Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.iisi.msu.ru/UserFiles/File/spconf2009/talks/sherstyuk.html
Дата изменения: Mon Apr 2 16:24:22 2012
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:11:43 2012
Кодировка: koi8-r
Актуальные научные проблемы информационной безопасности и противодействия терроризму

Пятая международная научная конференция по проблемам безопасности и противодействия терроризму

МГУ имени М. В. Ломоносова,
29 октября 2009 г.


Актуальные научные проблемы информационной безопасности и противодействия терроризму

В. П. Шерстюк,
помощник Секретаря Совета Безопасности РФ, директор Института проблем информационной безопасности МГУ, член-корреспондент Академии криптографии РФ

Прежде всего, хотел бы выразить искреннюю признательность всем вам за то, что вы откликнулись на наше приглашение и сегодня в очередной раз собрались здесь для обсуждения широкого круга проблем информационной безопасности и противодействия терроризму.

Предваряя основное содержание своего выступления, хотелось бы рассказать о тех событиях, которые произошли с момента предыдущей конференции, которые так или иначе связаны с ее основной тематикой.

Во-первых, к обсуждению данной проблематики сейчас подключилась Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, объединяющая более 50 государств мира, которая призвана быть важным инструментом раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, а также урегулирования кризисов и проведения постконфликтной реабилитаций. В подобном контексте обращение ОБСЕ, практикующей всеобъемлющий подход к вопросам безопасности и являющейся, по сути, «малой» ООН для Европы, к проблеме де-факто разворачивающейся гонки «информационных вооружений», представляется своевременным. Заинтересованность ОБСЕ по этой проблематике была подтверждена на совещании ОБСЕ по всеобъемлющему подходу к повышению кибербезопасности, которое прошло в Вене 17–18 марта 2009 года. Конечно, для государств-членов Европейского союза, государств-членов НАТО это вопрос не новый. Уже около 10 лет они в той или иной степени занимаются данной проблемой, но в рамках ОБСЕ этот вопрос еще не обсуждался.

Во-вторых, настоящая конференция проводится после принятия 2 декабря 2008 года на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (по инициативе России) резолюции 63/37 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности». В соответствии с этой резолюцией в 2009 году начинает работу Рабочая группа правительственных экспертов ООН по проблематике международной информационной безопасности. Мандат этой Группы предусматривает продолжение исследований существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности и возможных совместных мер по их устранению. По итогам этой работы Группе предстоит подготовить в 2010 году доклад Генерального секретаря ООН 65-й сессии генеральной Ассамблеи.

И, наконец, в этом году ассоциация ICANN (ассоциация, управляющая доменными адресами в Интернете) подписала новое соглашение с Министерствам торговли США, которое снижает уровень американского контроля над этой организацией и дает право участвовать в принятии решений другим странам, в том числе и России. Новое соглашение — бессрочное и упраздняет прежнюю систему периодического контроля со стороны Министерства торговли США. Россия сейчас состоит в качестве наблюдателя в Комитете государственных представителей (GAG), перед которым ассоциация ICANN должна отчитываться не реже одного раза в год.

С учетом вышесказанного, представляется важным изложить уважаемому собранию следующие позиции по заявленной в докладе теме.

Актуальность проблем обеспечения информационной безопасности и противодействия терроризму обусловлена повышением роли и значения глобальной информационной инфраструктуры в решении стратегических задач развития современного общества и, как следствие, превращение глобальной информационной инфраструктуры в еще одно средство разрешения социальных и межгосударственных противоречий.

Новизна этих проблем связана с целым рядом обстоятельств и, в первую очередь, со следующими событиями:

Учитывая все это, цель наших усилий по обеспечению информационной безопасности и противодействию терроризму, в том числе кибертерроризму, должна заключаться в недопущении очередного витка гонки вооружений на качественно новом уровне развития информационно-коммуникационных технологий, в ограничении использования этих технологий во враждебных и преступных целях.

В рамках современной проблематики информационной безопасности необходимо рассматривать противодействие трем основным угрозам: угрозам военно-политического, криминального и террористического характера.

При этом обсуждение проблем противодействия военно-политической угрозе, проявляющейся в использовании ИКТ для достижения политических целей посредством оказания «силового» давления на руководство противостоящих государств, а, по сути, «враждебного» использования ИКТ, в настоящее время имеет приоритетное значение. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, вопросы противодействия угрозам киберпреступности, включая кибертерроризм, уже достаточно широко обсуждаются на различных международных форумах, а с другой — ИКТ постепенно трансформируется в принципиально новое мощное средство разрушающего воздействия на объекты производственной и экономических сфер, социальной инфраструктуры, государственного управления, т. е. в средство ведения вооруженной борьбы, способное оказывать содействие решению задач межгосударственного противоборства на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях.

В этом качестве ИКТ приобретают свойства оружия — устройств и предметов, конструктивно предназначенных для поражения противника в вооруженной борьбе. Поражающие свойства данного «оружия» будут возрастать по мере дальнейшего совершенствования ИКТ, расширения их повсеместного использования, развития информационной инфраструктуры общества и государства, информатизации вооружения и военной техники. Специфической особенностью данного «оружия» является возможность его латентного трансграничного применения.

Исходя из этого, хотелось бы сформулировать предложения по основным направлениям научных исследований, которые необходимы для формирования системы международной информационной безопасности и противодействия терроризму.

Прежде всего, представляется важным ускорить разработку многоязычного глоссария в области информационной безопасности и противодействия терроризму. Это позволило бы нам всем при обсуждении существующих проблем разговаривать на одном языке. Определенный задел в этом направлении создан в Шанхайской организации сотрудничества и в Организации Договора о коллективной безопасности. Аналогичные материалы имеются и в других региональных организациях, связанных с вопросами безопасности.

