Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.kids.genebee.msu.ru/nurses/alushta2007
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Thu Feb 27 20:17:45 2014 Кодировка: UTF-8 |
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, НИИфизико-химической биологии им. А.Н. Белозерского,
Отдел математических методов в биологии. Россия, 119992, г. Москва, Воробьевы горы, МГУ,
Тел.: (095)939-55-06, факс: (095)939-31-81, е-mail: potapova@genebee.msu.ru
СОШ ?17, 117279 Москва ул Введенского 28, www.scl17.ru
В конце прошлого века в подмосковном академгородке Пущино появилась замечательная социально-педагогическая инновация, получившая образное название ?Малыши и няньки? Группа ученых создала ?Лабораторию оптимизации природопользования?, где был разработан ряд новых подходов к экологическому образованию и воспитанию детей и подростков. В частности, было наглядно показано, с одной стороны, что самые современные научные знания легко усваиваются школьниками и студентами при выполнении ими совместных проектов с учеными, а, с другой стороны, что молодые по возрасту ?наставники? легко и просто находят способы донесения новых знаний до малышей и с энтузиазмом воплощают свои ?инновации? на практике. Тогда о результатах работы по программе ?Малыши и няньки? написали в журнале Юнеско ?Connect? и она заинтересовала педагогов самых разных стран: Японии, Индии, Швейцарии, Греции, Бельгии. Межрегиональная общественная организация ?Женщины в науке и образовании? активно использует это направление в своей работе. С 22 по 26 мая 2000 г. под Воронежем мы провели школу-лагерь ?Ученые — детям? как сателлитную программу очередной Международной конференции ?Математика. Образование. Экология. Гендерные проблемы?.
Воронежские ученые: Анна Яковлевна Григорьевская, В.С. Чесноков, Л.П. Хицова, — с помощью своих студентов провели для детей геоботаническую экскурсию и работу с собранной во время экскурсии коллекцией растений. Художник-оформитель А.Б. Орешина помогла школьникам самостоятельно изготовить пособия для занятий с малышами. Параллельно с занятиями для детей проходил обмен опытом работы между участниками конференции и заинтересованными специалистами из Воронежа: педагогами детских садов и школ, специалистами станций юннатов и экологических центров, авторами оригинальных программ и пособий, интересных проектов и книг. Всего в работе школы-лагеря за 5 дней приняло участие 20 детей от 3,5 до 15 лет и более 30 взрослых. Самым главным для ученых и педагогов оказалось обретение чувства единства в мыслях и устремлениях с равными по силам коллегами, которые воспитывают в детях увлеченность поиском истины, умение вести исследовательскую работу и добиваться поставленной цели. Темы и вопросы, которые обсуждались на этих встречах, то возносились до мировоззренческих высот, то углублялись в таинственные глубины детской психики, сохраняя при этом трепетное ощущение прямого общения с единомышленниками и друзьями.
В 2003 г. в рамках XI Международной конференции ?Математика. Образование. Экология. Гендерные проблемы?, приуроченной к 85-летию ВГУ и 10-летию МОО ?ЖНО?, группа детей и взрослых провела самостоятельное исследование здоровья природной среды в прибрежной зоне Воронежского водохранилища по методике, основанной на оценке флуктуирующей асимметрии развития листьев березы. На тренировочном занятии по теме ?Симметрия? использовали пособие профессора Надежды Васильевны Аммосовой ?Занимательная симметрия: тетрадь по математике для творческих работ в начальных классах?.
Юные участники работы собрали в прибрежной зоне водохранилища листья с низко растущих веток четырех берез. Изготовили из миллиметровой бумаги измерительные линеечки. Разбились на рабочие группы и провели необходимые измерения признаков, характеризующих билатеральную симметрию листьев. Всего у 165 листьев были измерены по 4 признака для левой и правой стороны. Измеренные данные занесли в специальные таблицы. Затем провели статистическую обработку результатов измерений с помощью портативных микрокалькуляторов. Сравнив полученные данные с методическими указаниями, получили вывод, что степень флуктуирующей асимметрии для исследованных берез соответствует 2 классу состояния природной среды (слабое загрязнение). Дети подготовили рисунки, иллюстрирующие собственный взгляд на проведенную работу. Важно отметить, что когда я по просьбе руководителя секции ?Охрана окружающей среды и экологическое образование? Л.Н. Хицовой выступила на заседании секции с предварительным сообщением об исследовательской работе, проведенной нашим смешанным семейным коллективом, специалисты-экологи согласились с нашей ?экспертной? оценкой. Дети подготовили большой плакат с гистограммами, иллюстрирующими результаты исследования и выступили с сообщениями о работе перед представительной аудиторией участников конференции (около 40 человек): показали свои рисунки, ответили на вопросы слушателей, получили в награду по шоколадке от Оргкомитета и остались абсолютно и безмерно счастливы.
