Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ipib.msu.ru/UserFiles/File/publications/streltsov.doc
Дата изменения: Mon Apr 2 16:24:05 2012
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:36:09 2012
Кодировка: koi8-r

[pic]

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА


Координационный совет по приоритетному научному
направлению «Безопасность и противодействие
терроризму»




Научные проблемы безопасности
и противодействия терроризму








Серия монографий под общей редакцией
В.А.Садовничего и В.П.Шерстюка

[pic]

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА


Координационный совет по приоритетному научному
направлению «Безопасность и противодействие
терроризму»




Государственная информационная политика: основы теории





А.А.Стрельцов









Москва
Издательство МЦНМО
2009


УДК













Стрельцов А.А. Государственная информационная политика: основы теории.
- М.: МЦНМО. - 2009,



В книге изложена система понятий и положений, раскрывающая
предложенный автором подход к разработке основ теории государственной
информационной политики. Подход базируется на положении о том, что основным
сущностным качеством политики является конкурентная борьба социально
активных сил общества за общественную поддержку их идеологических
представлений о наиболее острых проблемах общественного развития и способах
решения этих проблем, а также за право обладания публичной властью как
средством реализации данных идеологических представлений. Государственная
информационная политика является важным аспектом государственной политики,
связанным с информационной сферой общества.
Показаны сущность, содержание и формы государственной информационной
политики. В приложении приведены перечни приоритетных научных проблем
теории государственной информационной политики и основных используемых в
работе понятий.
Книга рассчитана на широкую аудиторию: специалистов, занимающихся
практическими аспектами формирования и реализации государственной
информационной политики; политологов, работающих в области анализа и
синтеза «информационного» измерения политики; преподавателей, научных
работников, аспирантов, занимающихся проблематикой информационной политики,
студентов гуманитарных вузов; всех тех, кто интересуется вопросами
информационной политики государства вообще и России, в частности.









| |ї А.А.Стрельцов, 2009 |
| |ї МЦНМО, 2009 |

Предисловие редакторов серии

Одним из важных факторов успешной реализации Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020
года и Стратегии национальной безопасности до 2020 года является развитие
информационной сферы, совместная деятельность государственных органов и
организаций гражданского общества в этой области. Основой такой совместной
деятельности является атмосфера общественного согласия и социальной
стабильности, поддержание которых во многом зависит от государства. В этих
условиях особенно актуальным становится исследование проблем формирования и
реализации государственной информационной политики, связанных с
определением целей, задач, принципов направлений и форм деятельности
государственных органов в информационной сфере.
Комплексные исследования указанных проблем еще только начинаются, хотя
публикаций, использующих термин «государственная информационная политика»,
уже достаточно много. Предлагаемая книга является фундаментальной
монографией, посвященной именно научному анализу государственной
информационной политики.
Книга публикуется в порядке дискуссии, поскольку является хорошей
основой для организации и проведения междисциплинарных научных исследований
с участием специалистов в областях философии, политологии, массовых
коммуникаций, государственного управления, культурологии, психологии,
юриспруденции.
Книга может быть рекомендована руководителям и специалистам органов
государственной власти, преподавателям, научным работникам и аспирантам,
интересующимся проблематикой информационной политики; студентам
гуманитарных вузов.

Ректор МГУ имени М.В.Ломоносова,
академик РАН
В.А.Садовничий


Директор Института проблем
информационной безопасности
МГУ имени М.В.Ломоносова,
член-корреспондент
Академии криптографии
Российской Федерации
В.П.Шерстюк

