Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.law.msu.ru/doc/fgos-magistr.doc
Дата изменения: Sun Mar 20 14:59:45 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:11:18 2012
Кодировка: koi8-r

ПРОЕКТ

Одобрен на заседании Совета УМО
по юридическому образованию
высших учебных заведений
Российской Федерации
07. 11. 2008 г.)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


|Утвержден приказом Министерства |
|образования и науки Российской |
|Федерации |
|от «____»_________2008_ г. ?____ |
|Номер государственной регистрации |
|_______________________________ |




ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


по направлению подготовки

«Юриспруденция»



Квалификация (степень) -

магистр






Москва 2008
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Направление подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень)
-магистр юриспруденции) утверждено приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации ________________.


Федеральный государственный образовательный стандарт разработан в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с участием
________________________________________________________________
(указываются федеральные органы исполнительной власти, государственные и
государственно-общественные организации, объединения работодателей)

Стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об
образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» в редакциях, действующих на момент
утверждения образовательного стандарта.



























СОДЕРЖАНИЕ

1. Область применения..........................5

2. Термины, определения, обозначения, сокращения............. 6

3. Характеристика направления подготовки...... ...7

4. Характеристика профессиональной деятельности магистров ... .. 8

5. Требования к результатам освоения основных образовательных
программ магистратуры..... ......... ......... ..9

6.Требования к структуре основных образовательных программ
магистратуры..... ...................... 10

7.Требования к условиям реализации основных образовательных
программ магистратуры.... .... ............11
7.1 Общие требования к условиям реализации основных
образовательных программ................ . 11
7.2 Требования к организации практик и научно-исследова-
тельской работы ........................ 14
7.3 Кадровое обеспечение учебного процесса ............. 15
7.4 Учебно-методическое и информационное обеспечение
учебного процесса....................... 16
7.5 Финансовое обеспечение учебного процесса........... 17
7.6 Материально-техническое обеспечение учебного
процесса........................... 17

8. Оценка качества освоения основных образовательных программ...... . 18

9. Список представителей академического сообщества и
работодателей, принимавших участие в разработке ФГОС ВПО..... 21











1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой
совокупность требований, обязательных при реализации основных
образовательных программ магистратуры по направлению подготовки
«Юриспруденция» всеми образовательными учреждениями высшего
профессионального образования (высшими учебными заведениями) на территории
Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию или
претендующими на ее получение.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее
учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии,
выданной уполномоченным органом исполнительной власти.
1.3. Основными пользователями ФГОС ВПО являются:
1.3.1. Профессорско-преподавательские коллективы высших учебных заведений,
ответственные за качественную разработку, эффективную реализацию и
обновление основных образовательных программ с учетом достижений науки,
техники и социальной сферы по данному направлению и уровню подготовки;
1.3.2. Обучающиеся, ответственные за эффективную реализацию своей учебной
деятельности по освоению основной образовательной программы вуза по данному
направлению подготовки;
1.3.3. Руководители высших учебных заведений и юридических факультетов,
отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки обучающихся.

1.3.4. Государственные аттестационные и экзаменационные комиссии,
осуществляющие оценку качества подготовки выпускников;
1.3.5 Объединения специалистов и работодателей, саморегулируемые
организации в соответствующей сфере профессиональной деятельности;
1.3.6 Организации, осуществляющие разработку примерных основных
образовательных программ по поручению уполномоченного федерального органа
исполнительной власти;
1.3.7. Органы, обеспечивающие финансирование высшего профессионального
образования;
1.3.8. Уполномоченные государственные органы исполнительной власти,
осуществляющие аккредитацию и контроль качества в системе высшего
профессионального образования;
1.3.9. Уполномоченные государственные органы исполнительной власти,
обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе высшего
профессионального образования.
1.3.10. Абитуриенты, принимающие решение о выборе направления подготовки и
вуза, осуществляющего подготовку по направлению.



