Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ipib.msu.ru/UserFiles/File/spconf2010/talks/sobolev.doc
Дата изменения: Mon Apr 2 16:24:21 2012
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:51:47 2012
Кодировка: koi8-r

Тезисы выступления
В.А.Соболева
на Шестой международной научной конференции
по проблемам безопасности и противодействия терроризму
«О региональных и национальных подходах в противодействии глобальным
проблемам терроризма и криминала»
(г.Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова
11 ноября 2010 г.)

Уважаемый Господин Председатель,
Уважаемые участники конференции,

Выражаю искреннее удовлетворение возможностью принять участие в работе
конференции и выступить на ней.
Девять лет назад, 11 сентября 2001 года, на планете начался новый
отсчет времени. «Постсентябрьский Мир» за прошедшие годы стало расхожим
политологическим брэндом. Имеется в виду, что эта дата стала историческим
началом качественно новой глобальной эпохи.
Формируется новое мироустройство, в основе которого - движение к
глобализации и полицентризму.
Эти процессы оказывают сильное влияние на международную и региональную
безопасность, а также на национальную безопасность практически каждой
страны.
В этих условиях вопросы безопасности приобретают все большее значение,
а поиски общих подходов и решений в этой области вестись коллективно.
Россия в октябре с.г. в г.Сочи провела Первую международную встречу
высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. Тот факт, что в
ней приняли участие представители 43 государств и Организации Объединенных
Наций подтверждает, что российская инициатива оказалась востребованной.
Несколько слов об этом форуме....

Какие выводы:
Форум еще раз показал, что для современного мира характерно новое
понимание вызовов и угроз безопасности.
На первый план выходят угрозы невоенного характера.
Мы стали свидетелями распада государств, на территорию которых не
вступал ни один иностранный солдат. Сотни тысяч граждан гибли в ходе
внутренних конфликтов, прежде всего межэтнических. Огромные финансовые и
интеллектуальные вложения в оборону не смогли обеспечить национальную
безопасность и оказались бесполезной тратой ресурсов.
Невоенные угрозы часто исходят не только от государств, но и от
идеологических, религиозных, национальных и других структур.
Это, прежде всего, международный терроризм, религиозный экстремизм,
транснациональная преступность, деятельность теневых международных
финансовых структур, незаконный оборот наркотиков, кибертерроризм,
пиратство, дефицит продовольствия и воды, техногенные и экологические
катастрофы, пандемии.
К военным угрозам можно отнести распространение ОМУ и риск
возникновения региональных вооруженных конфликтов с их применением .
Кроме того, появляются многочисленные «горячие точки», которые
превращаются в «отложенные» или «замороженные» конфликты - угрозу новых
локальных или региональных войн.
При этом, как показывает, современный опыт применения военной силы,
военные действия даже такой мощной страны, как США против терроризма не
решат проблему. Транснациональный терроризм практически неуязвим для
современных методов ведения войны. Более того, попытки решить проблему
только военно-силовым путем приводит к обратному результату. Пример: Ирак и
Афганистан.
Так, в частности, фактическое признание Вашингтоном ошибочности своей
антитеррористической стратегии, выразившееся в решении администрации США о
постепенном выводе американского контингента из Ирака и Афганистана,
расценивается идеологами радикального ислама как определенная «слабость»
западного общества и свидетельство эффективности террористических методов
для достижения своих целей.
Это может спровоцировать новый виток агрессии против американских
объектов и учреждений по всему миру.
Резюмируя выше сказанное, позволю себе процитировать слова из интервью
бывшего британского министра иностранных дел Д.Милибэнда 15 января 2009
г. газете The Guardian, в которой он отметил, что «война с террором» была
серьезной ошибкой. Он подверг жесткой критике «ошибочную и вводящую в
заблуждение» концепцию «войны с террором», принятую на вооружение США после
терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. По его оценке, данная
концепция принесла «больше вреда, чем пользы» и не способна помочь Западу
противостоять будущим угрозам.
В России это осознание произошло раньше: в 2006 году принят
Федеральный закон «О противодействии терроризму», принципиально
отличающийся от предыдущего Федерального закона «О борьбе с терроризмом» от
25 июля 1998 года.
Мы понимаем что, глобализация не ограничивается формированием единого
финансового рынка и усилением взаимной зависимости экономик. Наряду с
масштабными социально-экономическими и политическими процессами в мире идет
беспрецедентное формирование сложных сетевых структур организованной
преступности. Криминальные сообщества создают транснациональные
стратегические союзы, противодействие которым требует скоординированных
усилий государства.
По данным МВФ, общая сумма средств, которыми располагают
преступные группировки, составляет от 1 до 1,5 триллионов долларов. В
качестве примера можно привести данные экспертов ООН,
свидетельствующие о том, что объем доходов от наркобизнеса в мире
сравним с ежегодным ВВП Швеции, входящей в двадцатку крупнейших
экономик развитых стран.