Предисловие автора

В условиях глобализации процессов социально-экономического развития
общества обостряется конкуренция между наиболее развитыми государствами
мира и их объединениями за геополитическое влияние, за право участия в
решении геополитических проблем, использования международного
сотрудничества для повышения экономического потенциала национальных
обществ, привлечения наиболее качественных человеческих ресурсов. Успех в
этой конкурентной борьбе во все большей степени зависит от государственной
информационной политики, которая определяет, с одной стороны, условия
развития информационной сферы общества, способность этой сферы
содействовать интенсификации общественного развития, повышению качества
жизни граждан, укреплению обороноспособности страны и безопасности
государства, а с другой - возможность привлечения наиболее социально
активных сил общества к деятельности на общее благо, укрепления духовного
потенциала общества, повышения его конкурентоспособности.
Для политологов уже стали привычными термины «информационное
обеспечение политики», «информационная война», «информационная агрессия». С
принятием в 2000 г. Доктрины информационной безопасности Российской
Федерации и в 2009 г. Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года четко обозначились роль и место государства в
определении содержания национальных интересов России в информационной сфере
и противодействии угрозам этим интересам.
В то же время теоретическое осмысление данного направления
деятельности государства еще только начинается. Увеличивается количество
публикаций, так или иначе затрагивающих вопросы формирования и реализации
государственной политики в информационной сфере. При этом практически
отсутствуют работы обобщающего характера, что существенно затрудняет
решение практических задач разработки и реализации государственной
информационной политики. До сих пор остаются неопределенными ее предметная
область, цели, принципы и методы реализации. Это проявляется в ходе
обсуждения данной проблематики на «круглых столах», научно-практических
конференциях и семинарах.
Проблема теоретического осмысления и обоснования государственной
информационной политики является особенно острой для развивающихся стран,
для государств бывшего Советского Союза, которые в одночасье поменяли
политическую, экономическую и социальную структуру общества, представление
о роли и месте государства в обществе, о политических друзьях и
противниках. При этом они сохранили и еще длительное время будут сохранять
«пережитки советского прошлого» - «советский» менталитет и некоторые
«советские» духовные ценности, которые далеко не всегда способствуют
повышению конкурентоспособности общества в современных условиях.
Теория государственной информационной политики призвана предложить
теоретический и методологический аппарат осуществления аналитической и
прогностической деятельности в этой области знаний. В разработке ряда
аспектов этой теории уже получены определенные результаты, существенно
облегчающие решение задачи, поставленной в предлагаемой работе, -
определения сущности, содержания и форм государственной информационной
политики.
Книга может быть рекомендована специалистам, научным работникам,
аспирантам, занимающимся проблематикой формирования и реализации
государственной информационной политики, а также всем, кто интересуется
вопросами роли и места государства в развитии политического сознания и
формировании общественного мнения.

Содержание

| |Предисловие редакторов серии |4 |
| |Предисловие автора |5 |
| |Введение |11 |
|1 |Сущность государственной информационной политики |15 |
|1.1. |Общие положения |15 |
|1.2. |Политика |18 |
|1.3. |Информационная политика |26 |
|1.3.1.|Основные объекты информационной политики |27 |
|1.3.2.|Предмет информационной политики |30 |
|1.4. |Государственная информационная политика |33 |
| |Выводы |43 |
|2. |Содержание государственной информационной политики |45 |
|2.1. |Цель государственной информационной политики |45 |
|2.2. |Задачи государственной информационной политики |47 |
|2.2.1.|Формирование системы ценностных ориентиров общественного|48 |
| |развития | |
|2.2.2.|Информационное обеспечение государственной политики |49 |
|2.2.3.|Информационное противоборство |51 |
|2.2.4.|Классификация задач государственной информационной |53 |
| |политики | |
|2.3. |Принципы государственной информационной политики |54 |
|2.4. |Направления государственной информационной политики |58 |
|2.4.1.|Содействие формированию системы ценностных ориентиров |59 |
| |общественного развития | |
|2.4.2.|Информационное обеспечение государственной политики |63 |
|2.4.3.|Политическое информационное противоборство |68 |
| |Выводы |71 |
|3. |Формы государственной информационной политики |73 |
|3.1. |Правовая форма государственной информационной политики |73 |
|3.1.1.|Общие положения |73 |
|3.1.2.|Нормативно-правовая форма государственной информационной|74 |
| |политики | |
|3.1.3.|Законодательная форма государственной информационной |77 |
| |политики | |
|3.2. |Организационная форма государственной информационной |78 |
| |политики | |
|3.2.1.|Организационная структура системы руководства и |78 |
| |управления реализацией государственной информационной | |
| |политикой | |
|3.2.2.|Организационные формы осуществления мероприятий |80 |
| |государственной информационной политики | |
|3.2.3.|Обеспечение реализации государственной информационной |90 |
| |политики | |
| |Выводы |91 |
|Приложение 1. Приоритетные научные проблемы теории |94 |
|государственной информационной политики | |
|Приложение 2. Основные понятия, используемые в работе |96 |

