Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.iisi.msu.ru/UserFiles/File/bayern2010/streltsov.doc
Дата изменения: Mon Apr 2 16:24:04 2012
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:40:21 2012
Кодировка: koi8-r

Проблемы формирования системы международной информационной безопасности и
пути их решения

1. Проведена большая работа по обсуждению проблем обеспечения
международной информационной безопасности как по линии ШОС, ОДКБ, так и по
линии взаимодействия с делегациями отдельных государств.
Накопленный опыт позволяет выделить несколько проблемных вопросов,
решение которых представляется важным для продвижения в направлении
формирования системы международной информационной безопасности.
2. Информационная сфера является весьма чувствительным фактором
жизнедеятельности общества. Это предопределяет отношение государств к
налаживанию сотрудничества в рассматриваемой области.
При этом, как показали результаты голосования в Первом комитете
Генеральной Ассамблее ООН по резолюции «Достижения в области информационных
технологий в контексте международной безопасности» в октябре 2009 года, мы
можем исходить из того, что необходимость такого сотрудничества признается
всеми государствами мира.
Одной из наиболее важных проблем продвижения в данном направлении
является, прежде всего, достижение необходимого уровня политического
доверия между правительствами государств мира. Известно, что это доверие
возникает тогда, когда у основных субъектов международной политики имеются
схожие взгляды на политическую ситуацию, на причины имеющихся дисгармоний и
конфликтов в межгосударственных отношениях и путях снижения социально-
политической опасности имеющихся разногласий.
Как мы видим, в современном мире роль диалога в разрешении конфликтов
увеличивается, хотя конфликтов не становится существенно меньше.
Политические лидеры разных государств мира прилагают определенные усилия
для укрепления доверия, но значительную роль в решении этой задачи играет
гражданское общество, которое во многом определяет допустимый для страны
уровень доверия в отношениях с тем или иным государством и, соответственно
- диапазон возможных действий политических лидеров в этой области.
Представляется, что наша совместная работа здесь на «круглом столе»
является определенным вкладом в укрепление доверия между экспертами в
области международной информационной безопасности и будет содействовать
дальнейшему развитию аналогичных тенденций в межгосударственных отношениях.