Наметилась устойчивая тенденция объединения транснациональной
преступности с международными террористическими группировками. Террористы
по всему миру используют средства, имеющие криминальное происхождение, в
том числе от незаконного оборота наркотиков. В свою очередь, преступные
структуры нередко привлекают террористов для достижения своих
противоправных целей.
В классификации ООН транснациональные преступления подразделяются на
17 групп, две трети из которых напрямую связаны с международным
терроризмом. Среди них: наркобизнес, незаконная торговля оружием, отмывание
денег, торговля людьми, угоны самолетов, пиратство, компьютерная
преступность и другие.
В результате сформировался феномен - глобальный или транснациональный
терроризм, не признающий государственных границ.
Современные террористические организации интернациональны по составу,
используют общую идеологию и методы деятельности, имеют широкую географию.
Последствия террористических атак испытали на себе более 50 стран.

В 2009 году в мире, по данным ООН, зарегистрировано 11 тыс.
террористических актов, убито 15 тыс. человек, ранено свыше 32 тысяч и
более 10,5 тысяч захвачено в заложники.
При этом профессия журналиста остается наиболее опасной а этой
статистике. Так только в 2009 году в мире погибли 76 журналистов, что
больше по сравнению с 2008 годом на 16 человек. Больше всего погибших
журналистов оказалось на Филиппинах - 33 человека. На втором месте -
Сомали.
Возросло количество похищенных журналистов (33 против 29 в 2008
году) и тех, кто столкнулся с нападениями или угрозами (1456 против
929). Число стран, в которых работа журналистов подвергается цензуре,
за год почти удвоилось с 37 в 2008 году до 60 в 2009-м.

Уже не раз отмечалось, что Россия одно из первых государств, ощутивших
на себе реальность и опасность этой угрозы.
Без малого 20 лет страна находится в состоянии необъявленной войны с
терроризмом. России брошен вызов со стороны международных террористических
структур, о чем свидетельствуют последние чудовищные, бесчеловечные
преступления в московском метро, Кизляре (Дагестан), Карабулаке
(Ингушетия).
Глобальный характер деятельности террористических структур
свидетельствует о высоком уровне их организационного построения с едиными
руководящими органами. К примеру, "Аль-Каида" уже трансформировалась в
движение, объединяющее на идеологической основе самостоятельные ячейки по
всему миру. Ее устойчивые контакты налажены с региональными экстремистскими
организациями в странах "исламского Магриба", Юго-Восточной Азии - "Джимаай
асламией", в России - с "Эмиратом" (Кавказ).
Основной целью "Аль-Каиды" остается построение исламского халифата.
Для этого рассматриваются страны Центральной Азии, Северной и Центральной
Африки, территория Северо-Кавказского региона. Призывы мусульманских
народов этих регионов к свержению своих правительств звучат все
настойчивее.
В структуре сращивания терроризма и транснациональной преступности
значительное место занимает незаконный оборот огнестрельного оружия,
боеприпасов, военного снаряжения и взрывчатых веществ.
Россия признает серьезность проблемы неконтролируемого распространения
оружия в мире и отмечает, что наличие уже существующих и согласованных
многосторонних механизмов не смогли предотвратить растущий из года в год
незаконный оборот оружия и его попадание в руки террористов и криминала.
Это прежде всего относится к странам Африки к югу от Сахары, региону
Ближнего Востока и ряду регионов в Азии.