Contents

| |Preface of the editors |4 |
| |Preface of the author |5 |
| |Introduction |11 |
|1 |Substance of state information poliсу |15 |
|1.1. |Common things |15 |
|1.2. |Poliсу |18 |
|1.3. |Information poliсу |26 |
|1.3.1.|Basic subjects of information policy |27 |
|1.3.2.|Object of information policy |30 |
|1.4. |State information policy |33 |
| |Conclusions |43 |
|2. |Main target of state information policy |45 |
|2.1. |Tasks of state information policy |45 |
|2.2. |Goals of state information policy |47 |
|2.2.1.|Formation of system of social development values |48 |
|2.2.2.|Information provision of the state policy |49 |
|2.2.3.|Information counter activities |51 |
|2.2.4.|Classification of the objectives of the state |53 |
| |information policy | |
|2.3. |Principles of state information policy |54 |
|2.4. |Directions of state information policy |58 |
|2.4.1.|Promotion of the formation of social development |59 |
| |values | |
|2.4.2.|Information provision of state policy |63 |
|2.4.3.|Information counter activities |68 |
| |Conclusions |71 |
|3. |Forms of state information policy |73 |
|3.1. |Statute and legal forms of state information policy |73 |
|3.1.1.|Common things |73 |
|3.1.2.|Legal form of state information policy |74 |
|3.1.3.|Statute form of state information policy |77 |
|3.2. |Organizational form of state information policy |78 |
|3.2.1.|Organizational structure of the control's system of |78 |
| |state information policy | |
|3.2.2.|Organizational forms of the implementation of state |80 |
| |information policy | |
|3.2.3.|Provision of implementation of the information policy|90 |
| |Conclusions |91 |
| |Annex 1. Priority scientific problems of the theory |94 |
| |of state information policy | |
| |Annex 2. Basic terms of the stuff |96 |

