Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.lcl.srcc.msu.ru/seminar.files/pertsov_starostin_seminar.htm
Дата изменения: Wed Apr 24 15:30:40 2013
Дата индексирования: Thu Feb 27 21:01:47 2014
Кодировка:
ЛАБОРАТОРИЯ  АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
ЛАБОРАТОРИЯ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ
СИСТЕМ
  English
Главная
История лаборатории
Основные направления
Публикации
Экспедиции
Семинар  
Сотрудники
Контакты

Архив 2009

 

 Архив семинара «Когнитивные аспекты лексикографии»

 

19.02.09

Н. В. Перцов, А. С. Старостин

Компьютерная идентификация ритмических характеристик стиха

 

Резюме доклада
 

            Названная тема имеет два аспекта: теоретический и практический. В теоретическом плане интересно добиться максимальной формализации обиходных стиховедческих понятий (стихотворный метр, размер, рифма, цезура и др.); в практическом же для создания и развития корпусов поэтических текстов крайне желательна предварительная компьютерная разметка стихов в качестве вспомогательного материала, облегчающего труд разметчика-человека. Стиховедение позволяет построить конструктивные определения его основных понятий, делающие возможной разработку компьютерных программ идентификации соответствующих явлений стихотворного текста.

            В докладе основное внимание будет уделено формальной экспликации пяти силлабо-тонических метров применительно к русскому стихосложению. Основой для такой экспликации послужили, во-первых, определение ямба по А. Н. Колмогорову в более компактной и наглядной формулировке М. И. Шапира и, во-вторых, общая формулировка «ритма русской силлаботоники», предложенная М. Л. Гаспаровым в статье 1984 г. В соответствии с предложенными в докладе определениями отрезок текста может «укладываться» в два силлабо-тонических метра (в принципе – в большее их число). Проблемными являются такие строки, которые, будучи окружены в стихотворном тексте «чистыми» представителями того или иного метра, в строгом смысле отклоняются от предложенного определения данного метра, но при этом не воспринимаются как резко нарушающие этот последний (например, строка Почто, почто в битве кровавой в 4-стопно-ямбическом окружении у Рылеева); такие строки предложено именовать «квазиметрическими». Им противопоставлены строки, резко нарушающие стереотип метра окружения – например, строки Встают и заходят оне, Дневные разгонят лучи на фоне 4-ст. ямба у Тютчева в «Silentium!». Показано, что строки последнего рода –  в отличие от квазиметрических – могут укладываться в какой-либо другой силлабо-тонический метр, отличный от метра окружения (так, указанные строки Тютчева укладываются в 3-ст. амфибрахий). При этом отнюдь не все строки, нарушающие стереотип метра окружения и не укладывающиеся в другой метр, оказываются квазиметрическими. В этой связи целесообразно проведение особых «психопоэтических» экспериментов с целью формальной экспликации условий «квазиметричности» для строк, отклоняющихся от стереотипа метра окружения, и вообще внедрение в стиховедение особой области – «психопоэтики», предметом которой должно стать исследование психологии восприятия стиха.

            Предлагаемые определения строятся по единой схеме для всех метров: во-первых, для определяемого метра устанавливаются особые иктовые места, во-вторых, накладываются ограничения на ударность неодносложных слов: либо их ударные слоги попадают на иктовые места, либо их неударные слоги не попадают на иктовые места (т. е. если слово и нарушает своим ударным слогом иктовость, то уж неударными слогами оно не должно попадать на икты «слово не может быть дважды нарушителем», по удачной формулировке А. А. Илюшина).

            Будет продемонстрировано действие специально разработанной компьютерной программы, разработанной на основе предложенных определений метров и осуществляющей стиховедческую разметку текста.