Только легкое стрелковое оружие производят в более чем в 100
государствах - членах ООН. Количество ежегодно производимого
стрелкового оружия оценивается приблизительно в 7.5 млн. ед., что
значительно превышает нужды государства.
Особую обеспокоенность вызывают производство оружия без
лицензии. К примеру Россией указано на факт, что только 1/10 мирового
арсенала автоматов Калашникова произведена законным путем. Остальные
90% произведены по пиратским моделям.
Рынок незаконной торговли оружием, включая тяжелое вооружение и
танки, оценивается различными экспертами примерно в 2,5 млрд.
долларов.
Особенностью глобального терроризма является стремление к обладанию
оружием массового поражения. Террористы рвутся к объектам и технологиям
химического и бактериологического оружия, к радиоактивным, отравляющим
веществам и биологическим рецептурам.
Действия террористов становятся более изощренными и жестокими.
Характерной особенностью является увеличение количества смертников.
Жертвами, как правило, становятся мирные граждане.

Масштабная угроза устойчивому развитию мирового сообщества исходит от
транснационального наркобизнеса. Быстрый рост нелегального производства и
потребления наркотиков во многих странах является одной из опасных
тенденций последнего десятилетия. Особенно это характерно для стран,
находящихся на, так называемой, дуге нестабильности, которая простирается
от Индонезии до Ближнего Востока через Индостан, Центральную Азию и Кавказ.
Возникает новый феномен - наркотерроризм. К примеру, колумбийская
группировка ФАРК (Вооруженные революционные силы Колумбии) и преступные
наркогруппировки на Юге Мексики зачастую используют террористические методы
в борьбе с законными властями. Достижению эффективных результатов
противодействия международному терроризму, по нашему мнению, препятствуют
двойные стандарты в оценке разными странами этого явления.
По данным управления ООН по борьбе с наркотиками и
преступностью, ежегодно в мире число потребляющих запрещенные вещества
людей увеличивается в среднем на 15 млн. человек и варьируется от 155
до 250 миллионов, что составляет от 3% до 5% всего населения Земли в
возрасте от 15 до 65 лет.
Отмечается значительный рост числа лиц, употребляющих
синтетические наркотики. В 2009 году в 31 стране обнаружено около 8,5
тыс. подпольных лабораторий по производству наркотических веществ
амфитаминного ряда. Однако наиболее распространенными остаются опиаты.
Общемировой потенциальный объем опия с 2000 года вырос почти на 80%.
В конце прошлого столетия центр производства опия-сырца переместился
из Юго-Восточной Азии в Афганистан. Сегодня ситуация в этой стране вызывает
серьезную озабоченность. Масштабы распространения наркотической заразы
достигли уровня угрозы международному миру и стабильности.
По оценкам международных экспертов, только в 2009 году объем
произведенных в Афганистане наркотиков в эквиваленте составляет 3,5
тыс. тонн опия. По мнению же наших специалистов, эта цифра превышает 8
тыс. тонн. Наиболее опасным для жизни и здоровья среди опиатов
является героин. По данным ООН, основными потребительскими рынками
героина выступают Европа - примерно четверть мирового потребления,
Российская Федерация - около 20 процентов и Китай - 10 процентов. При
этом свыше 90 процентов опиатов в мире имеют афганское происхождение.
В последние годы мир вновь столкнулся с проблемами пиратства.
Количество нападений в районе Африканского Рога за два года выросло вдвое:
со 111 случаев в 2008 году до 217 в 2009 году.
Террористические организации, используя контакты с пиратскими
синдикатами, планируют диверсионные акты на морских коммуникациях, объектах
береговой инфраструктуры, в районах добычи углеводородного сырья.
Приоритетными районами они считают Гибралтарский, Ормузский, Баб-эль-
Мандебский проливы, Суэцкий канал.
Благодаря международным операциям по защите судоходства, в которых,
как вы знаете, активное участие принимает Россия, в частности в Аденском
заливе, количество пиратских атак в 2010 году сократилось. В то же время
произошел рост пиратской активности у восточного побережья Сомали и в
Индийском океане. Сегодня сомалийские пираты остаются главной угрозой
мировому морскому судоходству.
Только в текущем году они захватили около 30 судов, на борту
которых находилось порядка 600 членов экипажа. Некоторые инциденты
имели место на расстоянии более тысячи морских миль от берегов Сомали.
Большая часть преступных доходов, а это свыше 100 млн. долларов,
ежегодно выплачиваемых судовладельцами в виде выкупа, достается
контролирующим этот бизнес преступным группировкам. Целые района
Африканского Рога превратились в криминальные оффшорные зоны.