Введение

Два обстоятельства придают государственной информационной политике
особый общественный интерес.
Во-первых, объективная необходимость определения роли и места нового
демократического российского государства в процессах становлении и развитии
информационной сферы общества как одной из интенсивно развивающихся и
системообразующих областей общественной жизни. Эта сфера охватывает
процессы массовой коммуникации как на национальном, так и на глобальном
уровне, распространения массовой информации, доступа к ней граждан,
развития культуры и, как следствие, - духовного развития общества, создания
и распространения современных информационных технологий, возникновения и
развития глобальной информационной инфраструктуры, интенсификации
международного культурного обмена и взаимовлияния культур на общественное
развитие.
Информационная сфера российского общества переживает непростые
времена.
С одной стороны, в результате развала СССР и образования новой
демократической России произошли революционные изменения в области духовных
ценностей. Впервые Конституция Российской Федерации закрепила особое
положение прав и свобод человека, которые стали высшей общественной
ценностью, «определяющей смысл и содержание деятельности государства», а
сами права и свободы получили твердые государственные гарантии. По существу
заново начал формироваться институт гражданского общества, который должен
занять свое достойное место в структуре общества. На смену монополии одной
партии пришло «партийное многообразие», сопровождавшееся идеологическим
разнообразием при полном политическом бессилии. Государство существенно
сократило компетенцию в области экономики и духовной жизни общества,
расширив возможности самодеятельности граждан, их нравственного и
политического самоопределения, развития политического плюрализма и
веротерпимости.
С другой стороны, становление нового уклада жизни российского общества
сопровождается разрушением определенной части сформированных ранее
стереотипов общественного, в том числе политического, сознания,
определявших мировоззрение граждан, правила реализации межличностных,
групповых и иных социальных отношений. Подверглись «эрозии» основные
культурные и нравственные ценности, национальные обычаи и традиции,
составляющие культурное своеобразие российского народа, культура речи,
общественные механизмы воспитания подрастающего поколения и просвещения
населения, создающие духовный фундамент жизни общества.
Изменились представления России об окружающем мире. Она вынуждена
заново выстраивать отношения с зарубежными государствами, привыкать к тому,
что ее роль и влияние на международную жизнь существенно отличаются от тех,
которые были свойственны СССР. Возникла необходимость заново осознавать
место России в международных отношениях.
Процесс трансформации российского общества и государства по времени
совпал с переходом передовых в экономическом отношении стран к
постиндустриальной фазе развития. Эта фаза характеризуется, в частности,
глобализацией процессов социально-политического и экономического развития
общества, появлением новых субъектов национальной и международной политики
(международных террористических организаций, религиозных организаций,
национальных экстремистов и др.). Это обусловило превращение информационной
сферы в арену жесткой конкуренции между субъектами российской политики,
заинтересованными в реализации своих представлений о рациональных путях
разрешения наиболее острых проблем общественного развития. Победитель в
этой конкурентной борьбе получает доступ к использованию (для достижения
своих политических целей) государственных ресурсов и аппарата. Это борьба
за идейное влияние на общество, за общественную поддержку и, в конечном
итоге, - за государственную власть, за политическую самореализацию.
Вторым обстоятельством, обусловливающим общественный интерес к
государственной информационной политике, является масштабность задач
социально-экономического развития страны, поставленных перед обществом в
начале XXI века руководством России. Эти задачи связаны с укреплением
российского государства как мощной мировой державы, имеющей свои
геополитические интересы и геополитические ресурсы для их удовлетворения.
Выполнение этих задач, как показывает опыт зарубежных стран, неизбежно
связано с активной деятельностью государства в национальной и международной
информационных сферах, с расширением взаимодействия с гражданским
обществом, с международной общественностью. Определенная политическая
аморфность российского общества сделала российское государство, по
существу, единственным субъектом политической жизни, который может и должен
взять на себя ответственность за развитие общества, в том числе его
информационной сферы.
Влияние информационной сферы на социальную стабильность общества, его
духовное развитие, особая «чувствительность» общества к деятельности в этой
сфере органов государственной власти, значительная активность в попытках
оказания влияния на развитие российского общества со стороны некоторых
политических сил зарубежных государств предопределили большой интерес к
формированию государственной политики в информационной сфере, часто
обозначаемой понятием «государственная информационная политика».
Государственная информационная политика как объект научного
исследования только начинает осознаваться специалистами. Усилиями
Беглова С.И., Модестова С.А., Коновченко С.В., Попова В.Д., Панарина И.Н.,
Нисневича Ю.А., Кара-Мурзы С., Тавокина Е.П., Шевченко А.В.,
Галумова Э.А.[1] и некоторых других создан научный задел для исследования
различных аспектов этого сложного явления политической жизни общества.
Однако данного задела явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить
потребности государственных служащих и представителей гражданского общества
в обоснованных предложениях по формированию и реализации государственной
информационной политики. Остаются нерешенными вопросы определения
содержания данной деятельности, ее целей, принципов, задач и направлений,
форм реализации. В связи с этим развитие теории государственной
информационной политики становится одной из наиболее актуальных проблем
политической науки. В настоящей книге предлагается подход к постановке и
решению некоторых актуальных вопросов построения основ такой теории.
Книга включает три основных раздела и приложения.
В первом разделе предлагается подход к определению сущности
государственной информационной политики, базирующийся на авторском тезисе о
том, что основным сущностным качеством политики является борьба субъектов
политики за право использования ресурсов публичной власти для реализации
своих представлений о наиболее острых проблемах общественного развития и
путях их решения. Исходя из этого, сформулированы положения о двух
измерениях государственной информационной политики и ее сущности -
общественном и субъектном.
Во втором разделе предложены методологические подходы к раскрытию
содержания государственной информационной политики через ее цели, задачи,
принципы и направления. Показано, что основными направлениями
государственной информационной политики являются формирование системы
ценностных ориентиров общественного развития, информационное обеспечение
государственной политики и информационное противодействие вызовам и
угрозам, связанным как с субъективными, так и с объективными факторами
общественного существования и развития.
В третьем разделе книги предложен подход к раскрытию форм
государственной информационной политики, среди которых в качестве основных
выделены правовая и организационная формы.
В приложении приведены перечень приоритетных научных проблем теории
государственной информационной политики и основные понятия, используемые в
работе.
Автор считает своим приятным долгом выразить огромную признательность
ректору МГУ имени М.В.Ломоносова В.А.Садовничему и директору Института
проблем информационной безопасности МГУ имени М.В.Ломоносова В.П.Шерстюку
за научную поддержку данной работы, без которой выпустить ее в свет было
бы невозможно.
Трудно переоценить вклад в подготовку книги к изданию заместителя
директора Института проблем информационной безопасности МГУ имени
М.В.Ломоносова В.В.Ященко и профессора Государственного университета печати
С.В.Коновченко, ценные замечания которых помогли избавить материал от
значительного количества недостатков и ошибок.
Книга будет полезна специалистам, научным работникам, аспирантам,
занимающимся проблематикой формирования и реализации государственной
информационной политики, а также всем, кто интересуется вопросами роли и
места государства в развитии политического сознания и формировании
общественного мнения.

