Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.hist.msu.ru/Science/LMNS2002/15.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Tue Oct 2 03:47:30 2012 Кодировка: Windows-1251 |
|
В современной отечественной историографии, посвященной проблемам "новой рабочей истории", особое место занимает проблема механизма взаимоотношений рабочих и предпринимателей. Признавая важность проблемы урегулирования, как правило, конфликтных отношений между нанимателями и наемными рабочими, кажется необходимым подвергнуть самостоятельному анализу историю становления института, выполнявшего на рубеже XIX-XX вв. посред-ническую функцию между предпринимателями и рабочими, - института фабричной инспекции.
Фабричная инспекция - государственный орган, осуществляющий надзор за исполнением рабочего законодательства (в первую очередь, по охране труда и технической безопасности). Следует отметить, что институт фабричной инспекции - общеевропейское явление. Появившись впервые в Англии, фабричная инспекция в период с 1870-х по 1920-е гг. была учреждена в Дании, Франции, Швейцарии, Германии, России, Австро-Венгрии, Лихтенштейне, Бельгии, Голландии, Финляндии, Швеции, Норвегии, Португалии, Венгрии, Болгарии, Италии, Румынии, Испании, Боснии и Герцеговине, Сербии, Греции, Польше, Югославии, Чехословакии [1]. Такой широкий территориальный охват свидетельствует о важности и эффективности фабричной инспекции. Однако, становление, а значит, и основы, и назначение инспекции в России имело свою специфику.
Отечественное трудовое законодательство, начавшееся еще в 1835 г. с регулирования отношений найма, стало воплощаться в жизнь только с середины 1880-х гг., т.е. со времени оформления действующего и облеченного силой закона института фабричной инспекции [2]. Причем организационные формы инспекционной деятельности имеют принципиальное историческое значение, так как именно структура института (механизма), способного контролировать исполнение норм и принуждать к исполнению законов, реально влияла на воплощение законодательства. "Фабричный инспектор - эта новая фигура на фабрике - должен был внести новые начала в отношения хозяев к рабочим" [3].
По точному замечанию участкового фабричного инспектора В.П.Литвинова-Фалинского: "учреждение инспекции в таком обширном государстве, как Россия, и с населением, рассеянным на огромной поверхности, представляло большие трудности" [4]. К таким трудностям, возникающим последовательно и постоянно в процессе развития фабричной инспекции, следует отнести сложности привлечения компетентных кадров, трудности построения правильных взаимоотношений с полицией и местной администрацией, а в центре и министерских взаимоотношений, сложности расширения надзора, связанные как с недостатком необходимой информации, так и с недостатком денежных средств.
В истории фабричной инспекции можно выделить следующие периоды становления института фабричной инспекции, когда изменялась структура, а за ней и отчетность, а, следовательно, и ответственность внутри института фабричной инспекции: 1882-1884 гг. этап, во время которого фабричные инспектора знакомились с промышленностью своих регионов; 1884-1894 гг. этап экспериментальной (в границах нескольких губерний) проверки закона о правилах надзора за взаимоотношениями рабочих и фабрикантов; 1894-1899 гг. этап реорганизации фабричной инспекции, превращение ее в реальный развитый механизм участия государства в фабричной жизни; 1899-1903 гг. этап постепенного подчинения фабричной инспекции местной административной власти, завершившийся прямым подчинением инспекторов губернаторской власти; 1903-1905 гг. предреволюционный этап истории фабричной инспекции, уже подчиненной губернаторам, появление новой формы объединения фабричных инспекторов - съезда.
Развитие института фабричной инспекции как механизма урегулирования конфликтных взаимоотношений между рабочими и предпринимателями касалось, прежде всего: штата инспекторов, территории и объема прав надзора, а также вопросов подчиненности самой фабричной инспекции.
В 1882 г. было учреждено 5 должностей фабричных инспекторов, из которых один был главным (Е.Н.Андреев). На практике были созданы два округа фабричной инспекции - Московский и Владимирский, возглавляемые соответственно И.И.Янжулом и П.А.Песковым.
