Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.iisi.msu.ru/UserFiles/File/bayern2010/sherstyuk.doc
Дата изменения: Mon Apr 2 16:24:04 2012
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:40:00 2012
Кодировка: koi8-r

Тезисы выступления помощника Секретаря Совета Безопасности Российской
Федерации,
директора Института проблем информационной безопасности
МГУ им. М.В.Ломоносова
В.П.Шерстюка

Гармиш-Партенкирхен, Германия
12 апреля 2010 года



Уважаемые участники конференции и гости!
Дамы и господа!

Позвольте по поручению председателя Организационного комитета
академика Виктора Антоновича Садовничего открыть работу Четвертого
международного Форума «Партнерство государства, бизнеса и гражданского
общества при обеспечении информационной безопасности и противодействии
терроризму».
В течение четырех дней нам предстоит обсудить важнейшие проблемы
международного сотрудничества в данной области, которое должно
содействовать созданию условий для использования информационных технологий
на благо человечества, его устойчивого развития и безопасного
существования.

Мне приятно в очередной раз приветствовать всех Вас на гостеприимной
земле Баварии, в замечательном городе Гармиш-Партенкирхен, который приобрел
широкую известность не только как прекрасное место отдыха, но уже и как
место международных научных дискуссий по проблематике международной
информационной безопасности.
В работе нашего Форума принимает участие более 100 участников. Среди
них большая группа ученых Московского государственного университета во
главе с проректорами Московского государственного университета им.
М.В.Ломоносова Белокуровым Владимиром Викторовичем и Котлобовским Игорем
Борисовичем.
В работе Форума также принимают ученые и специалисты, представляющие
такие международные организации ООН, ОБСЕ, Европейский Союз, НАТО, а также
государственные органы и учебные учреждения Германии, Австрии, Беларуси,
Болгарии, Индии, Канады, Китая, России, США, Эстонии и Японии. Среди
участников Форума представители ряда международных неправительственных
организаций, организаций бизнеса и средств массовой информации.
В числе участников Форума такие крупные специалисты как руководитель
Департамента по борьбе с терроризмом ОБСЕ Рафал Перл, директор бюро по
вопросам киберотношений Государственного департамента США Джудив Стротз,
первый заместитель генерального секретаря Китайского общества дружбы с
зарубежными странами Чен Джун, национальный координатор по вопросам
кибербезопасности Болгарии Пламен Вачков, член Совета директоров Интренет-
корпорации по присвоению имен и адресов Джорджа Садовски, координатор по
России, СНГ и восточной Европе той же компании Вени Морковски и многие
другие.
Для участия в Форуме в Германию прибыла группа представителей
федеральных органов исполнительной власти и бизнеса Российской Федерации.
Среди них заместитель Министра связи и массовых коммуникации Российской
Федерации Алексей Анатольевич Солдатов, статс-секретарь - заместитель
Министра промышленности и торговли Российской Федерации Станислав
Николаевич Наумов, начальник Бюро специальных технических мероприятий Борис
Николаевич Мирошников, директор департамента Торгово-промышленной палаты
Российской федерации Гетман Николай Иванович, руководители крупных
организаций и компаний Александр Николаевич Гридин, Валерий Аркадьевич
Конявский, Эдуард Георгиевич Островский, Валерий Федорович Пустарнаков,
Вячеслав Викторович Смирнов, Александр Николаевич Сауров, Алексей
Алексеевич Резнев и другие.
Отдельную признательность от лица Оргкомитета хотел бы выразить
руководителям компаний, оказавших спонсорскую поддержку Форуму - Иванову
Александру Анатольевичу («МФИ Софт») и Колесникову Андрею Вячеславовичу
(«Национальный домен сети Интернет»).
Большое спасибо всем присутствующим в зале за то, что Вы откликнулись
на приглашение организаторов и прибыли сюда для участия в работе Форума.

Все вопросы, вынесенные на обсуждение участников Форума, так или иначе
связаны с развитием глобального информационного общества, с укреплением
международного сотрудничества в области использования потенциала
современных информационных технологий на благо человека, с повышением
эффективности противодействия терроризму.
Мы знаем, что информационно-коммуникационные технологии являются
эффективным инструментом содействия делу мира, безопасности и стабильности,
укрепления демократии, социальной сплоченности граждан, надлежащего
управления и верховенства права на национальном, региональном и
международном уровнях. Данные технологии используются для содействия
экономическому развитию общества, повышению эффективности социальной
политики, развитию политической культуры граждан. Информационные технологии
обеспечивают стабильное функционирование глобальной информационной
инфраструктуры, основу которой составляет Интернет, успешное использованию
Интернета в бизнесе, в образовании и науке, в государственном управлении,
жизнедеятельности гражданского общества.
В то же время всех нас объединяет понимание того, что для продолжения
интенсивного развития информационного общества необходимо обеспечить
эффективное противодействие угрозам использования современных
информационных технологий для нарушения международного мира и безопасности,
совершения преступлений, подготовки и осуществления террористических актов,
распространения террористической идеологии и практики разрешения
противоречий общественного развития. Все мы понимаем, что добиться
решительного перелома в противодействии угрозе международного терроризма
еще не удалось, хотя определенные позитивные тенденции в этой области
имеются.