1. Сущность государственной информационной политики


1.1. Общие положения

Понятие «сущность»[2] обозначает то главное, заключенное в предмете
(явлении) основание (его ключевые качества), которое определяет
закономерности всех изменений, происходящих в нем при взаимодействии с
другими предметами. Раскрытие сущности заключается в выявлении как этих
ключевых качеств рассматриваемого предмета, так и закономерностей их
трансформации в его содержание и форму.
Исходя из этого, определение сущности государственной информационной
политики должно позволить выявить ее ключевые качества как
самостоятельного и весьма важного явления социальной и политической жизни
общества, определить некоторые закономерности их проявления в содержании и
форме данной политики.
Ученые и специалисты уже уделили определенное внимание решению этой
проблемы, предлагая дефиниции государственной информационной политики или
выделяя те качества государственной информационной политики, которые
представляются им весьма важными, ключевыми для понимания ее сущности.
Так, В.Д.Попов определил государственную информационную политику как
«особую сферу жизнедеятельности людей (политиков, ученых, аналитиков,
журналистов, слушателей, читателей и т.д.), связанную с воспроизводством и
распространением информации, удовлетворяющей интересам государства и
гражданского общества, и направленную на обеспечение творческого,
конструктивного диалога между ними и их представителями»[3]. Из этого
определения следует, что основным объектом государственной информационной
политики является «воспроизводство и распространение информации,
удовлетворяющей интересам государства и гражданского общества», предметом -
«обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их
представителями», а субъектами - люди (политики, ученые, аналитики,
журналисты, слушатели, читатели и т.д.). Естественно возникает вопрос - где
здесь государственная политика? Судя по составляющим рассматриваемого
термина, основным субъектом этой политики должно быть государство, а именно
о нем в определении ничего не сказано.
Комитет по информационной политике и связи Государственной Думы
Российской Федерации в Концепции государственной информационной политики[4]
предложил рассматривать государственную информационную политику как
«совокупность целей, отражающих национальные интересы России в
информационной сфере, стратегических направлений (задач) их достижения и
системы мер, их реализующих». Судя по данному определению, объектом
государственной информационной политики являются цели, отражающие
национальные интересы России в информационной сфере. Предмет и субъект
политики не указаны. Эти цели закреплены в Доктрине информационной
безопасности Российской Федерации, утвержденной в 2000 году Президентом
Российской Федерации[5]. Если следовать логике составителей Концепции, то
объектом государственной информационной политики являются основные
положения данного политического документа Президента Российской Федерации,
предметом - их реализация, а субъектами - все субъекты реализации Доктрины
информационной безопасности Российской Федерации. При всей кажущейся
стройности такого подхода, он обладает, как минимум, двумя недостатками.
Во-первых, он не согласуется с принятой политической практикой. В
рамках этой практики деятельность государства по реализации тех или иных
положений Доктрины может осуществляться как в рамках самостоятельных
направлений государственной информационной политики (например,
государственной политики развития информационного общества в Российской
Федерации[6]), так и в других областях деятельности государства (например,
защита прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере).
В-вторых, это противоречит широко распространенному мнению
специалистов о том, что государственная информационная политика в
значительной степени связана с проблематикой средств массовой информации.
Так, С.В.Коновченко[7], рассматривая вопросы государственной информационной
политики, основное внимание сосредотачивает на отношении публичной власти и
средств массовой информации и коммуникации (СМИК). Аналогичной позиции
придерживается С.Г.Колесник, президент Фонда развития информационной
политики. Данный вывод следует из ее понимания «ключевой задачи
информационной политики в России» - «организация единого информационного
пространства страны, которое позволит услышать голос всех основных групп
общества, всех регионов нашего государства со всеми бедами, чаяниями и
достижениями, которое создаст условия для процесса демократического
выражения и согласования частных интересов и будет работать на успешное
развитие целого»[8].
Такое же мнение о государственной информационной политике у бывшего
заместителя Предс