2 ТЕРМИНЫ, ПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются термины и определения в
соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным Законом "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании", а также с международными
документами в сфере высшего образования:
вид профессиональной деятельности - методы, способы, приемы, характер
воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения,
преобразования;
зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы;
компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества
для успешной деятельности в определенной области;
модуль - совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных
дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по
отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;
направление подготовки - совокупность образовательных программ различного
уровня в одной профессиональной области;
объект профессиональной деятельности - системы, предметы, явления,
процессы, на которые направлено воздействие;
область профессиональной деятельности - совокупность объектов
профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом,
производственном проявлении;
основная образовательная программа магистратуры (магистерская программа) -
совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный
план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и
другие материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитание
обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы,
календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие
реализацию соответствующей образовательной технологии;
профиль - направленность основной образовательной программы на конкретный
вид и (или) объект профессиональной деятельности;
результаты обучения - усвоенные знания, умения, навыки и освоенные
компетенции.
учебный цикл - совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной
программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование
компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной
деятельности.

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
|ВПО - |высшее профессиональное образование; |
|ООП - |основная образовательная программа; |
|ОК |общекультурные компетенции; |
|- | |
|ПК |профессиональные компетенции; |
|- | |
|УЦ ООП - |учебный цикл основной образовательной программы; |
|ФГОС ВПО - |федеральный государственный образовательный стандарт |
| |высшего профессионального образования. |


3. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

В Российской Федерации, в данном направлении подготовки реализуются
основные образовательные программы высшего профессионального образования,
освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию,
получить квалификацию (степень) «магистр».
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных
образовательных программ (в зачетных единицах) и соответствующая
квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Сроки, трудоемкость освоения ООП

|Наименование |Квалификация |Нормативный |Трудоем-кос|
|ООП |(степень) |срок освоения |ть |
| | |ООП (для очной|(в зачетных|
| | |формы | |
| | |обучения), |единицах) |
| | |включая | |
| | |последиплом-ны| |
| | |й отпуск | |
| |Код в соот-|Наимено- | | |
| | |вание | | |
| |ветствии | | | |
| |с принятой | | | |
| |классифи-ка| | | |
| |цией ООП | | | |
|ООП | | | | |
|магистра |68 |магистр |2 года *) |120 **) |

*) иные нормативные сроки освоения магистерских программ устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
**) трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения
за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-
заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания
различных форм обучения могут увеличиваться на 5 месяцев относительно
нормативного срока, указанного в таблице 1 на основании решения ученого
совета высшего учебного заведения.
Профили подготовки магистров определяются высшим учебным заведением,
реализующим образовательную программу по соответствующему направлению
подготовки.



4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности магистров
Область профессиональной деятельности магистров включает
разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и
правопорядка, научно-педагогическую работу.
4.2. Объекты профессиональной деятельности магистров
Объектами профессиональной деятельности магистров являются:
общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения
законности и правопорядка.
4.3. Виды профессиональной деятельности магистров:
а) правотворческая;
б) правоприменительная;
в) правоохранительная;
г) экспертно-консультационная;
д) организационно-управленческая;
е) научно-исследовательская;
ж) педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном
готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с
заинтересованными участниками образовательного процесса.

4.4. Задачи профессиональной деятельности магистров
а) правотворческая деятельность:
- подготовка нормативных правовых актов;

б) правоприменительная деятельность:
- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей
решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых
норм;
- составление юридических документов;

в) правоохранительная деятельность:
- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности,
общества и государства;
- охрана общественного порядка;
- предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование
правонарушений;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм
собственности;

г) экспертно-консультационная деятельность:
- оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;
- осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;

д) организационно-управленческая деятельность:
- осуществление организационно-управленческих функций;

е) научно-исследовательская деятельность:
- проведение научных исследований по правовым проблемам;
- участие в проведении научных исследований в соответствии с
профилем своей профессиональной деятельности.

ж) педагогическая деятельность:
- преподавание юридических дисциплин;
- осуществление правового воспитания.