В Астрахани в рамках VIII Международной конференции ?Образование. Экология. Экономика. Информатика? серии ?Нелинейный мир? (15-20 сентября 2003 г.) в программе ?Ученые — детям? приняли участие более 40 человек: ученые, педагоги, руководители системы образования, представители общественных организаций, студенты, школьники. Был проведен семинар по теме ?Детский сад — эталон экологической культуры?, консультации для школьников и студентов по оценке здоровья природной среды методом флуктуирующей асимметрии, открытый экологический урок в детском саду ?107 по теме ?Воздух?, а также круглые столы в детском саду ?107 и областном центре творческого развития молодежи по вопросам участия представителей разных ведомств и групп в повышении экологической культуры детских садов. Студенты факультета ?Биологии и природопользования? АГТУ провели экспресс-оценку состояния территории детских садов ?107 и ?136 по флуктуирующей асимметрии листьев березы и представили результаты исследования на заключительном заседании конференции. Участники и гости конференции высоко оценили работу секции ?Ученые — детям? и рекомендовали астраханским специалистам продолжить работу в этом направлении после завершения конференции.
Это полезное и интересное мероприятие удалось осуществить благодаря самоотверженным усилиям профессора АГТУ Ангелины Борисовны Ольневой и доцента кафедры инженерной экологии и природообустройства АГТУ Марии Николаевны Мироедовой.
В Дубне 25 января 2006 г. в рамках XIII Международной конференции ?Математика. Компьютер. Образование? интересно прошел круглый стол по теме ?Молодежный исследовательский проект в помощь детскому саду?. Около 30 участников конференции из разных городов России и примерно столько же педагогов и экологов г. Дубны заинтересованно обсудили такие важные вопросы, как:
Летом 2005 г. в Москве инициативная группа студентов и школьников использовала подход ?Малыши и няньки? в работе по международной программе ?Make a connection?, выиграв грант на обеспечение расходными материалами добровольческой работы по ?зеленому аудиту? и улучшению условий для эколого-воспитательной работы на участках двух московских детских садов: ?403 (дети с туберкулезной интоксикацией) и ?1901 (дети с нарушениями речи). Участники проекта провели экспресс-оценку состояния территории детских садов по уровню асимметрии листьев березы и установили, что качество природной среды отнюдь не удовлетворительно — для обоих участков ™ 0,05 (что не удивительно для Москвы). Оценив количество и видовой состав деревьев (на одном участке 300 деревьев 23 видов, а на другом 100 деревьев 12 видов), юноши и девушки составили карты-схемы их расположения. Нашли в литературе красочные иллюстрации деревьев, имеющихся на участках, и подготовили сборники научно-практических рекомендаций ?Поможем малышам узнать и полюбить деревья?, которые специалисты этих детских садов с благодарностью приняли для работы с детьми. Студенты и школьники по ходу дела с удовольствием общались с малышами: рассказывали о работе на участке, играли с детьми, обучали их узнавать деревья и делать гербарии, ориентироваться по карте-схеме и создавать узоры из ягод и семян, показывали, как правильно смастерить и повесить ?птичий домик?.
В аналогичном проекте 2006 г. приняли активное участие студенты МГУ. Проект назывался ?Праздник Леса в детском саду? и также проходил при грантовой поддержке программы ?Make a connection?. Участники проекта летом изготовили из искусственного меха 40 шапочек разного цвета с ушками для выступления детей в роли мышек, лягушек, зайчиков, лисичек, волчат, медвежат и белочек. Сделали литературные подборки историй из жизни всех этих лесных обитателей и распечатали их для раздачи родителям. Подготовили и распечатали обращения к родителям с просьбой помочь каждому ребенку подготовиться к выступлению в роли того или иного лесного жителя. Студенты приезжали к дошкольникам с портативными компьютерами и показывали малышам фотографии лесных обитателей в дикой природе, наряжали малышей в шапочки разных зверюшек и помогали войти в соответствующую роль. Приобрели на средства гранта и завезли на участок детского сада 15 кубометров почво-грунта, часть которого внесли под молодые саженцы в уголке леса, посаженном в прошлом году. Остальной почво-грунт распределили по участку под новые посадки. В сентябре организовали и провели познавательно-игровую акцию ?Праздник Леса? для воспитанников детского сада и местных ветеранов. В результате работы по проекту его участники освоились с такими полезными навыками, как приобретение товаров по безналичному расчету с использованием информации из сети Интернет: поиск поставщиков необходимых для выполнения проекта материалов: искусственного меха разных цветов и почво-грунта, — навыки делового общения при выполнении операций по безналичному расчету: оформление заказа, выписка счета, получение товара. Молодежь приобрела опыт изготовления костюмов лесных зверюшек (шапочек с ушками): выбор оптимального варианта выкройки, рациональный раскрой искусственного меха, подбор ткани на подкладку (из личных запасов), изготовление характерных ушек и т.д. Попрактиковались в подкормке молодых саженцев почво-грунтом: пришлось выкапывать канавки на расстоянии 0,5 м от стволика на глубину штыка лопаты, удалять старый грунт и вносить плодородный. При удалении старого грунта в нем было обнаружено огромное количество строительного мусора: битый кирпич, куски бетона и арматуры и пр. Новыми для студентов и школьников оказались и такие навыки, как подготовка пособий и материалов для занятий с дошкольниками (тексты для чтения, фото для компьютерной демонстрации) и проведения самих занятий, а также организация массовой акции ?Праздник Леса? с участием малышей и гостей-ветеранов: разработка программы, подготовка пригласительных билетов для гостей (в виде цветных буклетов с программой праздника, фото из жизни детского сада и информации о самом молодежном проекте), а также — красочных дипломов для малышей.
