Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.hist.msu.ru/Departments/OI2/teach/alexander_ii.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sun Apr 10 16:19:15 2016 Кодировка: Windows-1251 |
|
Лекция 1-2.
Задачи курса, источники, историография.
Об Александре II написано достаточно много и в российской, и в западной историографии. Это книги, статьи, очерки исследовательские и научно-популярные. Но при этом многообразии остался аспект малоизученный и даже четко не поставленный как проблема исследования - понимание, восприятие Александром II положения России в мире и внутриполитической ситуации в стране, которой после смерти отца - императора Николая I - он был призван управлять.
Государственные интересы России, ее международное положение и внутреннее развитие отражались в реальной политике лишь постольку, поскольку воспринимались и осознавались монархом, влиятельными лицами императорской фамилии, правящей бюрократией. Их понимание международной обстановки, сложившейся после Восточной (Крымской) войны, и задач, стоящих перед страной, их политика, направленная на восстановление роли и места России в мире как великой державы, несомненно представляют большой интерес и требуют внимания и изучения. Сегодня, когда предпринимаются поиски новых подходов к историческому исследованию, чтобы 'повернуть историю лицом к человеку', такая задача представляется своевременной и ее решение не повторяет уже написанного об Александре II и политике его царствования.
Другая задача спецкурса: через личность и деятельность Александра II раскрыть взаимосвязь внутренней и внешней политики, управления центром и окраинами, территориального оформления империи и места России в мире.
Мой путь к теме: не от историографии, не от литературы об Александре II. Интерес к личности Александра II возник в связи с исследованием истории подготовки отмены крепостного права, в которой роль императора оказалась самостоятельной и важной, но по условиям времени (1970-80-х гг.) не могла быть раскрыта. Затем этот интерес многократно усилился по мере ознакомления с личным фондом Александра II, его дневниками, многочисленными письмами и другими архивными материалами, публикацией которых я занимаюсь.
В спецкурсе учитывается и рассматривается историография: специальная об Александра II и общая о его политике, российская и западная. До сих пор труд С.С.Татищева, хотя и вышедший более 100 лет назад, остается наиболее фундаментальным (особенно о роли Александра II во внешней политике). Среди современных исследований особого внимания заслуживают труды Б.Линкольна, Н.Перейра, Р.Уортмана, статьи М.Д.Долбилова.
В своем подходе к исследованию Александра II в истории России я ориентируюсь на метод, емко и образно сформулированный В.О.Ключевским (хотя и для другого персонажа истории): 'Для нас Екатерина II не может быть ни знаменем, ни мишенью, но только предмет изучения'. Такой подход оправдан для любой биографии и, конечно, для Александра II тоже.
Спецкурс оригинальный - основан главным образом на источниках, преимущественно мемуарных и эпистолярных, самого Александра II и его современников (особенно Д.А.Милютина, П.А.Валуева, вел. кн. Константина Николаевича и др.). А также и документальных: с пометами Александра II на докладах министров, на депешах и записках дипломатических сотрудников и других материалах.
Лекция 3.
Наследник престола цесаревич Александр Николаевич.
Лекция 4.
Воцарение Александра II 19 февраля 1855 г. Парижский мир 1856 г. и новые политические задачи власти. Первая 'оттепель' в России.
Лекция 5.
Александр II и отмена крепостного права.
Лекция 6.
Царь-освободитель в заботах о границах империи. 1856-1862.
Лекция 7.
Александр II в первые годы свободной России. 1861-1865. Продолжение Великих реформ, отношение Александра II к земству и Судебным Уставам.
Лекция 8.
Частная жизнь и государственные дела императора (сер. 60-х - сер. 70-х гг.).
Лекция 9.
Александр II и восточный вопрос в середине 1870-х гг.
Лекция 10.
Последний год жизни и царствования. Череда покушений на императора. Выбор Александром II М.Т.Лорис-Меликова и его программы.
Лекция 11.
Заключение к спецкурсу.
Конкретно-исторические выводы о личности Александра II и его государственной деятельности.
Общее методологическое значение спецкурса.
Рекомендуемые источники и литература:
В начало О кафедре Сотрудники Научная работа Учебный процесс Новости