Второе направление — изучение путей создания эффективных механизмов предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии или других нарушений мира, связанных с «враждебным» использованием ИКТ.

Одним из наиболее сложных в рассматриваемой проблематике является вопрос о достаточности существующих норм международного права для противодействия угрозе «враждебного» использования ИКТ. Необходим совместный поиск таких направлений развития международного права безопасности и международного гуманитарного права, которые позволят создать эффективную систему предупреждения и пресечения возможных агрессивных действий с использованием ИКТ. Новые правовые механизмы должны содействовать сохранению того позитивного потенциала, который уже накоплен в международном праве, а также его использованию для противодействия новым угрозам международной безопасности.

Важно было бы также изучить возможности создания системы выявления источника «враждебных» действий, связанных с использованием ИКТ в качестве средства осуществления «силового» агрессивного воздействия на противостоящее государств. Как известно, подобные атаки могут маскироваться под действия криминального и даже немотивированного хакерского характера. Кроме того, часто весьма сложно достоверно определить, с территории какого именно государства действия подобного характера были совершены. И даже в случае определения государства очень сложно доказать, что атака была совершена именно его вооруженными силами. В таком случае выявление «виновного» в осуществлении агрессивных действий может подмениться его объявлением, как это уже было в новейшей истории.

При этом особо необходимо остановиться на проблеме предупреждения «вероломства» при использовании ИКТ в качестве средства «силового» воздействия на противостоящее государство. В этих условиях проблема предупреждения «вероломства» является одной из наиболее актуальных в международном гуманитарном праве.

В соответствии с нормами международного гуманитарного права, воюющим сторонам воспрещается предательски убивать или ранить гражданских лиц и лиц, принадлежащих войскам неприятеля. Это означает, что даже в процессе военных действий в отношениях между противоборствующими сторонами должен сохраняться дух рыцарства, заключающийся в верности данному обещанию. Запрет на убийство или ранение неприятеля в нарушение данного обещания составляет существо данной нормы права.

Аналогичное требование разумно было бы применить и к поведению сторон, участвующих в межгосударственном конфликте с использованием ИКТ в качестве средства «силового» воздействия на информационные инфраструктуры сторон. Известно, что подобное применение ИКТ возможно, прежде всего, при наличии подготовленных «позиций» в общем программном и техническом обеспечении информационных и коммуникационных систем противостоящей стороны. Эти «позиции» представляют собой программы, специально внедренные в «тело» общего программного или технического обеспечения для последующего использования посредством их взаимодействия с другими «боевыми» вредоносными программами.

Наконец, в качестве третьего направления можно было предложить обсуждение возможности активизации международного сотрудничества с целью укрепления безопасности функционирования Интернета. Наши усилия в этой области можно было бы направить на разработку необходимых правовых механизмов, повышающих доверие к этой глобальной информационной инфраструктуре на основе интернационализации управления ею, а также обеспечивающих проведение расследования и уголовное преследование киберпреступности, включая киберпреступления, совершенные в рамках юрисдикции одной страны, но имеющих последствия в рамках другой страны.

Процесс выработки взаимоприемлемого для международного сообщества механизма решения этой задачи уже запущен. В данном процессе активное участие принимают такие организации, как Форум по управлению Интернетом, образованный по итогам Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, Международный союз электросвязи, ряд негосударственных организаций, экспертное сообщество.

Уважаемые участники конференции! Как уже сказал проректор Белокуров В. В., в прошлом году на нашей конференции мы обсудили перечень основных направлений и приоритетных проблем научных исследований в области профилактики терроризма. Это позволило активизировать работы по указанным направлениям, включить в них не только ведущих ученых, но и студентов, аспирантов, диссертантов.

Так, в рамках направления «Философские и религиоведческие основы профилактики терроризма» усилия наших ученых сосредоточены на исследованиях концептуальных принципов и оснований антитеррористической идеологии, а также механизмов формирования мотивации антитеррористического поведения граждан Российской Федерации, особенно в регионах, где отмечается наибольшее влияние экстремистских взглядов и воззрений. Важными являются исследования в контексте противодействия терроризму таких факторов как «Диалог цивилизаций», проблема этно-культурной идентичности, проблема уровня и качества жизни, этическое обоснование роли насилия и ненасилия в современную эпоху.

В направлении «Основы управления и механизмы профилактики терроризма» необходимо, в первую очередь, разработать принципы распределения полномочий по профилактике терроризма (в системе государственной власти и местного самоуправления), механизмы мотивированного партнерства государства, бизнеса и гражданского общества.

В направлении «Коммуникативные основания профилактики терроризма» формируются научные основы государственной медиаполитики, направленной против идеологии терроризма, разрабатываются методики реализации системы само- и сорегулирования СМИ, исследуются такие сложные ситуации выбора как «право людей на жизнь или право общества на информацию», «ограничение на распространение информации или конституционные права граждан на информацию».

В направлении «Психологические основы и социально-психологические технологии профилактики терроризма» исследуются и классифицируются причины и факторы, способствующие вовлечению представителей различных возрастных и социальных групп населения в террористические организации, а также личностные особенности, связанные с риском формирования протеррористических установок и терпимости в отношении явлений терроризма и экстремизма.

В направлении «Культурологические основы профилактики терроризма» разрабатываются предложения по более эффективному влиянию культуры на развитие диалога религий, а также методики формирования у молодежи антитеррористической позиции, в том числе по вопросам равноправия национальных культур и религий.

В рамках настоящей конференции, как на пленарных докладах, так и на секциях и круглых столах, будет обсуждаться широкий спектр научных проблем, связанных с информационной безопасностью и противодействием терроризму, в том числе и по вышеприведенным направлениям деятельности.