5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
МАГИСТРАТУРЫ

Выпускник по направлению подготовки «Юриспруденция» с квалификацией
(степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной
деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать
следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):
- способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и
общекультурный уровень (ОК- 1);
- способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к
изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);
- способен свободно пользоваться русским и иностранным языками, как
средством делового общения (ОК -3);
- использует на практике умения и навыки в организации исследовательских
работ, в управлении коллективом (ОК- 4);

б) профессиональными (ПК):
- в правотворческой деятельности:
способен разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

- в правоприменительной деятельности:
способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в
конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы
материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-
2);

- в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению служебных обязанностей по обеспечению законности и
правопорядка (ПК-3);
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления
и иные правонарушения (ПК-4);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и
устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

- в экспертно- консультационной деятельности:
способен квалифицированно толковать правовые акты (ПК-6);
способен осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов,
давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных
сферах юридической деятельности (ПК-7);

- в организационно-управленческой деятельности:
способен принимать оптимальные управленческие решения (ПК-8);
способен воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие
инновации в профессиональной деятельности (ПК-9);


- в научно-исследовательской деятельности:
способен квалифицированно проводить научные исследования в области
права (ПК-10);

- в педагогической деятельности:
способен преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом
и методическом уровне (ПК-11);
способен управлять самостоятельной работой (ПК-12);
способен организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-
13);
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-14).


6. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

Основные образовательные программы магистратуры предусматривают
изучение следующих учебных циклов (табл. 2):
- общенаучный цикл,
- профессиональный цикл
и разделов:
- практика и научно-исследовательская работа;
- итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную
(профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает
возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и
компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин
(модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и
компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в
аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
| | |Трудоем-|Перечень дисцип |Коды |
|Код |Учебные циклы |кость |-лин для |форми-р|
| |и проектируемые |(зачетны|разработки |уемых |
| |результаты их освоения |е |программ |компе-т|
| | |единицы)|(пример-ных), |енций |
| | | |учебников и | |
| | | |учебных пособий | |
| |Общенаучный цикл |10* | |ОК -1 -|
| | | | | |
|М.1 | | | |ОК-4; |
| |Базовая часть |3 |Философия права | |
| |В результате изучения базовой | | | |
| |части цикла обучающийся должен: | | | |
| |знать- основные | | | |
| |философско-правовые | | | |
| |закономерности и | | | |
| |философско-правовые категории, | | | |
| |основания философско-правового | | | |
| |осмысления правовой реальности, | | | |
| |принципы профессионального | | | |
| |мышления современного юриста, | | | |
| |основы правовой культуры; | | | |
| |уметь- дискутировать, отстаивать| | | |
| |и выражать свои мысли, | | | |
| |обосновывать свои аргументы на | | | |
| |семинарских занятиях и диспутах;| | | |
| | | | | |
| |владеть - основными навыками | | | |
| |философско-правового анализа, | | | |
| |обнаружения и сопоставления | | | |
| |важнейших философско-правовых | | | |
| |идеологем, приемами методологий | | | |
| |правовой науки. | | | |
| |Вариативная часть |7 |Перечень | |
| |(знания, умения, навыки | |дисциплин | |
| |определяются ООП вуза) | |определяется | |
| | | |вузом | |
| |Профессиональный цикл |50* | |ОК -1 -|
|М.2 | | | | |
| | | | |ОК-4; |
| | | | |ПК-1 - |
| | | | |ПК-14 |
| |Базовая (общепрофессиональная) |12* |История | |
| |часть | |политических и | |
| |знать - по истории политических | |правовых учений | |
| |и правовых учений критерии | |История и | |
| |оценки политико-правовых | |методология | |
| |доктрин; становление и развитие| |юридической науки| |
| |политико-правовой идеологии; | | | |
| |политические и правовые идеи в | |Сравнительное | |
| |государствах Древнего мира и | |правоведение | |
| |средних веков; политические и | |Актуальные | |
| |правовые учения Нового времени; | |проблемы права (в| |
| |теория естественного права; | |соответствии с | |
| |теория разделения властей; | |реализуемыми | |
| |ранний социализм; политические и| |магистерскими | |
| |правовые учения в России; | |программами) | |
| |либеральные политико-правовые | | | |
| |доктрины; социалистические | | | |
| |политико-правовые теории; | | | |
| |марксистские политико-правовые | | | |
| |учения; основные политические и | | | |
| |правовые учения современности | | | |
| |уметь применять полученные | | | |
| |знания в области истории | | | |
| |политических и правовых учений | | | |
| |для понимания закономерностей | | | |
| |развития государства и права и | | | |
| |проведения | | | |
| |научно-исследовательской работы | | | |
| |в процессе написания выпускной | | | |
| |квалификационной работы по | | | |
| |магистерской программе. | | | |
| |владеть - методикой | | | |
| |самостоятельного изучения и | | | |
| |анализа политико-правовых | | | |
| |доктрин; исторического процесса | | | |
| |становления и развития | | | |
| |политико-правовой идеологии. | | | |
| |(знания, умения, навыки по | | | |
| |остальным дисциплинам | | | |
| |определяются ООП вуза на | | | |
| |основании решения кафедры, | | | |
| |отвечающей за реализацию | | | |
| |соответствующей магистерской | | | |
| |программы) | | | |
| |Вариативная часть (знания, |38 |Перечень | |
| |умения, навыки определяются ООП | |дисциплин | |
| |вуза) | |определяется | |
| | | |вузом | |
|М.3 |Практика и |56 | | |
| |научно-исследовательская работа | | | |
| |практические умения и навыки | | | |
| |определяются ООП вуза | | | |
|М.4 |Итоговая государственная |4 | | |
| |аттестация | | | |
| |Общая трудоемкость основной |120 | | |
| |образовательной программы | | | |

