Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.hist.msu.ru/Science/LMNS2002/25.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:50:19 2012
Кодировка: Windows-1251
Проблемы русского населения на Украине
 
 
  Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

IX Международная конференция 'ЛОМОНОСОВ - 2002'

И.Ю.Минкевич
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Проблемы русского населения на Украине

После распада СССР на Украине отсталость достаточно крупное количество русского и русскоязычного населения. В литературе часто встречается термин "русское нацменьшинство", но корректнее было бы говорить о "национальной группе", так как в процентном отношении русское население составляет никак не менее 22% от общего населения Украины, в то время как другие нацменьшинства не превышают более одного процента населения и в совокупности составляют 5%.

С 1991 года, ознаменованного получением независимости Украины, образовался целый комплекс проблем, связанных с проблемами нацменьшинств, в том числе и с русским и русскоязычным населением, начиная с кадровой политики и проблем образования, русского языка и заканчивая всплесками вандализма, направленными в адрес деятелей культуры и церкви Московской патриархии. Прежде всего, это связано со стремлением обособиться от бывшей метрополии, каковой Украина считает Россию, и стать полноценной европейской державой.

Граница преобладания русского языка проходит по Днепру и практически совпадает с границами юга и востока Украины. Региональные различия на Украине обладают одновременно экономическим, культурно-языковым и политическим измерением. В ряде регионов русские составляют более 50% населения. К тому же русское население сконцентрировано в прилегающих к России регионах. Так, в Крыму 67% населения - русские, в Донецкой обл. - более 55%, в Луганской - тоже более 55%, в Харьковской - более 45%, в Днепропетровской - более 45%; в Киеве проживает 600 000 русских. Официальные данные не отражают масштаба проблемы, так как они основаны на советской паспортной системе, определявшей этническую принадлежность по записям в паспортах родителей.

После 1991 года промышленность Украины оказалась не рентабельной и сложно реорганизуемой в условиях нарушенной союзной инфраструктуры. Тяжелее всего дело обстоит с более развитым в промышленном отношении и более урбанизированным востоком страны. Население этого региона содержит большой процентный состав русского и русскоязычного населения и, кроме того, поддерживает левые партии во главе с коммунистами. Поэтому этот регион как бельмо в глазу у западных регионов, которые проще поддаются промышленной организации вследствие более развитого аграрного комплекса. Эти области более склонны сотрудничать с Западом, нежели с Россией, благодаря их историческому развитию. Они всегда оспаривались Польшей и Австро-Венгрией, а русского человека здесь нередко видели только в качестве солдата с винтовкой или поработителя.

Не менее важной является проблема развития отдельных регионов Украины и подчиненности их разным могущественным государствам в различные временные рамки будь-то Россия, Австрия, Польша или Османская Империя. Сегодня Украина это национализирующееся государство, представляющее собой конгломерат разнородных областей со своей спецификой в демографическом и языковом составе, а также с разными экономическими условиями.

В ее западных областях сложился особый региональный тип украинской нации и культуры. Здесь сильны позиции украинского национализма. В южных областях (Одесса, Николаев), в Крыму, а также на востоке республики (Донбасс, Харьков) велика доля русского населения. На востоке особенно сильны связи с Россией, существует явное тяготение к ней. Регионализм и различия в этническом составе населения и в этнокультурных особенностях исторических областей Украины создают особый фон и исключительную сложность политической географии этой республики.

На востоке росли города и заводы, туда стекалась рабочая сила из соседних русских губерний - Курской, Воронежской, Белгородской. Потомки украинских крестьян, приходивших на заработки в города, забывали родной язык. Между тем юг Украины заселялся украинскими и русскими крестьянами, которых менее затейливые, чем Чичиков, русские господа покупали "на вывод в Херсонскую губернию". Большинство этнических украинцев здесь тоже говорят по-русски.

В 1920-е годы советской властью на территории Украины проводили кампанию украинизации населения, а при "паспортизации" население целых городов и сел поголовно записывалось как "украинцы". Эти кампании имели очень жесткий характер. Подобными мерами стремились подавить "реакционный русский шовинизм". За непосещение обязательных "курсов украинизации" увольняли с работы, тотальному геноциду подверглись Русская Православная Церковь и русская интеллигенция.

Политика украинизации была направлена на привлечение на сторону большевиков крестьянских масс. Пролетариат, как и все городское население, был русскоязычным. Большинство горожан Украины к 1920-30-м годам были русскими и евреями. В восточной части Украины сельское население тоже было русскоязычным.

