Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/arapov.doc
Дата изменения: Fri Apr 23 19:33:31 2010
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:18:11 2012
Кодировка: koi8-r

Д.Ю. Арапов (МГУ)
Ислам и советское государство (1917-1991 гг.)
Материалы для лекции.
I. Основные этапы истории советского ислама.
А) 1917-1929 гг. Период относительно терпимого отношения соввласти к
исламу. Это объяснялось как внутренними, так и внешними причинами.
Большевики, в частности, рассчитывали использовать «мусульманский мир» в
борьбе с Антантой. Основным центром советского «мусульманства» являлось
основанное в Уфе в 1920 г. Центральное Духовное управление мусульман
Европейской России и Сибири (ЦДУМ). Деятельность ислама контролировалась
Отделом (позднее Комиссией) по вопросам культов при ВЦИК и органами
госбезопасности ВЧК-ОГПУ. Их работа направлялась компартией, выступавшей в
СССР в качестве своего рода «коллективного государя». В эти годы в стране
постепенно складывалась система фактического «двоеверия». При всех
официальных заклинаниях о курсе политики т.н. «научного атеизма» на
практике активно формировался, начиная с 1924 г., государственный, по сути
своей неоязыческий культ Ленина. Все граждане страны Советов должны были
прежде всего поклоняться символам и знакам этой новой сакральной системы
(мавзолей, памятники, бюсты умершего вождя). Только затем верующие могли
обращаться к своим богам, в том числе Аллаху. Политика внедрения подобного
«двоеверия» продолжалась вплоть до конца существования СССР.
Б) 1929-1941 гг. Это период беспощадного разгрома ислама, как и всех
других религий в СССР. Мечети в массе своей закрывались, служители
исламского культа репрессировались, мусульманские духовные структуры
ликвидировались, работа ЦДУМ была заморожена. К лету 1941 г. в Европейской
России действовала только одна мечеть (ныне Московская Соборная мечеть у
станции метро «Проспект Мира»). Решающую роль в надзоре над исламом и
мусульманами в те годы играли чекистские структуры (в 1929-1934 гг. ОГПУ, с
1934 г. Главное управление госбезопасности НКВД).
В) 1941-1953 гг. Это время определенного оживления бытия
отечественного «мусульманства». Война 1941-1945 гг. заставила руководство
СССР в целях расширения политической устойчивости режима пойти на
определенные уступки в области религии, в том числе и в отношении к исламу.
Было заметно расширено число действующих мечетей, снова заработал ЦДУМ в
Уфе. В 1943-1944 гг. по указанию И.В. Сталина и при активном участии
чекистов были образованы новые исламские региональные структуры - Духовные
управления мусульман Средней Азии и Казахстана, мусульман Северного Кавказа
и мусульман Закавказья. В Москве для общего контроля за неправославными
верованиями (в том числе исламом) в 1944 г. был создан Совет по делам
религиозных культов (с 1965 г. Совет по делам религий) при Правительстве
СССР. По инструкции, утвержденной И.В. Сталиным, работники данного Совета
должны были: «1) неуклонно направлять деятельность религиозных объединений
в СССР в сторону всемерного суживания ее масштабов.; 2) ограничивать
деятельность религиозных объединений пределами молитвенных зданий и только
отправлением культа; 3) осуществлять неослабное наблюдение за деятельностью
религиозных центров.; 4) решительно пресекать деятельность всяких
религиозных формирований. если они по своему направлению являются. крайне-
мистическими [т.е. имелись в виду мусульманские суфийские братства - Д.А.];
5) не препятствовать установлению или использованию международных связей
некоторыми религиозными объединениями в СССР, но лишь в той мере, в какой
они представлялись необходимыми, прежде всего с точки зрения [пропаганды -
Д.А.] существующей в СССР свободы религии.»[1] Данные откровенные,
достаточно ханжески-лицемерные по своей сути указания сохраняли свою силу
вплоть до конца существования коммунистического строя. Ими
руководствовались в своей деятельности, как советские структуры, так и
органы госбезопасности.
Г) 1953-1985 гг. Это период относительной стабильности в существовании
отечественной мусульманской общины. В это время в стране легально
существовало несколько сот мечетей (на 1985 г. около 400). В своих
выступлениях официально признанные служители исламского культа всячески
подчеркивали свою «советскость» и преданность существовавшему
квазисоциалистическому государственному строю. В то же время очевидно, что
чиновники «от религии», как прагматики, предпочитали закрывать глаза и как
бы не видеть существующую реальность. Она заключалась в том, что в 1983 г.
