Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/regnac.doc
Дата изменения: Wed Apr 8 18:17:25 2009
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:21:51 2012
Кодировка: koi8-r

А.Л. Осипян
Religio et natio: протонациональные дискурсы в Речи Посполитой
на примере Галицкой Руси 16-17 вв.

Syllabus спецкурса.

Очерк истории Галицкой Руси в 13-15 веках (лекция)
Галицкое и Волынское княжества: этно-географическая характеристика.
Взаимоотношения с соседями (Венгрия, Польша, Литва, половцы) и
взаимовлияние. Политическая и конфессиональная эквилибристика галицко-
волынской элиты между Римом, Константинополем и Ордой. Немецкие колонисты и
их влияние на городскую жизнь.
Войны за раздел галицко-волынского наследства 1340-1387 гг. Галицкая
Русь как королевский домен. Изменения в этно-конфессиональном составе
населения Галицкой Руси. Распространение в крае польского права в 1435 г.
Воеводство Руськое в Короне Польской. Немецкое/магдебургское право в
городах. Села на немецком, волоском и руськом праве.

Литература:
1. Яковенко Н.М. Нарис ?стор?? середньов?чно? та ранньомодерно? Укра?ни.
- К.: Критика, 2005. - 583 с. (с.96-131)
2. Janeczek, Andrzej. "Ethnicity, Religious Disparity and the Formation
of the Multicultural Society of Red Ruthenia in the Late Middle Ages,"
On the Frontier of Latin Europe. Integration and Segregation in Red
Ruthenia, 1350-1600, ed. by Thomas WЭnsch and Andrzej Janeczek.
Warsaw: Institute of Archaeology and Ethnology of the Polish Academy
of Sciences; University of Constance, 2004. pp.15-45
3. Skwarczy?ski K. Stanowisko cudzoziemcСw w dawnem polskim prawie
koronnem. - LwСw, 1931

Стратегии интеграции и сегрегации с сер. 16 - до сер. 17 вв.
(лекция и дискуссия)
Сословия и социальные группы. Конфессиональная и этническая
составляющие в правовом положении населения. Разновекторность процессов
интеграции и сегрегации в шляхетском и мещанском сословиях. Экономическая,
политическая и конфессиональная составляющие протонационального дискурса в
Речи Посполитой. Реформация и толерантность. Патриотизм и ксенофобия.
Влияние гуманизма на стратегии презентации и самопрезентации правящих
династий, нобилитета и мещанства в Европе и Речи Посполитой.
Этногенетические концепции Ренессанса. Сарматизм интеллектуальный,
монархический и шляхетский. Контрреформация и ее влияние на
протонациональный дискурс в Европе и Речи Посполитой.