*) 1. Трудоемкость УЦ ООП магистра задается с интервалом до 10 зачетных
единиц.
2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП М.1 и М.2
должна составлять не более 30% от общей трудоемкости указанных УЦ ООП.
3. Суммарная трудоемкость циклов М.1 и М.2 должна составлять не более 50
% основной образовательной программы.



7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ

7.1. Общие требования к условиям реализации основных образовательных
программ
7.1.1. Перед началом разработки ООП вуз должен определить главную цель
(миссию) программы, цели основной образовательной программы, как в области
воспитания, так и в области обучения, учитывающую ее специфику, направление
и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда.
ООП магистратуры включает в себя учебный план, рабочие программы
учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы,
обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также
программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой
государственной аттестации, календарный учебный график и методические
материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной
технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные
образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики,
техники, технологий и социальной сферы.
7.1.2. При разработке магистерской программы должны быть определены
возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников
(например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и
самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан
сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для
социализации личности.
7.1.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий,
компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных
ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий,
результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и
межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с
целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Одной из основных активных форм обучения профессиональным
компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к
которым готовится магистрант (научно-исследовательской, научно-
педагогической, юридической), для ООП магистратуры является семинар,
продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе
которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и
являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов
магистранта. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи
с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и
общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах,
определяется главной целью (миссией) программы, особенностью
контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом
в учебном процессе они должны составлять не менее 30% аудиторных
занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов
не могут составлять более 60% аудиторных занятий.
7.1.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла
должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций
профессиональной деятельности к которой готовится выпускник, в объеме,
позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и
профессиональные компетенции.
7.1.5. Магистерская программа высшего учебного заведения должна
содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30
процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин
по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.
7.1.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может
составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды
аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению
основной образовательной программы и факультативных дисциплин,
устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для
изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не
обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.1.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при
освоении основной образовательной программы в очной форме обучения
составляет 14 академических часов. (Необходимо указать с учетом специфики
направления подготовки).
7.1.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения
максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с
постановлением Правительства от 14 февраля 2008 г. ? 71 «Об утверждении
Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального
образования (высшем учебном заведении)».
7.1.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или
правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени
обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами,
регламентирующими порядок прохождения службы.
7.1.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность
участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную
разработку индивидуальных образовательных программ.
7.1.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями
при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что
избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них
обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это
предусмотрено учебным планом.
7.1.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных
технологий обучения, развивающих навыки консультационной работы, принятия
решений, межличностной коммуникации, лидерские и другие необходимые юристу
личные и профессиональные качества (например: чтение интерактивных лекций,
проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на
основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр,
тренингов, консультаций населения в студенческих правовых консультациях
(юридических клиниках), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по
программам, составленным на основе результатов исследований научных школ
вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии
реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника,
определяемых настоящим ФГОС).
7.1.13. Магистерская программа вуза должна включать лабораторные
практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям), определяемых
вузом при формировании вариативной части профессионального цикла ООП.
7.1.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными
правовыми актами обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени,
отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору,
предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы
обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин
(модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при
наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее
дисциплин (модулей, курсов) на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания,
предусмотренные ООП вуза.