Результатом подобных экспериментов был подъем национального самосознания, обретение авторитета украинского языка и литературы. Если взять языковый фактор, то в начале ХХ века на украинском языке разговаривали преимущественно в сельской местности. В крупных городах использовался русский язык. Следует напомнить, что к тому времени не вся Украина входила в состав Российской империи, а только ее восточная часть. Эти различия видны до сих пор, не смотря на политику украинизации, проводимую в 1930-х годах.

Когда Украина была частью СССР, русский язык был обязательным языком администрации и общественной жизни. Население было частично русифицировано. Благодаря миграционной политике этническая украинская часть населения снизилась с 77% в 1959 году до 73% в 1989 году.

Что касается политики, проводимой украинскими властями в области ограничений русского языка, то на протяжении 1990-х годов и сегодня наблюдается процесс сокращение области его применения. Этот процесс идет по разным направлениям: сокращение количества русских школ, неравномерное процентному составу национальностей учащихся; сокращение количества изданий русскоязычной литературы и периодики, а, кроме того, стремление выработать собственный научный язык, в том числе в медицине и фармакологии.

Если рассмотреть законодательство, адресованное нацменьшинствам страны, то можно увидеть следующую картину: законодательная база обеспечивает гарантии беспрепятственного свободного развития и использования родного языка во всех сферах жизни. Но это только в теории, а на практике происходит как раз обратное. Украинские национал-радикалы преднамеренно искажают законодательство Украины в сфере языков, игнорируют численный национальный состав населения, делают все для того, чтобы термины "родной язык" и "русскоязычное население" были исключены из украинского законодательства. Известные политические силы обостряют языковые проблемы, направляя свои усилия прежде всего против русского языка и русской культуры. Искажается история, очерняются русские исторические деятели.

В связи с сокращением русскоязычных школ многие дети из русскоязычных семей не могут получать образование на родном языке. Тоже наблюдается и в высшей школе, где преподавание на русском языке практически не ведется. Деятельность местных русских организаций подвергается постоянным нападкам со стороны националистических организаций. Имеются многочисленные акты вандализма, направленные против деятельности Русских культурных центров, приходов церквей Московской патриархии и т.п. Идет сокращение СМИ, как русскоязычных, так и ориентированных на другие этнические группы. Кроме того, многие русскоязычные жители не имеют доступа к русским изданиям по причине их отсутствия или дороговизны.

Довольно жестко на Украине идет также борьба среди трех крупнейших конфессий страны: Украинской православной церкви Московской патриархии, Украинской православной церкви Киевской Патриархии и Украинской Греко-католической церкви. Многие российские публицисты и исследователи отмечают, что данные процессы спровоцированы извне Ватиканом и западными странами во главе с США. Европе нужно создание буферного государства, которое бы отделяло Россию от Запада. Официально РПЦ не признавала образование УПЦ КП как раскол, но в тоже время существует тенденция к образованию самостоятельной, автокефальной церкви и подчинения УПЦ МП Киевской митрополии. Подобная политика имеет целью объединение двух православных церквей в одной и полное отделение Украины от России даже в церковных делах.

Из всего сказанного видно, что на Украине идет сильнейшая ломка, связанная с образованием национального государства, прозападно ориентированного и не желающего иметь ничего общего со своей бывшей метрополией, как иные политики воспринимают современную Россию. И главная помеха в данной политике - и восток страны с тоскующим по советскому прошлому населением с коммунистами, и УПЦ МП, которая является ни чем иным, как частью Русской Православной Церкви.

В последние 10 лет на Украине успешно отрабатывался сценарий управляемого кризиса, где политики делали себе имена на оппозиционности президенту и на громких многообещающих лозунгах. В разные времена в различных государствах власти использовали подъем национализма с целью сплотить нацию, но для Украины - государства с достаточно весомыми региональными различиями в экономическом и культурном плане - это становится практически невозможным делом. Органы государственной власти и крайне националистические силы Украины взяли на себя большую ответственность перед историей и будущими поколениями, пытаясь возвести непреодолимую стену не только территориального, но и духовного отчуждения русского и украинского народов. Всю ответственность за соблюдение индивидуальных и коллективных прав как российских, так и украинских соотечественников за достойное обеспечение достойных условий существования населения должны нести государства проживания.