Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.iisi.msu.ru/UserFiles/File/bayern2010/getman.doc
Дата изменения: Mon Apr 2 16:24:04 2012
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:33:09 2012
Кодировка: koi8-r

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ
«Партнёрство государства, бизнеса и гражданского общества
при обеспечении информационной безопасности и противодействии терроризму»
(12-15 апреля 1010 г., Гармиш-Партенкирхен, Германия)

Тезисы Директора Департамента экономической безопасности и противодействия
коррупции ТПП России Н.И.Гетмана:
«Партнёрство государства и бизнеса в противодействии терроризму»

Уважаемые коллеги, дамы и господа!
Разрешите поблагодарить организаторов за возможность участия в таком
представительном Форуме, по такой важнейшей проблеме как терроризм.
Опыт противодействия терроризму в России, которая вот уже более 20 лет
находится под террористическим прицелом, однозначно свидетельствует о
необходимости эффективного международного сотрудничества. При этом Россия
неоднократно подтверждала свою приверженность и продвигала проекты
формирования системы партнёрских отношений органов власти всех уровней,
предпринимательских структур, гражданского общества в борьбе с
террористическими угрозами.
Актуальность такого подхода сохраняется и на сегодняшний день, о чём
печально свидетельствуют организованные террористами совсем недавно взрывы
на транспорте в Москве и ряде других регионов России.
В этой связи позвольте поделиться некоторыми соображениями.
Первое. Торгово-промышленная палата Российской Федерации уже в течение
ряда лет активно участвует в разработке и реализации стратегии партнёрства
государства и бизнеса в противодействии терроризму.
Мы понимаем, что важнейшая роль в этом принадлежит государству. Но в
то же время анализ современных угроз убеждает, что в сложившихся сегодня
условиях органы государственной власти не в состоянии вести всестороннюю
эффективную борьбу с терроризмом, не имея на своей стороне влиятельных
союзников в лице институтов гражданского общества, предпринимательских
структур.
Напомню, что в настоящее время в России более 50 % национальной
экономики принадлежит частному капиталу. Предпринимательский сектор
представлен более чем четырьмя миллионами организаций, в которых
сконцентрировано огромное количество материальных, финансовых и
интеллектуальных ресурсов. Негосударственными структурами охраняется более
300 тыс. объектов экономики. В их числе вокзалы, аэропорты, предприятия,
имеющие оборонное и градообразующее значение, объекты, деятельность которых
связана с добычей, переработкой и транспортировкой природных ресурсов, а
также другие объекты, уязвимые в террористическом отношении.
Второе. Возможности системы ТПП. Система торгово-промышленных палат
России объединяет в своих рядах более четырехсот предпринимательских
союзов, организаций, ассоциаций федерального и регионального уровней (173
территориальные палаты) и занимает важное место в системе гражданского
общества в качестве института, консолидирующего интересы государства и
бизнеса.
Для нас очевидно, что многоплановое подключение к борьбе с терроризмом
бизнес-сообщества является значительным ресурсом наращивания
государственных антитеррористических усилий и серьезным резервом расширения
потенциала антитеррористической коалиции.
Позиция ТПП России о необходимости партнёрства государства и бизнеса в
противодействии терроризму впервые публично была представлена Президентом
Палаты академиком Е.М.Примаковым на Третьей ежегодной Конференции по
вопросам международной безопасности в феврале 2006 г. в Брюсселе и получила
принципиальную поддержку двух десятков стран, ряда международных
организаций и крупнейших мировых компаний.
Эта инициатива получила поддержку и на Глобальном форуме по
партнёрству государств и бизнеса в противодействии терроризму, который
состоялся в Москве в ноября 2006 г. в рамках одного из ключевых
мероприятий, проводившихся «Группой восьми».
Глобальный форум позволил провести насыщенную дискуссию с участием 500
высокопоставленных представителей государственных и частных структур более
чем из 40 стран, посвященную обсуждению оптимальных направлений и форм
сотрудничества правительств и делового мира в целях наиболее эффективного
отражения глобальной террористической опасности.
Результатом обсуждения этого вопроса явилась, как известно, поддержка
международным сообществом итогового общего документа Форума - «Стратегия
партнёрства государств и бизнеса в противодействии терроризму», которой
были определены наиболее уязвимые в террористическом отношении сферы
совместной деятельности. Это - критически важные объекты инфраструктуры:
энергетика, связь, химическая промышленность, железнодорожный и воздушный
транспорт, финансовый сектор, туризм, международная торговля.
Особое внимание было уделено международному сотрудничеству в сфере
информационной безопасности, выработке механизма снижения уровня уязвимости
