Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.issp.ac.ru/univer/astro/vi97us_w.html
Дата изменения: Wed Apr 11 18:10:51 2001 Дата индексирования: Tue Oct 2 06:21:18 2012 Кодировка: koi8-r |
САО РАН, Буково, 22-28 октября 1997 г. SAO, Bukovo, October 22-28, 1997. Теоретический тур. Условия задач, 8-10 класс Problems to solve, 8-10 Form Text of these problems is available in English too. 1. Две звезды имеют одинаковые абсолютные величины. Одна из них в тысячу раз дальше другой, каково различие в их видимых ве- личинах? У какой звезды видимая величина больше? 2. Что увидел бы наблюдатель, находившийся на Луне, глядя на Землю во время полного солнечного затмения на Соловецких островах (34њ45' в.д., 65њ01' с.ш.) в 5 часов утра 22 июля 1990 года? От- вет поясните рисунком. 3. Сутки на Марсе почти равны земным - всего на 2,5 % про- должительнее наших, а период его обращения вокруг Солнца - 687 наших суток. На сколько примерно на Марсе звёздные сутки короче средних солнечных? 4. В тот день, когда весь мир отмечал 40-летие запуска пер- вого искусственного спутника Земли (4 октября), Венера была неда- леко от положения восточной элонгации, её координаты приблизи- тельно составляли a = 15h20m, d = -22њ. Используя приведённые выше данные, примерно определите её координаты и расположение относительно Солнца в день запуска пер- вого спутника? Период обращения Венеры вокруг Солнца составляет 0,61521 тропического года. 5. Пусть наблюдатель находится на одной из планет Сириуса. Что там светит ярче - наше Солнце или звёзды ковша Большой Медве- дицы? 6. Будем говорить, что Солнце в Зените, если оно закрывает Зенит своим диском. Где такое можно видеть чаще - в Кито (широта 0њ) или в Сан-Паулу (широта -23,5њ)? Объясните.
Теоретический тур. Условия задач, 11-12 класс Problems to solve, 11-12 Form Text of these problems is available in English too. 1. Если звезда удаляется от Земли с большой скоростью, то будет ли она казаться горячее или холоднее, чем такая же, но практически неподвижная звезда? Объясните. 2. См. задачу 2. для 8-10 класса. 3. Представители одной очень нехорошей цивилизации с элемен- тами мании величия провели чудовищный эксперимент: они зверски разделили свою звезду на две равные части (изменения температуры и плотности вещества звезды при этом не произошло). Насколько из- менилась суммарная звёздная величина системы? 4. См. задачу 4. для 8-10 класса. 5. См. задачу 5. для 8-10 класса. 6. Какова разрешающая способность 6-метрового телескопа БТА в САО? Что её ограничивает? Объясните Ваши расчёты.
Наблюдательный тур. Условие проведения тура, 9-12 класс Rules of the Examination, 9-12 Form Процедура проведения наблюдательного тура воскрешала древние испытания воинов, чьё знание звёздного неба проверялось в лесу или при частично затянутом облаками небе. Каждый участник прово- дился через небольшую рощу. В трёх местах ему предлагалось узнать созвездия, видимые в просветах стволов и ветвей. Величины и ори- ентация просветов резко менялись: вначале - вид на северо-восток (Кассиопея, Персей, Возничий) и на юго-запад (Орёл, Дельфин и др.), затем - открытый южный горизонт и, наконец, вид на север с Медведицами и Драконом.
Практический тур. Условия задач, 9-12 класс Problems to solve, 9-12 Form Эффект Доплера, лучевая скорость и орбитальное движение Земли. Работа предусматривает несколько этапов. Количество и порядок их выполнения произвольны. Перед Вами (рис.1.) - маленький участок спектров трёх звёзд: Солнца, Арктура и Проциона - три графика зависимости интенсивно- сти излучения от длины волны (в ангстремах). Понижения интенсив- ности (то есть, линии поглощения) распадаются на две группы. Бо- лее узкие образовались на подходе лучей к телескопам, в земной атмосфере. Это линии поглощения кислорода. Особенно узки они в спектре Солнца, что вызвано более высокой разрешающей способно- стью солнечного телескопа. Более широкие линии поглощения железа и других металлов об- разовались в атмосферах звёзд, в самом начале пути лучей. Их глу- бина меняется от звезды к звезде - это связано с различной по- верхностной температурой этих звёзд. Но для Вас важно лишь то, что спектры звёзд сдвинуты по длине волны относительно спектра Солнца. . Объясните эти сдвиги качественно. .. Оцените геоцентрические лучевые скорости Арктура и Проциона. ... Дайте простейшую схему взаимного движения Солнца, Земли и звёзд. .... Исходя из полученных данных, оцените скорость дви- жения Земли по орбите. Можно воспользоваться картой звёздного неба и учесть гелиоцентрические (Vc) ско- рости Арктура (-5,5 км/с) и Проциона (-3,3 км/с).