2. Для формирования системы обеспечения международной информационной
безопасности представляется важным определить возможную цель международного
соглашения в данной области.
Представляется, что такой целью могло бы быть стать создание
механизмов международного сотрудничества в области обеспечения устойчивости
функционирования и безопасности использования глобальной информационной
инфраструктуры и ее национальных сегментов, безопасности информационных и
телекоммуникационных технологий.
Здесь под устойчивостью функционирования понимается способность
сохранять работоспособность в условиях воздействия определенных
неблагоприятных факторов.
Под безопасностью понимается защищенность от угроз нарушения
конфиденциальности и целостности информации, циркулирующей в глобальной
информационной инфраструктуре и ее национальных сегментах, а также от угроз
использования уязвимостей информационных и телекоммуникационных технологий
для агрессивного нанесения ущерба международной и национальной безопасности
государств - членов международного сообщества.
Достижение данной цели могло бы способствовать укреплению доверия к
глобальной информационной инфраструктуре, информационным и
телекоммуникационным технологиям как фактору устойчивого развития
человечества.
3. Можно предложить следующие основные направления сотрудничества в
области формирования системы обеспечения международной информационной
безопасности:
поддержания устойчивости и безопасности функционирования глобальной
информационной инфраструктуры и ее национальных сегментов, которое в
определенной степени базируется на интернационализации управления
использованием и развитием глобальной сети Интернет;
выявление опасных нарушений устойчивости и безопасности глобальной
информационной инфраструктуры и ее национальных сегментов, информационных и
телекоммуникационных технологий, связанное с налаживанием международного
мониторинга данных процессов и юридическое закрепление выявляемых
нарушений;
проведение расследований по фактам опасных нарушений устойчивости
функционирования и безопасности использования глобальной информационной
инфраструктуры и ее национальных сегментов, безопасности информационных и
телекоммуникационных технологий, связанное с выявлением уполномоченными
международными органами лиц, действия которых привели к соответствующим
нарушениям устойчивости и безопасности;
разработка и принятие требований по устойчивости и безопасности
глобальной информационной инфраструктуры и ее национальных сегментов,
безопасности информационных и телекоммуникационных технологий, оценка
выполнения данных требований;
выработка и реализация предложений по повышению устойчивости и
безопасности глобальной информационной инфраструктуры и ее национальных
сегментов, безопасности информационных и телекоммуникационных технологий.
Первым шагом в данном направлении могла бы явиться проработка
международным экспертным сообществом таких вопросов как:
терминология, используемая в области обеспечения международной
информационной безопасности;
выработка общих подходов к определению объектов обеспечения
международной информационной безопасности;
проработка возможных механизмов международного сотрудничества в
обеспечении безопасности данных объектов;
проработка международно-правовых аспектов регулирования отношений в
рассматриваемой области.
В процессе этой работы можно будет определиться с тем, на какой
уровень сотрудничества в данной области могут быть готовы пойти государства
- члены международного сообщества и применительно к данному уровню
осуществить более детальную проработку научных, организационных, правовых,
дипломатических и иных аспектов данной проблемы.
4. Основной целью политико-правового регулирования отношений в
выделенных направлениях сотрудничества могло бы стать формирование
международных механизмов предотвращения или минимизации негативных
последствий агрессивного использования информационных и
телекоммуникационных технологий для разрешения межгосударственных
противоречий.
К числу принципов этого регулирования можно было бы отнести:
сохранение ведущей роли ООН;
уточнение функций и полномочий специализированных международных и
негосударственных организаций в выполнении задач обеспечения международной
информационной безопасности;
сотрудничество государств, бизнеса, негосударственных организаций и
граждан.
5. К числу основных механизмов реализации сотрудничества по выделенным
направлениям на данном этапе можно было бы отнести следующие:
проведение совместных исследований учеными и специалистами разных
стран по грантам международного сообщества, заинтересованных государств или
международных организаций;
продвижение результатов совместных исследований с помощью
публикационной деятельности в направлении государственных органов,
занимающихся подготовкой предложений лицам, принимающим решения;
проведение международных конференцией по тематике формирования
международной информационной безопасности для расширения обмена мнениями по
поводу получаемых результатов исследований.
6. Как представляется, международно-правовые формы закрепления
механизмов сотрудничества в области обеспечения международной
информационной безопасности в существенной степени зависят от достигнутого
уровня доверия между участниками соответствующего сотрудничества.
На первом этапе данные механизмы могут быть закреплены, например, в
меморандуме о взаимопонимании или в заявлении о готовности двигаться в
выбранных направлениях сотрудничества, о согласии с целями и принципами
формирования системы международной информационной безопасности или по иным
аспектам проблемы.
7. Представляется важным обсудить и возможные механизмы взаимодействия
региональных систем обеспечения международной информационной безопасности.
Как уже отмечалось, основной проблемой обеспечения международной
информационной безопасности является доверие между государствами. В силу
различных исторических причин уровень этого доверия в отношении различных
государств может существенно отличаться. Формально этот уровень доверия
выражается в образовании межгосударственных организаций, связанных между
собой общими целями, взглядами на современные проблемы и подходы к их
решению. Проблемы обеспечения международной информационной безопасности
применительно к таким группам государств рассматриваются в рамках НАТО,
ШОС, ОДКБ и других региональных организаций.
Представляется возможным в целях укрепления доверия между данными
организациями проведение тех или иных совместных мероприятий, например,
конференций или обмен информацией по вопросам, представляющим взаимный
интерес.
8. Перечень терминов, требующих закрепления в международных правовых
актах по обеспечению международной информационной безопасности,
определяется, прежде всего, содержанием данных актов. Так, в Соглашении
между правительствами государств-членов ШОС закреплено 13 терминов.
Представляется, что к числу терминов, с обсуждения которых
целесообразно начать данную работу, следует отнести следующие:
«информационную безопасность», «кибербезопасность», «компьютерную
безопасность», «сетевую безопасность», «коммуникационную безопасность»,
«электронную безопасность».
Все они в той или иной степени являются базовыми для обсуждения
рассматриваемой тематики.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что важным шагом в
направлении выполнения рассматриваемой задачи может явиться начало
обсуждения поставленных проблемных вопросов.
Именно данной теме посвящен наш круглый стол. Надеюсь, мы все реалисты
и не питаем иллюзий, что в ходе нашего заседания будут найдены ответы на
все вопросы. Конечно этого не будет. Но мы имеем прекрасную возможность
обменяться мнениями по этим вопросам. Давайте попытаемся ее использовать
для укрепления нашего взаимопонимания.
Спасибо за внимание.