после прихода к власти Ю.В. Андропова в «закрытом» порядке было
констатировано наличие в стране десятков тысяч (!) нелегальных мечетей, то
есть фактически был признан полный провал всей многолетней антиисламской
«научно-атеистической» деятельности.[2]
Д) 1985-1991 гг. Время т.н. «перестройки» - эта эпоха обвала всей
старой советской религиозной политики, создания обширной сети легальных
мечетей и резкого увеличения числа служителей исламского культа. В те годы
многие политики в мусульманских районах СССР, выкинув партбилеты, всячески
старались показать свою искреннюю преданность исламу как традиционной вере
предков. Между ними началось своего рода соревнование за скорейшее
совершение паломничества в Мекку. Активно поощрялось издание массовыми
тиражами Корана, ряда книг и справочников по «мусульманству». В 1990-1991
гг. ушла в небытие вся старая система государственного контроля над
религиями: были упразднены Совет по делам религий и КГБ. Начался новый,
посткоммунистический период истории отечественного ислама.
II. Источники и их издания.
Среди письменных источников по истории советского ислама можно
выделить следующие виды: 1) Партийные материалы (программы компартии 1919 и
1961 гг., постановления партийных съездов, пленумов и аппарата ЦК,
затрагивающие исламские сюжеты); 2) Законодательные акты (например, Декрет
1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви, Декрет 1924
г. о преподавании мусульманского вероучения, инструкция 1929 г. «О
религиозных объединениях»); 3) Делопроизводственные документация: а)
Отчеты; б) Протоколы заседаний партийных и советских структур; в) Донесения
уполномоченных Совета по делам религий; г) Справки; д) Записи бесед с
мусульманскими духовными лицами; е) Служебные письма; ж) Наказы Совета по
делам религий мусульманским паломникам в Мекку; 4) Материалы личного
происхождения (частные письма и мемуары; 5) Публицистика (особенно
«противомусульманская» публицистика 20 - 30-х гг.); 6) Статистический
материал (при всей его типично советской малой достоверности). К сожалению,
число публикаций документов по данной теме пока весьма незначительно, в
ряде случаев они находятся в печати.[3]

II. Историография.
Среди работ советского времени стоит выделить «противомусульманские»
произведения Л.И. Климовича и фундаментальную монографию Т.С. Саидбаева,
посвященную анализу места ислама в обществе.[4]
В кругу работ постсоветского времени можно отметить наличие двух
групп: 1) работы, освещающие историю советского ислама в целом (труды А.А.
Алова, Н.Г. Владимирова, А.В. Малашенко)[5]; 2) работы, характеризующие
положение мусульман в разных районах СССР (книги Г.Б. Фаизова, А.Б.
Юнусовой, И.Х. Сулаева и др.).[6] Стоит подчеркнутьзначение цикла
справочников, выпущенных за последние годы в Москве, Казани и Нижнем
Новгороде.[7]
IV. Темы возможных докладов и сообщений.
1) Советское законодательство об исламе.
2) Ислам в СССР в 1917-1929 гг.
3) Ислам в СССР в 1929-1941 гг.
4) Ислам в СССР в 1941-1945 г.
5) Ислам в СССР в 1945-1953 гг.
6) Ислам в СССР в 1953-1985 гг.
7) Ислам в СССР в 1985-1991 гг.
-----------------------
[1] Мусульманский триптих: ислам и советская власть. 1917-1949-1982 (Публ.
Д.Ю. Арапова) // Pax Islamica (Мир ислама). 2009. ? 1 (2). С. 294-295.
[2] Там же, С. 261.
[3] Ислам и советская власть. 1926. Вып. 1. Сост. Д.Ю. Арапов, Г.Г. Косач.
М., 2010; Ислам и советское государство. 1917-1936. Вып. 2. Сост. Д.Ю.
Арапов. (в печати); Ислам и советское государство. 1944-1990. Вып. 3. Сост.
Д.Ю. Арапов. (в печати).
[4] Климович Л. Содержание Корана. М., 1929; Саидбаев Т.С. Ислам и
общество. Опыт историко-социологического исследования. М., 1984.
[5] Алов А.А. Владимиров Н.Г. Ислам в России. М., 1996; Малашенко А.В.
Исламское возрождение в современной России. М., 1998.
[6] Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье.
Уфа. 1995; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа. 1999; Сулаев И.Х.
Государство и мусульманское государство в Дагестане: история
взаимоотношений. (1917-1991). Махачкала. 2009.
[7] Ислам на Европейском Востоке. Казань. 2004; Ислам на Нижегородчине.
Нижний Новгород. 2005; Ислам в Москве. М., 2007; Ислам в Санкт-Петербурге.
М., 2008; Ислам в Центрально-Нечерноземном районе. М., 2009; Ислам на
Урале. М., 2009.