7.2. Требования к организации практик и научно-исследовательской работы
обучающихся

7.2.1. Требования к организации практик обучающихся
Практика является обязательным разделом основной образовательной
программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий,
непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку
обучающихся. При реализации магистерских программ по данному направлению
подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная,
научно-исследовательская, научно-педагогическая, юридическое
консультирование в студенческих правовых консультациях (юридических
клиниках).
Конкретные виды практик определяются ООП. Цели и задачи, программы и
формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться как в сторонних организациях, учреждениях,
предприятиях, так и на кафедрах вуза, обладающих необходимым кадровым и
научным потенциалом.

7.2.2. Требования к организации научно-исследовательской работы
обучающихся
Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным
разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на
формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с
требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться
следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской
работы обучающихся:
- планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с
тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы
исследования, написание реферата по избранной теме;
- проведение научно-исследовательской работы;
- корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
- составление отчета о научно-исследовательской работы;
- публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-
исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение
плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-
исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской
работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение
в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих
исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и
сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку
компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и
определенного уровня культуры.


7.3. Кадровое обеспечение учебного процесса

Реализация основной образовательной программы магистратуры должна
обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую
степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и
систематически занимающимися научной и/или научно-методической
деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального
цикла должны быть привлечены не менее 5% преподавателей из числа
действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций,
предприятий и учреждений. Не менее 80% преподавателей (в приведенных к
целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по
профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь
российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые
степени доктора наук (в том числе степень PhD, прошедшую в Российской
Федерации, установленную процедуру признания и установления
эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 40%
преподавателей.
При реализации магистерских программ, ориентированных на подготовку научных
и научно-педагогических кадров, не менее 85% преподавателей, обеспечивающих
учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, наук (в том числе
степень PhD, прошедшую в Российской Федерации, установленную процедуру
признания и установления эквивалентности)и ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью
магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим
работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень PhD,
прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности,
и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в
образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее
3 лет.
Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную
ставку, допускается одновременное руководство не более чем одной
магистерской программой.
Непосредственное руководство магистрантами осуществляется
руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается
одновременное руководство не более чем пятью магистрантами.
Доля штатных преподавателей, привлекаемых к учебному процессу по
дисциплинам профессионального цикла, должна быть не менее 70%.
Руководители магистерских программ должны регулярно вести
самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в
исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных
научных журналах (включая журналы из списка ВАК) и/или зарубежных
реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций,
симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение
квалификации.
В структуре вуза, реализующего подготовку магистрантов, должно быть не
менее шести кафедр юридического профиля.

