Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.intsys.msu.ru/study/magistr/courses/01_%CE%E1%F3%F7%E0%FE%F9%E8%E5%20%F1%E8%F1%F2%E5%EC%FB.doc
Дата изменения: Thu Jun 9 21:56:00 2011
Дата индексирования: Thu Feb 27 22:31:17 2014
Кодировка: koi8-r


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


теория интеллектуальных систем и приложения


Направление подготовки


МАТЕМАТИКА И КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ



Профиль подготовки


Квалификация (степень) выпускника


магистр
(бакалавр, магистр, дипломированный специалист)

Форма обучения
Очная

(очная, очно-заочная и др.)





г.__________ - 200____ г.


1. Цели освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины (модуля) "Обучающие системы" являются:
знакомство с теорией и методами создания компьютерных обучающих
систем и обучающих сред, формирование математической культуры студента,
фундаментальная подготовка по дополнительным вопросам теории
интеллектуальных систем, овладение современным математическим аппаратом для
дальнейшего использования при решении теоретических и прикладных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.
Теория обучающих систем относится к вариативной части цикла
профессиональных дисциплин. Для её успешного изучения необходимы знания и
умения, приобретенные в результате освоения курсов по дискретной
математике, автоматам, программированию и др.
Знание основ теории обучающих систем является важной частью общей
математической культуры выпускника. Эти знания необходимы как при
проведении теоретических исследований в области использования компьютера в
обучении, так и при решении практических задач по их созданию в
разнообразных прикладных областях, таких как информатика, программирование,
др.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины (модуля): ОК-6, ОК-8, ОК-10, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6,
ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-19, ПК-
20, ПК-21, ПК-23, ПК-27, ПК-29.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1. Знать: основные понятия из рассматриваемых разделов теории
обучающих систем, их типологию и области применимости, определения и
свойства математических объектов, используемых в этих областях,
формулировки утверждений, методы их доказательства, возможные сферы их
приложений.
2. Уметь: решать задачи теоретического и прикладного характера,
относящиеся к разделам рассматриваемой теории, доказывать утверждения,
строить модели объектов и понятий.
3. Владеть: математическим аппаратом и прикладным аппаратом теории
обучающих систем, методами доказательства утверждений в этих областях.

4. Структура и содержание дисциплины "Обучающие системы".

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2-3 зачетных единицы.

|? |Раздел |Се|Нед|Виды учебной |Формы |
| |дисциплины |ме|еля|работы, включая |текущего |
| | |ст|сем|самостоятельную |контроля |
| | |р |ест|работу студентов |успеваемости |
| | | |ра |и трудоемкость (в| |
| | | | |часах) |(по неделям |
| | | | | |семестра) |
| | | | | |Форма |
| | | | | |промежуточной|
| | | | | |аттестации |
| | | | | |(по |
| | | | | |семестрам) |


| | | |Лек |Сем |Сам |Сумм |
| |1 |Вводная лекция - общие вопросы, история проблемы, терминология,
задачи. |2 |1 |2 | |2 |4 | | |2 |Программированное обучение. Модели
Скиннера и Кроуфорда. |2 |2 |2 | |2 |4 | | |3 |Обучение компьютеров -
модель Ф.Розенблатта «Персептрон». Образовательные аспекты
исследовательских программ- «Мемех» и «Xandu» |2 |3 |2 | |2 |4 | | |4
|Cовременное образование в контексте социодинамики культуры. Проблема
точного знания. |2 |4 |2 | |2 |4 | | |5 |Идея гипертекста и его реализация
- плюсы и минусы гипертекста в обучающих системах |2 |5 |2 | |2 |4 | | |6
|Персональный компьютер-расширение возможностей в обучении и образовании.
Типология упражнений и типологоия обучающих систем. |2 |6 |2 | |2 |4 | | |7
|Стандарты AICC, SCORM и их поддерживающие платформы, |2 |7 |2 | |2 |4 | |
|8 |Экспертные системы. Подходы к их созданию и проблемы контента.
Экспертные системы в образовании. |2 |8 |2 | |2 |4 | | |9 |Примеры
промышленных обучающих систем. Проект «IDEA» и его реализация.. |2 |9 |2 |
|2 |4 | | |10 |Автоматное моделирование процесса обучения |2 |10 |2 | |2 |4
| | |11 |Автоматное моделирование процесса обучения(продолжение) |2 |11 |2
| |2 |4 | | |12 |Проблемы создания обучающих систем в точных и гуманитарных
областях знаний.. |2 |12 |2 | |2 |4 | | |13 |Интернет и образование.
Дистанционное обучение-цена вопроса и качества.. |2 |13 |2 | |2 |4 | | |14
|Гуманитарный(общечеловеческий) аспект математики. Человеческий и машинный
аспекты обучения. От обучающих систем к обучающим средам. |2 |14 |2 | |2
|4 | | |15 |Идея информационно-познавательной среды и возможности ее
реализации. |2 |15 |2 | |2 |4 | | |16 |Проблема содержания - план
пропедевтического курса «Введение в точное знание». |2 |16 |2 | |2 |4 | |
| | | | | | | | |Экзамен | |

5. Образовательные технологии: активные и интерактивные формы.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-
методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
В течение семестра студенты разбирают и решают задачи, указанные,
разбирают и повторяют основные понятия и утверждения, изложенные на
лекциях.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) основная литература:

1. Кудрявцев В.Б., Алисейчик П.А., Вашик К., Кнап Ж., Строгалов А.С,
Шеховцов С.Г. «Компьютерные обучающие системы» , Интеллектуальные системы,
т.10 вып.1-4, М.,2006 г.
2. Кудрявцев В.Б., Алешин С.В., Подколзин А.С. «Введение в теорию
автоматов»,М., Наука,1985 г.
3. Строгалов А.С., Шеховцов С.Г., Мышление, язык и интеллектуальное
образование, «Интеллектуальные системы», т.3,вып.3-4,М.,1998
4. Тиффин Д., Раджасингам Л. «Что такое виртуальное обучение», М.,
Информатика и образование, 1999 г.
5. Кудрявцев В.Б., Гасанов Э.Э., Подколзин А.С. Введение в теорию
интеллектуальных систем. - М.: Изд-во ф-та ВМиК МГУ, 2006.
6. Мейер Д. Теория реляционных баз данных. - М.: Мир, 1987.
7. Гасанов Э.Э., Кудрявцев В.Б. Теория хранения и поиска информации.
- М.: «Физматлит», 2002.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: необходим быстрый
доступ в Интернет.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Аудитории для лекций и практических занятий (с необходимым техническим
оснащением). Наличие рекомендованной литературы. Наличие электронных версий
методических материалов для самостоятельной работы.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом
рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки

Автор: доцент кафедры математической теории интеллектуальных систем
механико-математического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова к.ф.-м.н.
А. С. Строгалов.

Рецензент: с.н.с кафедры математической теории интеллектуальных систем
механико-математического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова к.ф.-м.н.
П. А. Алисейчик.

Программа одобрена на заседании
(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)
от ___________ года, протокол ? ________.
-----------------------
2