Литература:
1. Меховский М. Трактат о двух Сарматиях, Азиатской и Европейской, и о
находящемся в них. - М., Лен., 1936.
2. Яковенко Н.М. Нарис ?стор?? середньов?чно? та ранньомодерно? Укра?ни.
- К.: Критика, 2005. - 583 с. (с.285-310)
3. Cynarski, S. "The Shape of Sarmatian Ideology in Poland," Acta
Poloniae Historica 19 (1968): 5-17
4. Cynarski S. Sarmatyzm - ideologia i styl ?ycia// Polska XVII wieku:
pa?stwo - spo?ecze?stwo - kultura/ Pod red. Janusza Tazbira. -
Warszawa: Wiedza Powszechna, 1969. - S.220-243
5. Dzi?gielewski J. O tolerancj? dla zdominowanych. Polityka wyznaniow?
Rzeczypospolitej w latach panowania W?adys?awa IV. - Warszawa, 1986. -
227s.
6. Geary, Patrick. The Myth of Nations: The Medieval Origins of Europe.
Princeton and Oxford, 2002
7. Hastings, Adrian. The Construction of Nationhood: Ethnicity, Religion
and Nationalism. Cambridge, 1997
8. Hoppenbrouwers, Peter. "Such Stuff as Peoples are Made on:
Ethnogenesis and the Construction of Nationhood in Medieval Europe,"
The Medieval History Journal 9, no.2 (2006): 195-242
9. K?kolewski I. Kwestie gospodarcze a ksenofobia szlachty w
Rzeczypospolitej w ?wietle literatury propagandowej pierwszego
bezkrСlewia// Mi?dzy Zachodem a Wschodem. - T.IV. - ?ycie gospodarcze
Rzeczypospolitej w XVI-XVIII wieku/ Pod red. Jacka Wijaczki. - Toru?:
Adam Marsza?ek, 2007. - S.58-67
10. K?kolewski I. Mi?dzy korupcj? a ksenofobi?. Zmiany w postrzeganiu
zjawiska korupcji w dawnej Rzeczypospolitej. Zarys problemu// Przegl?d
Historyczny. - 2007. - T.98. - Zs.1. - S.11-26
11. Kulicka, El?bieta. "Legenda o rzymskim pochodzeniu LitwinСw i jej
stosunek do mitu sarmackiego," Przegl?d historyczny 71, nr.1 (1980): 1-
21
12. Newiara A. Wyobra?enia o narodach w pami?tnikach i dziennikach z XVI-
XIX wieku. Katowice: Wydawnictwo Uniwersytetu ?l?skiego, 2000. - 234s.
13. Janeczek, Andrzej. "Ethnicity, Religious Disparity and the Formation
of the Multicultural Society of Red Ruthenia in the Late Middle Ages,"
On the Frontier of Latin Europe. Integration and Segregation in Red
Ruthenia, 1350-1600, ed. by Thomas WЭnsch and Andrzej Janeczek.
Warsaw: Institute of Archaeology and Ethnology of the Polish Academy
of Sciences; University of Constance, 2004. pp.15-45
14. Relacje nuncjuszСw apostolskich i innych osСb o Polsce od roku 1548 do
1690. Berlin; Pozna?, 1864. T.1-2.
15. ?nie?ko D. "Kronika wszytkiego ?wiata" Marcina Bielskiego. Pogranicze
dyskursСw. - Szczecin, 2004. - 356s.
16. Tazbir J. Sarmatyzacja katolicyzmu w XVII wieku// Wiek XVII -
Kontreformacja - Barok. Prace z historii kultury/ Pod red. Janusza
Pelca. - Wroc?aw, Warszawa, KrakСw: Zak?ad Narodowy imienia
Ossoli?skich, PAN, 1970. - S.7-37
17. Tazbir J. Tradycje tolerancji religijnej w Polsce. - Warszawa, 1980.
18. Tazbir J. Reformacja - Kontreformacja - tolerancja. - Wroc?aw:
Wydawnyctwo Dolno?l?skie, 1996.
19. Tazbir J. Pocz?tki polskiej ksenofobii// Tazbir J. Sarmaci i ?wiat. -
KrakСw: Universitas, 2001. - 475s.

Образование и историописание в XVI-XVII вв. (лекция)
Возрождение интереса к античности в Италии XIII-XVI вв. Гуманисты и
антикварии. Городской патриотизм и историописание. Контрреформация. Орден
Иисуса: его образовательная (ratio studiorum) и историографическая
(litterae annuae) программы. Деятельность иезуитов в Речи Посполитой.
Античные авторитеты в образовании и историописании XVI-XVII вв. Roma Caput
Mundi: Рим как умозрительная матрица в историописании. Исследовательские
проекты антиквариев. Падуанский университет и городская историография во
Флоренции XV-XVI вв. Их влияние на образование и историописание в Речи
Посполитой.

