Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.imk.msu.ru/Events/chairs.html
Дата изменения: Thu Sep 8 01:51:29 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:27:47 2012
Кодировка: Windows-1251
Институт мировой культуры МГУ. Заседания ИМК
 

Заседания ИМК

28.04.2011

Состоялось заседание ИМК МГУ, на котором выступил М. В. Дмитриев с докладом

Парадоксы 'Святой Руси'.
Византийские традиции и 'русскость' в культуре Руси и России

Точкой отталкивания в докладе станет анализ представлений (дискурсов) о 'Святой Руси' в культуре Московского государства и фольклоре 18-19 вв. Суть дела в том, что дискурс Святой Руси, вопреки видимости, не есть этнический дискурс. Более того, анализ источников показывает, что и представления о 'русскости' в текстах допетровского времени чаще всего 'внеэтничны'. Что за этим стоит и каково было влияние этого фактора на развитие русского национального самосознания в имперский период?

В контексте обращения к этому вопросу меня будет интересовать тема различий между западнохристианской и восточнохристианской до-модерными традициями в том, что касается формирования и эволюции протонациональных, этнонациональных и национальных представлений. Я попробую обосновать тезис о том, что различия в этом отношении между православными и западнохристианскими средневековыми культурами довольно велики - но вовсе не в том смысле, в каком обыкновенно эти различия мыслятся в научной и вненаучной среде, где широко распространено мнение, что православные традиции способствуют этническому национализму много больше, чем традиции западного христианства. 'Византийский фактор', видимо, стал главной причиной, породившей специфику древнерусской и старомосковской ситуации. Иначе говоря, можно утверждать, что традиционно-византийское православие препятствовало развитию этнических 'протонационализмов'. Этот тезис стал одним из результатов исследовательского проекта ' Confessiones et nationes' , который осуществляется с 2003 года Центром украинских и белорусских исследований МГУ в сотрудничестве с рядом российских и зарубежных научных центров.

Точкой отсчета в нашей работе стало сомнение в адекватности господствующих представлений о 'национальном' и 'этническом' в их отношении к христианству. Нам очень привычно и просто думать о современном мире и его истории в категориях 'нация', 'этнос', 'этничность', 'национальность', 'национализм', 'национальное' государство как не противоречащих христианству. Принимается, что стоящие за этими понятиями реалии универсальны, 'естественны' для человеческих сообществ, по крайней мере - для сообществ настоящего времени и прошлых веков. Соответственно, считается, что универсалистские тенденции христианства не могли не уступить и, в самом деле, уступили "естественной" потребности человеческого общества мыслить себя разделенным на "нации".

Но с самом ли деле 'этничность' и 'национальные' культуры - 'естественные' формы связей в человеческих сообществах? Не противоречит ли строго исторический и - особенно! - историко- сравнительный подход утвердившемуся в гуманитарных науках догмату, что нация и этничность суть универсальные естественно -исторические феномены?

Сомнения в универсальности и "естественности" этнонациональных представлений возникают в двух контекстах. Во-первых, тогда, когда мы обращаемся в истории национализмов и представлений о национальном и этническом вне Европы, выясняется, что национализм и соответствующие системы представлений не зарождались самостоятельно и как бы 'спонтанно' нигде, кроме Европы (а может быть - кроме одной лишь "латинской" Европы). Во-вторых, проблема заявляет о себе и при изучении истории византийско-славянских культур. Их опыт позволяет предположить, что в Византии (и, отчасти, в странах 'Византийского содружества') дискурсы, касающиеся этнического и 'национального', формировались и развивались по меньшей мере не так , как аналогичные (но вовсе не тождественные) дискурсы в культуре западного христианства. Видимо, в средневековом католицизме присутствовало (а в средневековом православии отсутствовало) нечто, что способствовало развитию этнонациональных дискурсов на христианском Западе и препятствовало их возникновению и усвоению на христианском Востоке.

Михаил Владимирович Дмитриев — профессор кафедры истории южных и западных славян, директор Центра украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ. Всемирно известный специалист по истории религиозной жизни и взаимоотношению конфессий эпохи позднего средневековья. Автор более более 100 научных статей и четырех книг (Дмитриев М.В. Православие и Реформация. Реформационные движения в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI века. М ,1990; Dmitriev M. Dissidents russes. I-II. Baden-Baden: V. Koerner-Verlag, 1998 (=Bibliotheca dissidentium. Repertoire des non-conformistes religieux des seizieme et dix-septieme siecles. Vol . XIX - XX ); Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М.: Издательство МГУ, 2003).

_____________________________________________________________
15.09.2010

состоялись:

Презентация книги Ю. М. Лотмана и доклады:

  • Вяч. Вс. Иванов — вступительное слово
  • Ст. научный сотрудник Таллиннского университета Т. Д. Кузовкина — История издания книги Ю. М. Лотмана 'Непредсказуемые механизмы культуры'
  • И. А. Пильщиков — Книга 'Непредсказуемые механизмы культуры'
    в контексте идей раннего и позднего Лотмана
  • Ректор Таллиннского университета профессор Рейн Рауд — Dolce stil nuovo: опыт синтетического культурологического анализа.

Презентация двух томов книги В. Н. Топорова 'Мировое дерево'
и новых томов 'Избранных трудов по семиотике и истории культуры' Вяч. Вс. Иванова (тт. 6, 7: История науки).

15.00—17.00:
Cобрание сотрудников Института и обсуждение плана развития ИМК
Доклад нового зав. отделом и зам. директора ИМК А.лексея Михайловича Лидова по его работам о иеротопии и образам-парадигмам

_____________________________________________________________
12.09.2007

С докладом «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОКУМЕНТАЦИИ МАЛЫХ ЯЗЫКОВ: АРЧИНСКИЙ И ХИНАЛУГСКИЙ ЯЗЫКИ» выступили А. Е. Кибрик, М. А. Даниэль, А. В. Архипов
 
Доклад был посвящен проекту по документированию нескольких малых языков России и СНГ и проиллюстрирован электронными и видеоматериалами, созданными в ходе проекта.