7.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного
процесса

Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-
методической документацией и материалами по всем учебным курсам,
дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание
каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть
представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного
учреждения.
Реализация основных образовательных программ магистратуры должна
обеспечиваться доступом каждого обучающегося во время самостоятельной
подготовки к системе Интернет, к базам данных и библиотечным фондам,
формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) магистерской
программы.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными
изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного
и профессионального циклов, изданными за последние 5 лет.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать
официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете
1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам
библиотечного фонда или электронным базам периодических изданий, включая
не менее чем 10 наименований отечественных журналов из списка ВАК и не
менее одного наименования ведущих зарубежных журналов, соответствующих
профессиональному циклу
Собственная библиотека вуза должна иметь учебную литературу по каждой
дисциплине учебного плана, а также научную литературу и периодические
издания (в соответствии с перечнем, рекомендуемым УМО по юридическому
образованию) в количестве, достаточном для организации учебного процесса с
заявленной численностью обучающихся.
Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена
информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и
организациями, обеспечен доступ к современными профессиональным базам
данных, информационным справочным и поисковым правовым системам не менее
двух.




7.5. Финансовое обеспечение учебного процесса

Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных
образовательных программ по направлению подготовки утверждает общий бюджет
реализации основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно
осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов подушевого
финансирования.
Фонд стимулирующих надбавок в рамках общего фонда заработной платы
работников вуза не должен быть меньше 30%.

7.6. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные
программы магистратуры, должно располагать материально-технической базой,
обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной
подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы
обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень
материально-технического обеспечения включает в себя:
а) помещение для студенческой правовой консультации (юридической
клиники), кроме вузов, в которых обучение сочетается с правоохранительной и
военной службой;
б) учебный зал судебных заседаний;
в) специализированную аудиторию, оборудованную для проведения занятий
по криминалистике (при условии реализации вузом соответствующей
магистерской программы).
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого
обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в
компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых
дисциплин.


8. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Оценка качества освоения магистерских программ должна включать
текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.






8.1. Требования к текущей и промежуточной аттестации

8.1.1 Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества
подготовки, в том числе путем:
- разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с
привлечением представителей работодателей;
- мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
- разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений
обучающихся, компетенций выпускников;
- обеспечении компетентности преподавательского состава;
- регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для
оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими
образовательными учреждениями с привлечением представителей
работодателей;
- информировании общественности о результатах своей деятельности,
планах, инновациях.
Оценка качества освоения магистерских программ должна включать текущий
контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую
государственную аттестацию выпускников.

8.1.2 Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются
вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого
месяца обучения.
8.1.3 Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных
достижений поэтапным требованиям соответствующей магистерской программы
(текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств,
включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля,
позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными
отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки,
соответствовать целям и задачам магистерской программы и её учебному
плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и
профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения
модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между
включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить
качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и
степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать
оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности
вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных
специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального
поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться взаимооценки и
групповые оценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование
студентами рефератов, выпускных квалификационных и исследовательских работ
и др.
8.1.4 Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена
возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса
в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.1.5 Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения
системы оценивания и контроля компетенций магистрантов к условиям их
будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей
конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно
использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций,
учреждений, предприятий), преподаватели, читающие смежные дисциплины и т.п.



8.2. Требования к итоговой государственной аттестации выпускников.

8.2.1 Итоговая государственная аттестация направлена на
установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников
требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной
квалификационной работы.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной
квалификационной работы определяются высшим учебным заведением на основании
действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников
высших учебных заведений, утвержденного федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также данного
ФГОС ВПО в части требований к результатам освоения основной
образовательной программы магистратуры.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с магистерской
программой выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения
практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой
самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу,
связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым
готовится магистрант (научно-исследовательской, научно-педагогической,
юридической).
Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на
решение профессиональных задач в юридической деятельности.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны
показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные
знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные
компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей
профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную
информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.2.2 Государственный экзамен по направлению подготовки может
вводиться по решению Ученого совета вуза.
Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно
с учетом рекомендаций Учебно-методического объединения по юридическому
образованию. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика
экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и
соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих
конкретные компетенции.
По решению Ученого совета выпускникам данного вуза может быть
предоставлено право сдачи государственного аттестационного экзамена как
вступительного экзамена в аспирантуру.






