Литература:
1.Берк П. Язык и идентичность в Италии начала нового времени// Новое
литературное обозрение. - 1999. - ?36.
2.Меховский М. Трактат о двух Сарматиях Азиатской и Европейской и о
находящемся в них. М., Л.,1936.
3.Шевченко Т. ?зу?тське шк?льництво на укра?нських землях останньо? чверт?
XVI- середини XVII ст. - Льв?в: Св?чадо, 2005.
4.Яковенко Н.М. Латинське шк?льництво ? "шк?льний гуман?зм" в Укра?н? к?нця
XVI - середини XVII ст.// Ки?вська старовина. - 1997. - ?12. - С.11-27.
5. Яковенко Н.М. Нарис ?стор?? середньов?чно? та ранньомодерно? Укра?ни. -
К.: Критика, 2005. - 583 с. (с.131-137)
6.Bienkowski T. Antyk w literaturze i kulturze staropolskiej (1450-1750).
GlСwne problemy i kierunki recepcji. - Wroclaw - Warszawa - Krakow -
Gda?sk, 1976.
7. Burke, Peter. The Renaissance Sense of the Past. New York: St. Martin's
Press, 1970. 154p.
8. Jacks P. The Antiquarian and the Myth of Antiquity. The Origins of Rome
in Renaissance Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 1993.
9. Maciej z Miechowa 1457-1523. Historyk, geograf, lekarz, organizator
nauki. - Wroc?aw, Warszawa: Zak?ad Narodowy imienia Ossoli?skich PAN, 1960.
10. Momigliano A.D. The Rise of Antiquarian Research// The Classical
Foundations of Modern Historiography. Berkeley: University of California
Press, 1990. P.54-79.
11. Moyer A.E. Historians and Antiquarians in the Sixteenth-Century
Florence// Journal of the History of Ideas. - 2003. - Vol.64. - N2. - P.177-
193.
12. Puchowski K. Edukacja historyczna w jezuickich kolegiach
Rzeczypospolitej, 1565-1773. - Gda?sk, 1999.

Античные одежды ренессансных текстов (семинар)
Практическое занятие в форме коллоквиума предполагает обсуждение текста
поэмы Шимона Пекалида «Об Острожской войне» (1600 г.) и статьи проф.
Н.Н.Яковенко. Целью занятия является выявление влияния античных текстов на
описание событий XVI-XVII вв., а именно, наиболее часто используемых
приемов, образов и метафор.

Литература:
1.Пекал?д С. Про Острозьку в?йну п?д П'яткою проти низових// Укра?нськ?
гуман?сти епохи В?дродження. Антолог?я. - Ки?в: Основи, 1995. - Ч.2. - С.40-
77 (особенно с.64-73).
2. Яковенко Н.М. Що за в?йну опису? Шимон Пекал?д у поем? "De bello
Ostrogiano" (1600 р?к)// Яковенко Н.М. Паралельний св?т. Досл?дження з
?стор?? уявлень та ?дей в Укра?н? XVI-XVII ст. - К., 2002. - С.157-188.

Локальный патриотизм в интеллектуальной автобиографии эпохи гуманизма
(семинар)
Изучение автобиографического письма польского гуманиста Станислава
Ориховского (Orzechowski) предполагает подготовку студентами докладов, в
которых они должны выделить основные концепты и фрэймы авторского текста, а
также дать ответы на следующие вопросы:
1.Как автор идентифицирует себя и свою родину?
2.С какой целью отец отправил С.Ориховского на учебу в Вену?
3.Чем именно соблазняли С.Ориховского (по его словам) Мартин Лютер и Филипп
Меланхтон?
4.Каких античных авторов изучал С.Ориховский?
5.Чем отец мотивировал свое желание видеть Станислава священником?
6.Какой догмат католической церкви С.Ориховский критиковал с наибольшей
силой? Почему?
7.Какие достоинства невесты обусловили выбор С.Ориховского? В каком порядке
вы бы расположили эти качества?
8.Что в действиях епископов возмутило шляхту? Почему она встала на защиту
Ориховского?
9.Как бы вы охарактеризовали религиозные чувства С.Ориховского?
10. Каково ваше отношение к С.Ориховскому?

Литература:
1. Ор?ховський-Роксолан С. Лист до Яна Франц?ска Коммендон?: 10 грудня
1564р.// Укра?нська л?тература XIV - XVI ст. К., 1988. С.155-166.

На занятии происходит презентация и обсуждение докладов.

Локальный патриотизм в мещанской поэзии эпохи гуманизма (семинар)
Изучение поэм львовского мещанина Себастиана Кленовича
(Klonowicz/Acernus) "Roxolania" (1584) и "Flis" (1595) предполагает
подготовку студентами докладов, в которых они должны выделить основные
концепты и фрэймы авторского текста, а также дать ответы на вопросы,
сфокусированные вокруг проблемы идентификации автором своей родины.

