридического | | |
|образования» | | |
|ГОУ ВПО «Саратовская | ректор |С.Б. Суровов |
|государственная | | |
|академия права» | | |
|ГОУ ВПО «Академия |начальник Академии |В.М. Щекотихин |
|Федеральной службы | | |
|охраны Российской | | |
|Федерации» | | |
|Федеральная служба |руководитель Департамента |Н.В. Шеховцов |
|Российской Федерации по|кадрового обеспечения | |
|контролю за оборотом | | |
|наркотиков | | |
|Федеральная служба |начальник Управления кадров |С.Р. Ширшов |
|исполнения наказаний |и профессионального | |
| |образования | |


Эксперты:

| | | |
|Место работы |Занимаемая должность |Инициалы, фамилия |
| | | |
|Конституционный Суд |судья |С.Д. Князев |
|Российской Федерации | | |
|ФГОУ ВПО |заместитель декана |В.А. Лопатин |
|«Санкт-Петербургский |юридического факультета | |
|государственный | | |
|университет» | | |
|Генеральная прокуратура|начальник Управления кадров |В.А. Макаров |
|Российской Федерации | | |
|Министерство юстиции |директор Департамента |В.Л. Полякова |
|Российской Федерации |государственной службы и | |
| |кадров | |


Согласовано:

Председатель Ассоциации юристов России,
советник Президента Российской Федерации
по правовым вопросам ____________________ В.Ф.
Яковлев


Руководитель базовой организации - разработчика ФГОС ВПО


Ректор ГОУ ВПО
«Российский университет
дружбы народов» ___________________
В.М. Филиппов









Приложение А

Профили
подготовки бакалавров по направлению
«Юриспруденция» *


1. Государственно-правовой профиль

2. Гражданско-правовой профиль

3. Уголовно-правовой профиль

4. Международно-правовой профиль

5. Судебно-экспертный профиль






















*) Введение новых профилей (специализаций) подготовки бакалавров
осуществляется в порядке, определяемом Министерством образования и науки
Российской Федерации