9. Список представителей академического сообщества и работодателей,
принимавших участие в разработке и экспертизе ФГОС ВПО:

| | | |
|Место работы |Занимаемая должность |Инициалы, фамилия |
| | | |
|ГОУ ВПО «Академия |первый заместитель |Л.Н. Башкатов |
|Федеральной службы |начальника Института | |
|безопасности Российской|подготовки оперативных | |
|Федерации» |сотрудников | |
| | | |
|ГОУ ВПО «Академия |заместитель начальника |Е.Б. Белов |
|Федеральной службы |Института криптографии, | |
|безопасности Российской|связи и информатики | |
|Федерации» | | |
|ГОУ ВПО «Московская |ректор |В.В. Блажеев |
|государственная | | |
|юридическая академия» | | |
|ФГОУ ВПО «Московский |декан юридического |А.К. Голиченков |
|государственный |факультета, | |
|университет им. |председатель Комиссии по | |
|М.В. Ломоносова» |юридическому образованию | |
| |Ассоциации юристов России | |
|Издательская группа |главный редактор ИГ «Юрист»,|В.В. Гриб |
|«Юрист» |член Общественной палаты | |
| |Российской Федерации | |
|ГОУ ВПО «Московский |заместитель начальника по |С.С. Жевлакович |
|университет |учебной работе | |
|Министерства внутренних| | |
|дел Российской | | |
|Федерации» | | |
|ГОУ ВПО «Российский |декан юридического |А.Я. Капустин |
|университет дружбы |факультета | |
|народов» | | |
|ГОУ ВПО |ректор |В.И. Курилов |
|«Дальневосточный | | |
|государственный | | |
|университет» | | |
|ФГОУ ВПО «Московский |заместитель декана |Д.Я. Малешин |
|государственный |юридического факультета | |
|университет им. | | |
|М.В. Ломоносова» | | |
|ГОУ ВПО «Российская |проректор по учебной и |С.В. Никитин |
|академия правосудия» |воспитательной работе | |
|ГОУ ВПО «Московская |директор Межвузовского |А.А. Свистунов |
|государственная |центра по юридическому | |
|юридическая академия» |образованию | |
|Генеральная прокуратура|прокурор отдела штатов и |А.И. Соколов |
| |обучения кадров | |
|Российской Федерации | | |
|НО «Ассоциация |председатель Правления |В.Н. Субботин |
|юридического | | |
|образования» | | |
|ГОУ ВПО «Саратовская | ректор |С.Б. Суровов |
|государственная | | |
|академия права» | | |
|ГОУ ВПО «Академия |начальник Академии |В.М. Щекотихин |
|Федеральной службы | | |
|охраны Российской | | |
|Федерации» | | |
|Федеральная служба |руководитель Департамента |Н.В. Шеховцов |
|Российской Федерации по|кадрового обеспечения | |
|контролю за оборотом | | |
|наркотиков | | |
|Федеральная служба |начальник Управления кадров |С.Р. Ширшов |
|исполнения наказаний |и профессионального | |
| |образования | |


Эксперты:

| | | |
|Место работы |Занимаемая должность |Инициалы, фамилия |
| | | |
|Конституционный Суд |судья |С.Д. Князев |
|Российской Федерации | | |
|ФГОУ ВПО |заместитель декана |В.А. Лопатин |
|«Санкт-Петербургский |юридического факультета | |
|государственный | | |
|университет» | | |
|Генеральная прокуратура|начальник Управления кадров |В.А. Макаров |
|Российской Федерации | | |
|Министерство юстиции |директор Департамента |В.Л. Полякова |
|Российской Федерации |государственной службы и | |
| |кадров | |


Согласовано:

Председатель Ассоциации юристов России,
советник Президента Российской Федерации
по правовым вопросам ____________________ В.Ф.
Яковлев


Руководитель базовой организации - разработчика ФГОС ВПО


Ректор ГОУ ВПО
«Российский университет
дружбы народов» ___________________ В.М.
Филиппов