Основными причинами роста пиратской активности в регионе являются
затяжной внутриполитический кризис в Сомали и отсутствие контроля
центрального правительства над ситуацией в стране. Однако имеет место и
недостаточное оперативно-тактическое взаимодействие между группами кораблей
различных государств, участвующих в антипиратской коалиции, а также
слабость в международно-правовой базе по борьбе с пиратством.
Поистине пережитком прошлого является торговля людьми. По данным ООН,
две трети ее жертв - женщины, 80 процентов из них подвергались сексуальной
эксплуатации. В настоящее время только в Европе находится около 140 тыс.
лиц, которых можно отнести к числу жертв торговли людьми.
Серьезной проблемой является борьба с отмыванием, так называемых,
грязных денег. Для легализации доходов от преступной криминальной
группировки используют работающие на законных основаниях финансовые
учреждения, игорные заведения, иные организации, а также специально создают
с этой целью фиктивные структуры. Приток незаконных финансовых средств
создает серьезную опасность для экономики любого государства, нарушает
естественные действия рыночных механизмов, создает дисбаланс и обостряет
инфляционное давление.
Известно, что вскоре после трагических событий в Нью-Йорке и
Вашингтоне под подозрение о возможном использовании в финансировании
террористических организаций попало более 32 млрд. долларов. Значительная
часть из них была заморожена, однако в последующем основную массу
замороженных счетов пришлось разблокировать, а по поводу оставшихся
полутора сотен миллионов долларов продолжаются судебные тяжбы, которые чаще
заканчиваются не в пользу обвинения.
Как грустно пошутил тогда один из деятелей Конгресса - этот процесс по
эффективности сравним с тем, что надо выпустить воду из всего мирового
океана, чтобы поймать 2 или 3 мелких рыбешки. Такое обстоятельство
заставило законодателей США еще раз вернуться к статье закона.
Разработка в рамках ООН универсальной конвенции по противодействию
отмыванию преступных доходов, а также конвенции ЕС о разделе имущества,
полученного преступным путем в результате международного сотрудничества,
позволит выработать согласованные подходы по формированию международных
механизмов контроля за легализацией доходов и имущества.
Расширение сфер интересов транснациональной преступности и попытка
криминализации новых сфер экономической и социальной жизни определяет
необходимость постоянного мониторинга общемировой террористической и
криминальной ситуации.
Координация усилий международных организаций и национальных структур,
а также выработка согласованных методик организации мониторинга возможны в
рамках разработки всеобщей антитеррористической и антикриминальной
стратегий.
Д.А.Медведев на совещании российских послов и постоянных
представителей в международных организациях в Москве 12 июля 2010 года
подчеркнул необходимость гармонизации отношений с зарубежными странами,
ориентировал нашу дипломатию на формирование модернизационных альянсов с
основными международными партнёрами, в том числе для противодействия общим
вызовам и угрозам.
Этими указаниями Президента руководствуется в своей деятельности и
аппарат Совета Безопасности Российской Федерации.
Все эти подходы нашли отражение в Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года, которая была принята в мае 2009 года.
Стратегия исходит из фундаментального положения о взаимосвязи устойчивого
развития государства и обеспечения национальной безопасности, в связи с чем
оперирует не только привычными терминами «вызовы» и «угрозы», но новым
понятием «стратегические национальные приоритеты».
Обеспечению международной безопасности посвящен приоритет
«стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство». В
этом разделе документа делается акцент на обеспечение стратегической
стабильности путем последовательного продвижения к миру, свободному от
ядерного оружия, и создания условий равной безопасности для всех; отхода от
блокового противостояния и стремления к многовекторной дипломатии;
рациональной и прагматичной внешней политики, исключающей затратную
конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.
На форуме в Сочи в частности было отмечено, что частный бизнес и
государственно-частное партнерство, СМИ играют важнейшую роль в
противодействии новым вызовам и угрозам.
Серьезной проблемой становится так называемый кибертерроризм, который
способен причинить ущерб, соизмеримый с применением оружия массового
поражения.
Тема кибернетических войн вновь оказалась в центре внимания зарубежных
СМИ в связи с недавней атакой на компьютерные сети ряда государств вируса
"Стакснет", созданного с целью выведения из строя промышленных предприятий.