На Форуме нам предстоит обсуждение вопросов развития и укрепления
международного научного сотрудничества, направленного на решение
перечисленных проблем. Обсуждение пройдет в рамках настоящего пленарного
заседания и работы четырех семинаров - круглых столов.
Учитывая это, хотелось бы в постановочном плане коротко обозначить
наиболее важные аспекты российской позиции по выделенным проблемам.
Прежде всего, несколько слов о проблеме создания системы международной
информационной безопасности.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что цель наших усилий по в этой
области заключается в недопущении негативных последствий очередного витка
гонки вооружений на качественно новом уровне развития информационно-
коммуникационных технологий, сохранить ресурсы государств - членов
международного сообщества для решения задач развития, снижении опасности
угрозы агрессивного использования этих технологий для силового разрешения
межгосударственных противоречий, а также угрозы безнаказанного совершения с
использованием данных технологий преступных деяний, в том числе -
террористического характера.
По нашему мнению, в рамках проблематики международной информационной
безопасности необходимо рассматривать противодействие трем основным
угрозам военно-политического, криминального и террористического характера.
При этом обсуждение проблем противодействия военно-политической
угрозе, проявляющейся в использовании информационно-коммуникационных
технологий для достижения политических целей в настоящее время имеет
приоритетное значение.
Это связано с тем, что, с одной стороны, вопросы противодействия
угрозам киберпреступности, включая кибертерроризм, уже достаточно широко
обсуждаются на различных международных форумах, а с другой - информационно-
коммуникационные технологии постепенно трансформируется в принципиально
новое и достаточно мощное средство разрушающего воздействия. Оно может быть
направлено на объекты производственной и экономических сфер, социальной
инфраструктуры, государственного управления. Это превращает рассматриваемые
технологии в средство борьбы, способное оказывать содействие решению задач
межгосударственного противоборства на тактическом, оперативном и
стратегическом уровнях.
В этом качестве информационно-коммуникационные технологии приобретают
свойства оружия, поражающие свойства которого будут возрастать по мере
дальнейшего совершенствования ИКТ, расширения их повсеместного
использования, развития информационной инфраструктуры общества и
государства, информатизации вооружения и военной техники.
Как показывают результаты обсуждения данной проблемы на международных
конференциях по вопросам информационного противоборства, проходящие во
многих государствах мира, практическая возможность подобного использования
данных технологий у специалистов сомнений не вызывает. В то же время
применимость международного гуманитарного права и международного права
безопасности к нападениям на компьютерные сети во время вооруженного
конфликта, как было отмечено еще на международной конференции, состоявшейся
по инициативе правительств Швеции, Швейцарии и Финляндии в 2004 году в
Стокгольме, более чем скромная. Это опасно тем, что создает основу для
возникновения конфликта в информационной сфере, локализовать который, а
также найти виноватых будет весьма затруднительно. Примером может служить
недавняя статья экспертов США и Канады о якобы совершаемых китайскими
хакерами проникновениях в компьютерные сети Индии. Естественно возникает
вопрос о достоверности представленных данных, о методах, которыми
пользовались эксперты для выявления описываемых случаев и, наконец,
возникает и подозрение о том, что подобные проникновения могли совершаться
представителями других государств, которые маскировались под китайских
хакеров. Как разобраться где тут правда, а где возможно и ложь.
В свете этого представляется достаточно обоснованным вывод о том, что
использование ИКТ в качестве средства «силового» воздействия на
противостоящее государство способно послужить причиной возникновения
«ситуаций, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности».
В этом контексте российская сторона полагает особенно важной выработку
универсального международно-правового документа, констатирующего наличие
угроз международной информационной безопасности военно-политического,
преступного, в том числе террористического, характера и предусматривающего
возможность осуществления совместных мер по минимизации ущерба национальным
интересам отдельных государств и интересам международного сообщества в
целом.
Представляется, что только на основе консолидации усилий всех
заинтересованных государств, всего мирового сообщества возможно создание
системы международной информационной безопасности, способной оказывать
эффективное противодействие названной угрозе.
Как показал опыт обсуждения проблем обеспечения международной
информационной безопасности на различных форумах и встречах, проведенных
российской стороной, в их решении нет легких путей.
В порядке дискуссии хотелось бы сформулировать некоторые предложения
по основным направлениям совместной работы в этой области.
Представляется важным начать обсуждение терминологии в области
международной информационной безопасности. Это позволило бы нам всем при
обсуждении существующих проблем разговаривать на одном языке. Определенный
задел в этом направлении создан в Шанхайской организации сотрудничества и в
Организации Договора о коллективной безопасности. Аналогичные материалы
имеются и в других региональных организациях, связанных с вопросами
безопасности.
Вторым направлением нашей совместной работы могло бы стать изучение
путей создания эффективных механизмов предотвращения и устранения угрозы
миру, подавления актов агрессии или других нарушений мира, связанных с
«враждебным» использованием информационно-коммуникационных технологий.
Одним из наиболее сложных в рассматриваемой проблематике является
