Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.hist.msu.ru/Departments/OI2/teach/cinema.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sun Apr 10 15:42:11 2016 Кодировка: Windows-1251 |
|
Примерная продолжительность: 20 академических часов.
Цель: проследить процесс трансформации хозяйственной и художественной систем отечественного кино от момента ее возникновения до оформления общего контура советской киноиндустрии.
Средства: Проследить процесс перемен по трем основным направлениям:
1) административно-идеологическому (история учреждений и нормативно-правовых актов);
2) коммерческому (история экономических институтов и хозяйственной деятельности киноотрасли);
3) художественному (история художников и художественного процесса).
Конечной задачей является демонстрация преобразования коммерческо-развлекательной системы отечественного кинематографа в инструмент проведения государственной политики советского времени.
При этом основной упор предполагается сделать на исследовании и разъяснении основных форм проявления исторического сознания в кинематографе, как-то: хроникальное кино, исторические фильмы, экранизации и проч.
Лекция 1. 'Кино как исторический источник'.
Кинематограф (далее - К.) как культурный и эстетический феномен. Место К. в эстетической системе рубежа XIX-XX веков. Визуальный историзм как культурное явление. Его характерные черты.
Лекция 2. 'Отечественный кинематограф как источник исследования исторического сознания'.
Особенности художественной системы России рубежа XIX-XX веков. Изменение роли литературы. Становление новых художественных течений. Культ художника в период распада символистического мифа. Русский исторический миф и его отражение в кинематографе. Хроникальные и батальные картины.
Лекция 3. 'Русское кино в ряду европейских' (1896-1914) (Художественный аспект).
Коммерческое и художественное кино. Индустрия кинозвезд. Русский К. в поисках традиции. Французская школа. Шведская школа. Австро-венгерское кино. Кино США (МакСеннет, Гриффит). Комическая традиция (М.Линдер, Чаплин, Фатти и пр.). влияние и отражение.
Лекция 4. 'Русское кино в ряду европейских' (1896-1914) (Административный и коммерческие аспекты).
Коммерческое и надзорное законодательство. Схема субсидирования К., норма прибыли, оборачиваемость капитала, коммерческая выгода. Сравнение бизнеса К. с традиционными художественными и хозяйственными бизнесами. Студии Ханжонкова, Дранкова, Мина. Русское отделение 'Пате'. Деятельность А.Ягельского, А.Дон-Отелло.
Лекция 5. 'Эволюция художественной системы отечественного кино (1915-1924). Основные персоналии'.
Звезды немого кино: В.Холодная, В.Полонский, В.Максимов, Крупнейшие постановщики: Я.Протазанов, П.Чардынин, Е.Бауэр, Л.Кулешов, В.Старевич. Жанровая система К. и пути ее трансформации: хроникальные фильмы, военная хроника, комедии,
мелодрамы, панорамные картины, научно-популярные ленты, детское кино, анимация.
Лекция 6. 'Эволюция художественной системы отечественного кино (1915-1924). Основные произведения'.
Эксперименты Л.Кулешова. 'Пиковая дама' П.Чардынина, 'Поликушка' с участием И.Москвина, 'Не для денег родившийся' с участием В.Маяковского. Картины, поставленные В.Мейерхольдом и А.Таировым. Первые фильмы Дзиги Вертова.
Лекция 7. 'Эволюция административно-идеологической системы (1915-1924)'.
Проблема огосударствления К. Проект Г.Щавельского 1916 года. Цензурные постановление. К. и российский 'сухой закон'. Деятельность Скобелевского комитета. Февральская революция. Первые мероприятия новой власти. К. и октябрьский переворот. Борьба за Контроль над К. со стороны НКП, ВСНХ и профсоюзов. Декрет 27 августа 1918 года. Процесс национализации (административный аспект). Становление цензурных учреждений. Эмиграция и появление новой генерации кинодеятелей.
Лекция 8. 'Эволюция материально-технической базы отечественного кинематографа (1915-1927)'.
К. в условиях хозяйственного кризиса. К. в условиях кризиса денежного обращения. Проблема проката и распада системы дистрибуции. Проблема сборов. Проблема экспорта картин и пленки. Кризис системы контрактов. Кинематографическая техника. Судьба студий и кинематографических товариществ. Кино юга России.
Лекция 9. 'Наследие художественной системы 1896-1924 гг. Художественный аспект'.
Деятельность российских кинематографистов в новых условиях. Трансформация российского исторического мифа. Наследие российского К. и творчество С.Эйзенштейна, А.Медведкина, Дзиги Вертова и фэксов.
Лекция 10. 'Наследие художественной системы 1896-1924 гг. Административно-идеологический и хозяйственные аспекты.'
Эволюция учреждений последующего времени. Опыт до- и пореволюционного кинематографа в позднейшем администрировании. Основные акты и персоналии. Новейший историзм и пути его трансформации.
Рекомендуемые источники и литература:
Источники:
Кинематографические тексты наиболее значимых фигур отечественного кинематографа:
Литература:
Периодика:
Исследования и мемуары:
Монографии:
Работы по теме:
В начало О кафедре Сотрудники Научная работа Учебный процесс Новости