Литература:
1. Кленович С.Ф. Роксолан?я // Укра?нська поез?я XVI ст. - К.,
1978.
2. Klonowicz S.F. Roxolania. - Warszawa: IBL: "Pro cultura literaria",
1996. - 167s.
3. Klonowicz S.F. Flis, to jest spuszczanie statkСw Wis?? i inszymi
rzekami do niej przypadaj?cymi/ Wyd. Adam Karpi?ski. - Wroc?aw:
Panstwowy Instytut Wydaw., 1984. - 129s.
4. Wi?niewska H. Renesansowe ?ycie i dzie?o Sebastiana Fabiana
Klonowicza. - Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-
Sk?odowskiej, 2006. - 328s.

Львов - город четырех «наций» (лекция)
Основание Львова и его полиэтнический характер. Социально-
топографическая структура города. Городское самоуправление. Экономическое
развитие города и его социальная структура. Основные этно-конфессиональные
группы населения Львова. Сегрегация, маргинализация, аккультурация. Зримые
образы конкуренции: соперничество в экономике, суде, при дворе и в
архитектуре. Использование прошлого в настоящем и конструирование
«полезного прошлого».

Литература:
1. Капраль М.М. Нац?ональн? громади Львова XVI-XVIII ст.: Соц?ально-
правов? вза?мини. Льв?в, 2003. (особенно с.281-313)
2. Капраль М.М. Правовое положение украинской общины города Львова XVI-
XVIII вв.// Белоруссия и Украина. История и культура. - М., 2003. -
С.239-253.
3. Лехаци С. Путевые заметки. М.,1965.
4. Ос?пян О.Л. "Реляц?я" Льв?вського католицького арх??пископа Яна-Анджея
Прухницького (1622 р.) як джерело з ?стор?? в?рменсько? громади
Львова// Укра?нський ?сторичний журнал. - 2006. - ?2. - С.190-205.
5. Осипян А.Л. За правами к королю: власти, религия и конструирование
полезного прошлого армянской общиной Львова в XVI-XVII вв.// Казус.
Уникальное и индивидуальное в истории - 2006. - М.: ОГИ, 2007. - С.296-
333.
6. Прив?ле? м?ста Львова XIV-XVIII ст./ Упор. М.Капраль. Льв?в, 1998.
7. Прив?ле? нац?ональних громад м?ста Львова (XIV-XVIII ст.)/ Упор.
М.Капраль. Льв?в, 2000.
8. ?ozi?ski W. Patrycjat i mieszcza?stwo lwowskie w XVI-XVII wieku.
LwСw,1892.


Языки самоописания Львова XVII в.: сравнительный анализ двух текстов
(семинар)
Практическое занятие предполагает работу с фрагментами двух текстов по
истории Львова, а именно, описания основания города и его населения. Авторы
- львовские мещане, жившие в конце XVI-XVII вв. - Иоганн Альнпек («Описание
города Львова») и Юзеф-Бартоломей Зиморович («Тройной Львов»). Медленное
чтение и контент-анализ избранных фрагментов. Влияние гуманизма и
Контрреформации, классических (античных) текстов и антикварной литературы
на описания города. Способы передачи пограничного положения города в
текстах. Основные этно-конфессиональные группы горожан Львова, их
позиционирование и разграничение в жизни и текстах. Ценностные ориентиры и
литературные приемы авторов. Формирование студентами собственных
исследовательских тем на перспективу.
Литература:
1. Alnpekius I. Topographia civitatis Leopolitanae// Rachwa? S. Jan
Alnpek i jego "Opis miasta Lwowa" z pocz?tku XVII w. LwСw, 1930.
(перевод избранных фрагментов)
2. Zimorow?cz J.-B. Leopolis triplex// Zimorow?cz J.-B. Opera quibus res
gestae urbis Leopolis illustrantur/ Edidit C.J.Heck. LwСw, 1899.
(перевод избранных фрагментов)
3. Heck K. JСzef Bartolomiej Zimorowicz burmistrz, poeta i kronikarz
lwowski. LwСw, 1897.
4. Rachwa? S. Jan Alnpek i jego "Opis miasta Lwowa" z pocz?tku XVII w.
LwСw, 1930. P.1-9.
5. RС?ycki, Edward. Alembekowie i ich ksi?gozbiory. Z dziejСw kultury
umyslowej mieszcza?stwa lwowskiego okresu renesansu i baroku.
Katowice, 2001. 195s.
6. Skoczek J. Lwowskie inwentarze biblioteczne w epoce Renesansu. LwСw,
1939. 485s.