вопрос о достаточности существующих норм международного права для
противодействия угрозе «враждебного» использования рассматриваемых
технологий.
Необходим совместный поиск таких направлений развития международного
права безопасности и международного гуманитарного права, которые позволят
создать эффективную систему предупреждения и пресечения возможных
агрессивных действий с использованием ИКТ. Новые правовые механизмы должны
содействовать сохранению того позитивного потенциала, который уже накоплен
в международном праве, а также его использованию для противодействия новым
угрозам международной безопасности.
Важно было бы также изучить возможности создания системы выявления
источника «враждебных» действий, связанных с использованием ИКТ в качестве
средства осуществления «силового» агрессивного воздействия на
противостоящее государство.
Во-вторых, не менее важным вопросом, вынесенным на обсуждение
участников Форума, на наш взгляд, является сотрудничество в области
противодействия компьютерной преступности.
Масштабы и социальная опасность преступлений, совершаемых с
использованием современных информационных технологий в различных областях
жизнедеятельности общества и государства продолжает увеличиваться. Так, в
Российской Федерации количество таких преступлений в 2009т году по
сравнению с 2008 годом, по данным МВД России, увеличилось на 25 % и
составило около 18 тысяч. С учетом высокой латентности данного вида
преступлений, можно полагать, что реально эта цифра значительно выше.
На российско-американских консультациях по проблеме международной
информационной безопасности, которые состоялись в ноябре 2009 года в г.
Вашингтон, представителями США была высказана серьезная озабоченность
ростом социальной опасности данной разновидности преступлений,
экономический ущерб от которой превысил, по некоторым оценкам, 1 трил.
долл. США. Это вызывает серьезную озабоченность в американском обществе и
подрывает доверие в сети Интернет как важному фактору ускорения социально-
экономического развития общества.
По данным средств массовой информации, в 2008 году на 17 % выросло
число преступлений, связанных с использованием сети Интернет в Германии.
Думается, что подобное положение характерно для большинства государств
мира.
Все это предопределяет большое внимание, которое уделяется развитию
международного сотрудничества в этой области. Часто в качестве наиболее
«продвинутого» подхода к решению этой проблемы предлагают Европейскую
конвенцию по борьбе с киберпреступностью. К сожалению, мы не можем
разделить энтузиазм разработчиков и подписантов данного документа.
Предлагаемые в нем подходы к формированию правового механизма
международного сотрудничества, на наш взгляд, базируются, с одной стороны,
на не вполне обоснованном выделении преступлений, совершаемых с
использованием современных информационных технологий, в отдельную
разновидность преступных деяний, а с другой - на размывании суверенитета
государств в области осуществления правоохранительной деятельности и
судебного преследования лиц, виновно нарушающих запрещенные уголовным
законодательством запреты определенных действий в информационном
пространстве.
Мы полагаем, что международное сотрудничество в рассматриваемой
области должно базироваться на использовании потенциала суверенной власти
для проведения необходимых оперативно-следственных мероприятий на основе
национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, равно
как и для проведения судебных разбирательств по фактам нарушения норм
национального законодательства или норм международного права.
В-третьих, важным вопросом, вынесенным на обсуждение участников
Форума, на наш взгляд, являются международно-правовые механизмы обеспечения
безопасности сети Интернет.
Превращение Интернета в общедоступный глобальный инструмент
общественного развития делает управление его использованием одним из важных
вопросов повестки дня международного сообщества. Этим обусловлена
актуальность проблем интернационализации управления использованием сетью,
поддержания высокого уровня доверия к этому уникальному средству
межчеловеческого взаимодействия, участия в этом процессе заинтересованных
правительств, представителей частного сектора, гражданского общества и
международных организаций. Интернационализация должна способствовать
справедливому доступу к ресурсам Интернет, облегчать доступ для всех,
обеспечивать стабильное и безопасное его функционирование.
Важным аспектом этого вопроса является выработка международных
правовых механизмов интернационализации управления Интернетом,
международного сотрудничества в области обеспечения при его использовании
информационной безопасности каждого национального государства и
международного сообщества в целом, устойчивости функционирования глобальной
информационной инфраструктуры как критически важной сферы жизни граждан,
бизнеса, организаций гражданского общества.
Мы рассчитываем на то, что в результате работы Форума нам удастся
достигнуть достаточно высокого уровня взаимопонимания, необходимого для
дальнейшего продвижения в области совершенствования системы управления
Интернетом. К сожалении, состоявшееся в 2009 году Пятое заседание
Всемирного Форума по управлению использованием Интернет, не принесло новых
идей и решений. В этой связи с было бы целесообразно обсудить возможные
пути дальнейшего движения международного сообщества в направлении
укрепления доверия и безопасности глобальной информационной инфраструктуры.
Наши усилия в этой области можно было бы направить на разработку
необходимых правовых механизмов, повышающих доверие к этой глобальной
информационной инфраструктуре на основе интернационализации управления ею,
а также обеспечивающих проведение расследования и уголовное преследование
киберпреступности, включая киберпреступления, совершенные в рамках
юрисдикции одной страны, но имеющих последствия в рамках другой страны.