По оценкам экспертов в наибольшей степени от него пострадал Иран, где
были заражены 30 тысяч имеющих выход в Интернет компьютеров, в том числе на
Бушерской АЭС.
По всей видимости, именно этот объект стал главной мишенью
кибернападения.
Именно поэтому на состоявшейся 18 - 22 сентября в Вене 5-й конференции
государств-членов ООН против транснациональной организованной преступности,
имевшей своей целью развитие международной правовой базы глобального
антикриминального сотрудничества, Российская Федерация акцентировала
внимание на проблему киберпреступности с прицелом на разработку
киберконвенции.
Нельзя обойти вниманием и очень серьезную проблему использования
Интернета, величайшего изобретения человечества организованной
преступностью и террористами. Здесь крайне важна согласованная позиция
бизнес сообщества, интернет провайдеров, ведь не секрет что всемирная сеть
активно используется террористами для обеспечения своей деятельности,
радикализации умонастроений молодежи.


На польском интернет-портале http://czeczenia.blog.onet.pl 29
марта т.г. Опубликовано заявление Д.Умарова, в котором утверждается,
что в 2010 году планируются к проведению террористические акты на всей
территории Российской Федерации.
«Зона наших боевых действий в 2010 г. будет расширена на всю
территорию России. Прошедший год показал нам и всем сомневающимся
(Путин, Нургалиев), что бригада шахидов «риядус салихийн»
действительно воссоздана и действует. Мы - свидетели того, сколько эта
группа провела спецопераций только за прошедший год. Эта бригада
состоит из лучших моджахедов. Если россияне не понимают, что война
придет на их улицы и в их дома, тем хуже для них. Кровь больше не
будет литься только в наших городах и селах. Война придет в их города.
Если россияне думают, что война продолжается только по телевизору, где-
то далеко на Кавказе, и их не касается, то мы намерены показать им,
что эта война вернется в их дома. Я надеюсь, что в этом году нам
удастся провести больше операций».

Осваивание транснациональным криминалом и террористами новейших
современных интернет - технологий, которые могут быть, в том числе
использованы для нанесения ударов по критически важным объектам - атомным и
гидроэлектростанциям, химическим предприятий, объектам транспортной
инфраструктуры позволяют говорить о росте угрозы применения ими интернет
оружия, которое по масштабам и последствиям вполне сопоставимо с
применением оружия массового уничтожения.
Как сказано выше, в условиях глобализации ни одна страна не сможет в
одиночку эффективно бороться с транснациональной организованной
преступностью - нужны согласованные действия всего международного
сообщества. Важно, чтобы в результате дальнейшей совместной работы мы
смогли свести на нет все намерения и усилия «транснационального союза»
криминала и терроризма, внедряющих свою идеологию, направленную на
дестабилизацию обстановки в мире, и обеспечили надежную безопасность от
глобальных угроз гражданам, обществу и государству.

Уважаемые участники конференции!
Вместе с тем противодействие таким глобальным проблемами, как
терроризм и транснациональная преступность настоятельно требует не только
сильно действующих препаратов для лечения общества от «чумы 21 века» в лице
действий силовых структур, но и использования восстановительной терапии
гражданского общества, с использованием последних достижений науки и
образования.
Необходимость объединения усилий государственных и общественных
структур, ветвей власти, средств массовой информации, бизнес-сообщества
было также отмечено почти всеми участниками сочинского форума.
Позвольте высказать убеждение, что форумы, подобные сегодняшнему,
способствуют поиску наиболее эффективных путей противостояния новым
глобальным вызовам и угрозам, в частности международному терроризму.

Благодарю за внимание.