критически важных информационных систем от электронных нападений
террористов, злонамеренному использованию террористами Интернета.
Третье. В рамках реализации Стратегии Палата большое внимание уделяет
выработке и продвижении заинтересованными государственными и
негосударственными структурами конкретных проектов противодействия
терроризму.
Последние годы ТПП РФ патронирует проведение форума и выставки
«Технологии безопасности», которые объединяют как разработчиков, так и
производителей технических средств, способствующих реализации различных
технических проектов в сфере противодействия терроризму, в которых
участвует частно-государственный капитал. Мы поддерживаем это направление и
считаем, что в этом сегменте может на экономически выгодных принципах
строиться взаимодействие государства и бизнеса.
Примером реализации такого подхода является проект по разработке
прибора радиационного контроля. Указанный проект осуществлен в г.Дубне -
мировом центре ядерных исследований. Прибор прошел испытания в России, США
и сертифицирован МАГАТЭ. В настоящее время им оборудовано 200 пунктов
пограничного контроля, что позволяет надежно предотвратить
несанкционированное перемещение через границу России ядерных и
радиоактивных материалов и существенно снизить какое-либо влияние на
результаты контроля, так как большинство операций осуществляется в
автоматическом режиме и данные измерений сохраняются в базе данных.
Другим примером может служить проект «Безопасный город», внедряемый в
настоящее время в одном из городов России с населением свыше 1 млн. человек
(Пермь). Сутью данного проекта является объединение государственных систем
видеонаблюдения и средств тревожной сигнализации с частными системами,
существующими на отдельных объектах в единую сеть, обеспечивающую
возможность доступа к ней правоохранительным органам в случае возникновения
угрозы террористических атак, что позволяет резко расширить их возможности
по предотвращению террористических актов. В тоже время эти меры объективно
направлены на повышение безопасности объектов собственников.
Среди лучших проектов - предложения российской горно-металлургической
компании «Норильский никель», касающиеся международного взаимодействия
государственных и частных структур в целях пресечения контрабанды сырья
драгметаллов как средства финансирования криминальной и террористической
деятельности.
Перспективным является опыт компании ЛУКОЙЛ по взаимодействию с
силовыми структурами при проведении антитеррористических учений на объектах
критически важной инфраструктуры.
Всего в рамках федеральных программ реализуется более 50 проектов,
направленных на разработку и внедрение технических средств противодействия
терроризму.
Четвёртое. По нашему мнению, в целях повышения эффективности
использования потенциальных возможностей бизнес-сообщества в мероприятиях
по борьбе с терроризмом необходимо решение ряда вопросов организационного и
правового характера. Их можно было бы сформировать в качестве концепции
антитеррористического партнёрства государства и негосударственных структур
по следующим основным направлениям:
- чёткое распределение ответственности между государством и бизнесом в
борьбе с терроризмом, в том числе в вопросах финансирования расходов на
защиту от терроризма (включая развитие страхования от террористических
рисков), а также на ликвидацию последствий террористических актов;
- определение правовых основ участия негосударственных структур в
мероприятиях по противодействию терроризму;
- создание условий, материально и морально стимулирующих
негосударственные организации участвовать в мероприятиях
антитеррористической направленности;
- проведение совместной комплексной оценки террористических рисков, в
том числе для критических структур в сфере экономики, и определение на этой
основе стратегических приоритетов антитеррористической защиты.
Применительно к теме информационной безопасности важным направлением
работы по ликвидации условий, способствующих пополнению новыми, в основном,
молодыми кадрами, является профессионально грамотная, социально
ориентированная идеологическая воспитательная работа с молодёжью. Формы
этой работы многогранны. Это и противодействие распространению идеологии
терроризма и экстремизма через Интернет, это воспитательная работа в
учетных заведениях, создание обстановки нетерпимости в обществе к любым
формам экстремизма, расовой и религиозной нетерпимости, недопустимости
героизации лидеров террористов телевидение и средства кинематографа и т.п.

Уважаемые участники Форума!
В заключении хотел бы ещё раз отметить, что мы отдаём себе отчёт в
том, что задачу ликвидации террористических угроз невозможно решить только
силовыми методами, какими бы результативными они не были. Необходима
консолидация всех здоровых сил и на национально уровне и в международном
масштабе в противодействии терроризму.
Благодарю за внимание.


Торгово-промышленная палата
Российской Федерации

Департамент экономической безопасности
и противодействия коррупции