Процесс выработки взаимоприемлемого для международного сообщества
механизма решения этой задачи уже запущен. В данном процессе активное
участие принимают такие организации, как Форум по управлению Интернетом,
образованный по итогам Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам
информационного общества, Международный союз электросвязи, ряд
негосударственных организаций, экспертное сообщество.
В-четвертых, не менее важным вопросом, вынесенным на обсуждение
участников Форума, на наш взгляд, является международная кооперация в
научных исследованиях и реализации международных образовательных программ в
области противодействия терроризму. Его актуальность обусловлена, с одной
стороны, значительными усилиями, которые предпринимают государства - члены
международного сообщества для повышения эффективности борьбы с терроризмом,
а с другой - отсутствием признаков того, что эта угроза международному миру
и безопасности стала менее опасной. Террористические акты, которые
продолжают происходить в России, Ираке, Афганистане, Индии, Израиле и во
многих других государствах наглядно показывают, что терроризм еще далеко не
сломлен. Идеология терроризма жива, современные информационные технологии
интенсивно используются для подготовки, планирования и осуществления
террористических актов, вербовки новых членов террористические организации,
пропаганды экстремистской, в том числе, террористической идеологии.
Важными направлениями научных исследований в этой области могли бы
стать вопросы противодействия использованию современных информационных
технологий, ресурсов сети Интернет в преступных, в том числе
террористических целях, в том числе противодействия компьютерной
преступности и угрозе кибертерроризма. В этой области многое уже сделано.
Налажено взаимодействие правоохранительных органов в области раскрытия
преступлений, совершаемых с применением современных информационных
технологий. Имеются определенные наработки по проблеме подготовки
соответствующих международных договоров. Накоплен значительный опыт решения
этой проблемы на национальном уровне. Тем не менее, для достижения более
существенных результатов в деле защиты интересов граждан, бизнеса,
гражданского общества от угрозы компьютерной преступности, кибертерроризма
предстоит сделать еще многое.
Представляется важным обсуждение вопросов международной кооперации в
области противодействия идеологии терроризма. Эта тема относительно новая.
Прошедшая в прошлом году в МГУ им. М.В.Ломоносова конференция, посвященная
данной проблематике, показала необходимость объединения усилий
заинтересованных государств в проведении научных исследований и реализации
образовательных программ в данной области.

Важный шаг в этом направлении сделан на нашей конференции. Сегодня
начал работать международный консорциум по информационной безопасности,
решение об образовании которого вчера было принято представителями ведущих
учебных заведений России, США, Китая, Беларуси, Германии и Индии.






В заключение позвольте выразить надежду, что совместными усилиями нам
удастся сделать новый шаг на пути укрепления взаимопонимания и
сотрудничества ученых и специалистов разных стран в очень сложной и
исключительно важной области обеспечения международной информационной
безопасности и противодействия терроризму.

Спасибо за внимание.