Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.lcl.srcc.msu.ru/seminar.files/pertsov_starostin_seminar.htm
Дата изменения: Wed Apr 24 15:30:40 2013 Дата индексирования: Thu Feb 27 21:01:47 2014 Кодировка: |
ЛАБОРАТОРИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
|
English |
|
Архив семинара «Когнитивные аспекты лексикографии» |
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
19.02.09
Н. В. Перцов,
А. С. Старостин
Резюме доклада Названная тема имеет два аспекта: теоретический и практический. В теоретическом плане интересно добиться максимальной формализации обиходных стиховедческих понятий (стихотворный метр, размер, рифма, цезура и др.); в практическом же – для создания и развития корпусов поэтических текстов крайне желательна предварительная компьютерная разметка стихов в качестве вспомогательного материала, облегчающего труд разметчика-человека. Стиховедение позволяет построить конструктивные определения его основных понятий, делающие возможной разработку компьютерных программ идентификации соответствующих явлений стихотворного текста. В докладе основное внимание будет уделено формальной экспликации пяти силлабо-тонических метров применительно к русскому стихосложению. Основой для такой экспликации послужили, во-первых, определение ямба по А. Н. Колмогорову в более компактной и наглядной формулировке М. И. Шапира и, во-вторых, общая формулировка «ритма русской силлаботоники», предложенная М. Л. Гаспаровым в статье 1984 г. В соответствии с предложенными в докладе определениями отрезок текста может «укладываться» в два силлабо-тонических метра (в принципе – в большее их число). Проблемными являются такие строки, которые, будучи окружены в стихотворном тексте «чистыми» представителями того или иного метра, в строгом смысле отклоняются от предложенного определения данного метра, но при этом не воспринимаются как резко нарушающие этот последний (например, строка Почто, почто в битве кровавой в 4-стопно-ямбическом окружении у Рылеева); такие строки предложено именовать «квазиметрическими». Им противопоставлены строки, резко нарушающие стереотип метра окружения – например, строки Встают и заходят оне, Дневные разгонят лучи на фоне 4-ст. ямба у Тютчева в «Silentium!». Показано, что строки последнего рода – в отличие от квазиметрических – могут укладываться в какой-либо другой силлабо-тонический метр, отличный от метра окружения (так, указанные строки Тютчева укладываются в 3-ст. амфибрахий). При этом отнюдь не все строки, нарушающие стереотип метра окружения и не укладывающиеся в другой метр, оказываются квазиметрическими. В этой связи целесообразно проведение особых «психопоэтических» экспериментов с целью формальной экспликации условий «квазиметричности» для строк, отклоняющихся от стереотипа метра окружения, и вообще внедрение в стиховедение особой области – «психопоэтики», предметом которой должно стать исследование психологии восприятия стиха. Предлагаемые определения строятся по единой схеме для всех метров: во-первых, для определяемого метра устанавливаются особые иктовые места, во-вторых, накладываются ограничения на ударность неодносложных слов: либо их ударные слоги попадают на иктовые места, либо их неударные слоги не попадают на иктовые места (т. е. если слово и нарушает своим ударным слогом иктовость, то уж неударными слогами оно не должно попадать на икты – «слово не может быть дважды нарушителем», по удачной формулировке А. А. Илюшина). Будет продемонстрировано действие специально разработанной компьютерной программы, разработанной на основе предложенных определений метров и осуществляющей стиховедческую разметку текста.
|