Очень хорошо проявили себя старшекурсницы Факультета биоинженерии и биоинформатики: Светлана Федосеева, Лада Сычева и Юля Кузьмина. Света покорила нас всех потрясающе разумным и волевым подходом к делу, внеся сразу целый ряд улучшений в управление проектом: сэкономила средства на приобретении меха (средства пошли на почво-грунт!), улучшила выкройку, скорректировала цветовую гамму мехов, чтобы комплект шапочек можно было бы использовать после Праздника Леса в разнообразных ролевых играх. Лада героически принимала участие во всех делах, а в итоге даже провела презентацию результатов работы на семинаре Ученого Совета НИИФХБ им. А.Н. Белозерского. Юля предложила прекрасную идею: донести до малышей с помощью портативных компьютеров информацию из сети Интернет о жизни настоящего леса. Участница двух наших проектов — студентка географического факультета Алла Филаретова от всей души и с малышами занималась, и за уголком леса ухаживала. Замечательный эпизод: подкормка уголка леса. На мой сердобольный вопрос, не тяжела ли красивой девушке работа с лопатой, Алла возмущенно протестует: ?Татьяна Васильевна! Мы только что на практике под Архангельском такие шурфы сами копали!? — И как доказательство: идеальной формы и красоты канавка вокруг юной сосенки.
Не знаю, в какой еще стране мира можно в начале XXI века найти молодежь, одинаково свободно владеющую лопатой, швейной иглой и компьютерной техникой, но у нас в МГУ такие студенты есть, и это не просто радует, но поддерживает чувство гордости за национальную культуру.
Некоторые размышления постфактум. В 2005 и 2006 г.г. небольшие молодежные группы сделали для двух московских детских садов очень полезную работу, в результате которой педагоги и воспитатели смогут более полноценно использовать образовательные ресурсы своих территорий. Сделали то, что самим работникам детских садов практически не по силам: составить карты-схемы расположения деревьев на участке; организовать доставку саженцев для уголка леса и плодородной почвы под молодые саженцы и клумбы; изготовить десятки шапочек из искусственного меха для перевоплощения малышей в лесных зверюшек; обеспечить видовое разнообразие трав, цветов и кустарников на участке. Все это и многое другое студенты и школьники сделали при минимальной финансовой поддержке. В наших проектах 2005 и 2006 г.г. были задействованы грантовые средства от фирмы Nokia. Вопрос: неужели у нас в стране для каждого конкретного детского сада не найти средств на поддержку молодежных благотворительных проектов, в которых финансируется только приобретение расходных материалов? Канцелярских товаров и комплектующих для компьютеров? Лабораторного пластика, искусственного меха и стройматериалов? Саженцев и почвогрунта?
Можно быть уверенными на 200%, что сами по себе подобные средства (или прямо расходные материалы!) для детских садов найти на местах не сложно. Вопрос в том, какую организационную форму придать их использованию. Программа ?Make a connection? обыгрывает в своей работе замечательную идею: развитие жизненных навыков молодежи. Согласитесь, есть разница в том, с какой идеей брать в руки лопату. Одно дело, когда тебя гонят из-под палки, непонятно кто и не понятно куда. Другое дело, когда солидная фирма дает тебе средства на развитие твоих жизненных навыков и ты берешься рыть землю, чтобы подарить малышам уголок леса, в котором весной будут радовать глаз первоцветы, а осенью можно будет устроить праздник для гостей-ветеранов.
В России сегодня все еще действует 40000 детских садов. Можно попросить родное Правительство выделить каждому из них (по примеру фирмы Nokia) по $1000, но такая сумасшедшая сумма ($40000000!) для детских садов в нашем родном бюджете вряд ли появится в ближайшее время. Можно пойти другим путем. В каждом детском саду в среднем 100 детей. Можно собрать с каждой семьи по $10 и выдать молодежной группе: действуйте, ребята! Наверное, есть немало и других вариантов. Главное сейчас: помочь всем детским садам сделать свои территории цветущими, разумно и рачительно используя их ресурсы для воспитания экологической культуры подрастающего поколения.
Опыт работы московской молодежи в 2005 и 2006 гг. по программе ?Make a connection? показывает, насколько оперативно и эффективно можно пройти путь от научного исследования до внедрения научных рекомендаций при минимальной финансовой поддержке, используя в качестве модельных площадок территории детских садов. Сложность в том, что при всей кажущейся простоте молодежные благотворительные проекты исследовательской и просветительской направленности требуют непременного участия высоко квалифицированного наставника для самой молодежи.