Нанотехнологии —прорыв в будущее
Все хорошее когда-нибудь заканчивается. 27 июня 2007 г. были подведены итоги I Всероссийской Интернет-олимпиады «Нанотехнологии — прорыв в будущее!», поддержанной инновационным образовательным проектом МГУ и исследовательским центром компании «Самсунг». Победители и призеры получили денежные призы и подарки от спонсоров в общей сложности на сумму в 200 тысяч рублей. Но не в деньгах счастье! Главный результат — новые знания и опыт, полученные участниками. Поздравляем еще раз всех, кто принял участие в олимпиаде! Спасибо за ваши решения и волю к победе.
Церемония закрытия олимпиады 27 июня проходила в Зале заседаний Ученого совета МГУ под председательством ректора академика В.А. Садовничего, в присутствии членов Российской академии наук, ученых, преподавателей, профессоров МГУ, представителей инновационных компаний, работающих в сфере нанотехнологий, а также средств массовой информации. Зал вместил около 50 человек, первый репортаж о событии был дан информационным партнером сайта «Нанометр» порталом NanoNewsNetwork.
Вторая Интернет-олимпиада по нанотехнологиям состоится в марте–апреле 2008 гг. в новом улучшенном формате (сроки и формат пока еще официально не установлены). Этот вопрос обсуждался 3 июля 2007 г. на заседании Научно-координационного совета по нано- и биотехнологиям МГУ.
Текст речи ректора МГУ академика В.А. Садовничего, прозвучавшей на церемонии закрытия Интернет-олимпиады «Нанотехнологии — прорыв в будущее!»:
«…Развитие нанотехнологий в России, как и во всем мире, приобретает все большее значение. На мой взгляд, это связано с тем, что нанотехнологии — качественно новый скачок в нашем научном мировоззрении и будущих технических достижениях. С развитием науки и техники именно сейчас становится возможным увидеть сверхмалые объекты и даже манипулировать ими. Это дает мощнейший толчок к фундаментальному пониманию давно известных, а также вновь открываемых химических и физических процессов, что до этого делалось часто лишь умозрительно. Поэтому «нанонаука» — это, фактически, новая парадигма исследований. …Именно такой подход может привести и уже начинает приводить к новым открытиям и революционным устройствам. Можно с уверенностью сказать, что XXI век будет веком наноматериалов и нанотехнологий.
В то же время, нанотехнологии — это не обособленная область знаний, это продукт классической химии, физики, механики, информатики, биологии и т. д. …Cоздание новых нанотехнологий — это борьба и гигантский труд. Очевидно, что научно-исследовательские работы не могут возникнуть на пустом месте. Они должны быть ассоциированы как с российскими ведущими научными школами, так и с воспроизводством научных кадров, то есть фактически с комплексом мер по совершенствованию российского образования. … Образовательная составляющая в области нанотехнологий должна присутствовать и, ни в коем случае, не отрицать достижений других наук, а, напротив, опираться на них для своего планомерного развития.
Московский университет на протяжении ряда лет успешно развивает исследования в области наноматериалов. Нам удается не только создавать оригинальные курсы лекций в лучших традициях классического университетского образования, но и проводить фундаментальные и прикладные исследования с использованием самого современного научного оборудования. Конечно, в этой многоплановой, междисциплинарной области невозможно предложить блестящие идеи, основываясь лишь на старых знаниях и старом менталитете научного исследования. В области нанотехнологий невозможно победить и стать успешным и конкурентоспособным лишь на одном желании и удаче. Создать новые наноматериалы и устройства невозможно с использованием только отработанных годами традиционных подходов. Но университетский дух является тем катализатором, который помогает реализовать уникальные экспериментальные находки, поскольку для нанотехнолгий, как нигде и никогда, жизненно необходимо уникальное сочетание фундаментальных знаний, современных навыков научной работы, молодой энергии, умения нетривиально мыслить и нетривиально действовать.
Московский университет уже второй год проводит подготовку принципиально новых, инновационных образовательных программ, которые призваны дать толчок к профессиональной подготовке новой генерации исследователей, которые будут всесторонне подготовлены к развитию нанотехнологий в нашей стране и коммерциализации полученных научных и прикладных разработок. Это еще одна, может быть, самая важная, самая острая, самая востребованная сейчас и в ближайшем будущем область деятельности для МГУ и других вузов, развитие которой оправдывает любые вложенные в нее усилия и средства. Проведенная нами Интернет-олимпиада — наглядный и очень полезный результат инновационного образовательного проекта МГУ, показавший эффективность новых образовательных подходов, которые и дальше нужно всемерно развивать.
Подчас самое лучшее средство найти таланты — это честное соревнование. В этом году Московский университет впервые провел Всероссийскую Интернет-олимпиаду «Нанотехнологии — прорыв в будущее!», целью которой было вовлечение молодых людей, талантливых исследователей в инновационные процессы в области наноматериалов и нанотехнологий. В жюри олимпиады были включены видные ученые и специалисты в области наноматериалов и нанотехнологий, члены Российской академии наук, профессора МГУ, руководители инновационных компаний. Реализация идеи олимпиады стала возможной благодаря созданию в рамках инновационного проекта МГУ универсального Интернет-портала www.nanometer.ru, который и послужил отправной точкой для всех, кто принял участие в этой необычной олимпиаде.
Я думаю, что в целом олимпиада прошла вполне успешно, особенно для ее участников, которые узнали для себя много нового, иногда совершенно неожиданного и поэтому еще более ценного для их самообразования. В этом отношении оказался верен старый принцип, что главное — не победа, а участие. Победителей же и призеров я от лица Московского университета сердечно поздравляю с успешным решением сложных задач, а всем участникам, независимо от занятого места, желаю дальнейших творческих успехов и новых побед».
Оргкомитет олимпиады 13 Июля 2007 года
|