_____________________________________________________________
26.06.2007

Состоялся доклад Вяч. Вс. Иванова "Проблемы взаимодействия культур Малой Азии в древности".

_____________________________________________________________
19.06.2007

Очередное заседание семинара 'Символический язык христианской культуры'. Доклад О. С. Воскобойникова "Мир земной и мир небесный в научной мысли Южной Италии XIII века".

_____________________________________________________________
11.05.2007

На заседании семинара "Символический язык христианской культуры" отдела христианской культуры состоялся доклад В. В. Петрова "Кифара и псалтерий в спекулятивной органологии Античности и раннего Средневековья".

_____________________________________________________________
22.03.2007

Состоялось очередное заседание семинара "Вести с полей". Выступили О. А. Казакевич (НИВЦ МГУ), Л. М. Захаров (филфак МГУ), Д. М. Вахонева, Е. А. Карвовская, Е. А. Ренковская (ИЛ РГГУ) с докладом "От озер Заполярья до Подкаменной Тунгуски".

_____________________________________________________________
22.02.2007

Состоялось очередное заседание семинара "Вести с полей". Выступила Т. Б. Агранат с докладом "По следам экспедиций М. А. Кастрена. Часть первая".

_____________________________________________________________
05.02.2007

Состоялась презентация книги 'На меже меж Голосом и Эхом'. Сборник статей в честь Татьяны Владимировны Цивьян.
На сайте можно ознакомиться с книгой, а также посмотреть фотографии с презентации сборника.

_____________________________________________________________
13.12.2006

В рамках заседания ИМК был проведен круглый стол "Рай как символ в христианской культуре"

_____________________________________________________________
14.11.2006

Программa:

  1. Презентация книги "Текст и комментарий. Материалы круглого стола к 75-летию Вяч. Вс. Иванова"
  2. Доклад Вяч. Вс. Иванова "Этрусский язык. Новые исследования".
  3. Разное (итоги 2006 г. и планы на 2007 г.)
_____________________________________________________________
27.05.2005

С докладом 'Ритуал освящения нового дома у семейских Укыра (опыт одной видеофиксации)' выступил ведущий научный сотрудник ИМК МГУ, доктор филологических наук В. Л. Кляус.

_____________________________________________________________

13.05.2005

С докладом 'Проблемы академического комментария к произведениям русской классики: (На материале "Домика в Коломне")' выступил главный научный сотрудник ИМК МГУ, доктор филологических наук М. И. Шапир.

_____________________________________________________________

28.04.2005

С докладом 'Новое в хурритской культуре (открытия на Ближнем Востоке: (Tel'Mozan-Urkesh, Ortakoy, Qatna)' выступил директор ИМК, академик РАН Вяч. Вс. Иванов.

_____________________________________________________________

21.04.2005

С докладом '"Intima mentis" Августина: где находится "глубина души"' выступала ведущий научный сотрудник ИМК, кандидат филологических наук Т. Ю. Бородай.

С докладом 'Благоверный Августин и пуническо-финикийская традиция в Северо-Западной Африке' выступал директор ИМК, академик РАН Вяч. Вс. Иванов.

_____________________________________________________________

24.02.2005

С докладом 'Стихотворение Пушкина "Пора, мой друг, пора": истина и контекст' выступала старший научный сотрудник ИМК, кандидат филологических наук Н. Н. Мазур.

_____________________________________________________________

17.02.2005

С докладом 'Мусульмане в иллюминированных хрониках крестовых походов' выступала ведущий научный сотрудник ИМК, доктор исторических наук С. И. Лучицкая.

_____________________________________________________________

21.01.2005

С докладом '"Невский проспект": в направлении прототекста' выступала старший научный сотрудник ИМК МГУ Л. О. Зайонц.

_____________________________________________________________

10.12.2004

С докладом 'Проблема зла в позднем платонизме' выступала ведущий научный сотрудник ИМК МГУ, кандидат филологических наук Т. Ю. Бородай.

_____________________________________________________________

29.10.2004

С докладом 'Суррогатная семья в Древнем Риме' выступал ведущий научный сотрудник ИМК МГУ, кандидат исторических наук А. Л. Смышляев.

_____________________________________________________________

23.06.2004

С докладом 'Смерть языка, двуязычие и функциональная ассиметрия мозга' выступал директор ИМК МГУ, академик РАН Вяч. Вс. Иванов.

_____________________________________________________________

23.04.2004

С докладом 'Гностицизм в контексте антропологии культуры' выступала ведущий научный сотрудник ИМК МГУ, доктор исторических наук М. К. Трофимова.

_____________________________________________________________

27.02.2004

С докладом 'Пушкин и Тютчев. К реконструкции литературных отношений' выступал старший научный сотрудник ИМК МГУ А. Л. Осповат.

_____________________________________________________________

20.02.2004

С докладом 'Морфология русского верлибра' выступал главный научный сотрудник ИМК МГУ, доктор филологических наук М. И. Шапир.

_____________________________________________________________

23.01.2004

С докладом 'Антропология поэзии' выступала ведущий научный сотрудник ИМК МГУ, кандидат филологических наук О. А. Седакова.

_____________________________________________________________

21.11.2003

С докладом 'Эстетика небрежности в поэзии Пастернака (Идеология одного идиолекта)' выступал главный научный сотрудник ИМК МГУ доктор филологических наук М. И. Шапир.

_____________________________________________________________
Институт мировой культуры МГУ ©2003-2007