В 1884 г. состав фабричной инспекции расширился и включал одного главного фабричного инспектора (Я.Т.Михайловского), 9 фабричных инспекторов и 9 их помощников в 9 округах. В Московском округе остался на своем месте И.И.Янжул, а во Владимирском округе - П.А.Песков, в Санкт-Петербургском округе фабричным инспектором стал К.В.Давыдов, в Харьковском - В.В.Святловский, в Киевском - И.О.Новицкий, в Казанском - А.В.Шидловский, в Воронежском - С.И.Миропольский, в Виленском - Г.И.Городков и в Варшавском - К.А.Блюменфельд. Однако, только в границах Московской, Владимирской и Петербургской губерний фабричные инспекторы вели надзор за исполнением правил взаимоотношений между рабочими и предпринимателями. В 1891 г. к этим губерниям были добавлены Варшавская и Петраковская губернии.
В 1894 г. в связи с реорганизацией фабричной инспекции, подчинившей ее непосредственно Департаменту Торговли и Промышленности МФ, надзор за исполнением правил взаимоотношений между рабочими и предпринимателями распространился в сумме на 18 губерний, а личный состав включал 18 старших фабричных инспекторов, 125 фабричных инспекторов и 10 кандидатов, а также 10 делопроизводителей. Для общего контроля за деятельностью инспекции были учреждены должности 3 фабричных ревизоров.
В 1896 г. территория надзора за взаимоотношениями рабочих и предпринимателей распространилась еще на 8 губерний, составив в сумме уже 26 губерний. Год спустя, в 1897 г., с целью создания для всей отечественной промышленности одинаковых правовых условий надзор института фабричной инспекции был распространен на всю Европейскую Россию, включив во внимание надзора еще 34 новых губернии. Для этой цели штат инспекции был пополнен 20 фабричными инспекторами и 3 фабричными ревизорами.
В 1899 г. вместе с созданием Главного по Фабричным и Горнозаводским делам Присутствии была учреждена окружная фабричная инспекция, в штат введены 6 новых должностей - окружных фабричных инспекторов, во всех губерниях назначены по старшему фабричному инспектору. Территория надзора увеличена на Бакинскую губернию, а состав инспектората на 1 старшего фабричного инспектора, 79 фабричных инспекторов. Должности же фабричных ревизоров убавлены до 2. В 1901 г. к территории надзора присоединились Кутаисская и Черноморская губернии, а также губерния Тифлисская.
В 1903 г. на основании рассмотрения причин стачек в центральных губерниях России было принято решение о необходимости подчинить чинов местной фабричной инспекции непосредственно губернаторской власти, что и было сделано, хотя и на временных основаниях.
Таким образом, фабричная инспекция к 1905 г. прошла сложный путь, превратившись из собрания троих (которые, как известно, faciunt collegium) в важный механизм, принимавший живое и деятельное участие в жизни рабочих и урегулировании их отношений с предпринимателями на местах. Однако, в борьбе между интересами "общественного спокойствия" (МВД) и "успехов промышленности" (МФ) о фабричной инспекции как участнике сложных и часто конфликтных отношений рабочих (все более многочисленных) и предпринимателей забывали, а вспоминали о чиновниках, на которых можно было бы возложить новые обязанности, содержание которых зависело от ведомства строившего планы [5].
[1] См. подробнее: Каплун С.И. Фабричная инспекция // Большая советская эн-циклопедия. 1-е изд. М., 1936. Т. 56. Стлб. 543; Он же. Охрана труда и ее орга-ны. 2-е изд. М., 1922. С. 21-46.
[2] См. подробнее: Шелымагин И.И. Фабрично-трудовое законодательство в России (второй половины XIX в.). М., 1947.
[3] Туган-Барановский М.И. Избранное. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в XIX веке. М., 1997. С. 390-391.
[4] Литвинов-Фалинский В.П. Фабричное законодательство и фабричная инспекция. СПб., 1904. С. 284.
[5] Микулин А.А. Фабричная инспекция в России. 1882-1906. Киев, 1906. С.137-168.