Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.hist.msu.ru/Departments/OI2/teach/cinema.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 15:42:11 2016
Кодировка: Windows-1251
История отечественного кинематографа (1890-е - 1920-е гг.). Спецкурс
 
 
  Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

'История отечественного кинематографа (1890-е - 1920-е гг.)'

Ст. преп. О.Г.Юмашева


Примерная продолжительность: 20 академических часов.

Цель: проследить процесс трансформации хозяйственной и художественной систем отечественного кино от момента ее возникновения до оформления общего контура советской киноиндустрии.

Средства: Проследить процесс перемен по трем основным направлениям:

1) административно-идеологическому (история учреждений и нормативно-правовых актов);

2) коммерческому (история экономических институтов и хозяйственной деятельности киноотрасли);

3) художественному (история художников и художественного процесса).

Конечной задачей является демонстрация преобразования коммерческо-развлекательной системы отечественного кинематографа в инструмент проведения государственной политики советского времени.

При этом основной упор предполагается сделать на исследовании и разъяснении основных форм проявления исторического сознания в кинематографе, как-то: хроникальное кино, исторические фильмы, экранизации и проч.

Лекция 1. 'Кино как исторический источник'.

Кинематограф (далее - К.) как культурный и эстетический феномен. Место К. в эстетической системе рубежа XIX-XX веков. Визуальный историзм как культурное явление. Его характерные черты.

Лекция 2. 'Отечественный кинематограф как источник исследования исторического сознания'.

Особенности художественной системы России рубежа XIX-XX веков. Изменение роли литературы. Становление новых художественных течений. Культ художника в период распада символистического мифа. Русский исторический миф и его отражение в кинематографе. Хроникальные и батальные картины.

Лекция 3. 'Русское кино в ряду европейских' (1896-1914) (Художественный аспект).

Коммерческое и художественное кино. Индустрия кинозвезд. Русский К. в поисках традиции. Французская школа. Шведская школа. Австро-венгерское кино. Кино США (МакСеннет, Гриффит). Комическая традиция (М.Линдер, Чаплин, Фатти и пр.). влияние и отражение.

Лекция 4. 'Русское кино в ряду европейских' (1896-1914) (Административный и коммерческие аспекты).

Коммерческое и надзорное законодательство. Схема субсидирования К., норма прибыли, оборачиваемость капитала, коммерческая выгода. Сравнение бизнеса К. с традиционными художественными и хозяйственными бизнесами. Студии Ханжонкова, Дранкова, Мина. Русское отделение 'Пате'. Деятельность А.Ягельского, А.Дон-Отелло.

Лекция 5. 'Эволюция художественной системы отечественного кино (1915-1924). Основные персоналии'.

Звезды немого кино: В.Холодная, В.Полонский, В.Максимов, Крупнейшие постановщики: Я.Протазанов, П.Чардынин, Е.Бауэр, Л.Кулешов, В.Старевич. Жанровая система К. и пути ее трансформации: хроникальные фильмы, военная хроника, комедии,

мелодрамы, панорамные картины, научно-популярные ленты, детское кино, анимация.

Лекция 6. 'Эволюция художественной системы отечественного кино (1915-1924). Основные произведения'.

Эксперименты Л.Кулешова. 'Пиковая дама' П.Чардынина, 'Поликушка' с участием И.Москвина, 'Не для денег родившийся' с участием В.Маяковского. Картины, поставленные В.Мейерхольдом и А.Таировым. Первые фильмы Дзиги Вертова.

Лекция 7. 'Эволюция административно-идеологической системы (1915-1924)'.

Проблема огосударствления К. Проект Г.Щавельского 1916 года. Цензурные постановление. К. и российский 'сухой закон'. Деятельность Скобелевского комитета. Февральская революция. Первые мероприятия новой власти. К. и октябрьский переворот. Борьба за Контроль над К. со стороны НКП, ВСНХ и профсоюзов. Декрет 27 августа 1918 года. Процесс национализации (административный аспект). Становление цензурных учреждений. Эмиграция и появление новой генерации кинодеятелей.

Лекция 8. 'Эволюция материально-технической базы отечественного кинематографа (1915-1927)'.

К. в условиях хозяйственного кризиса. К. в условиях кризиса денежного обращения. Проблема проката и распада системы дистрибуции. Проблема сборов. Проблема экспорта картин и пленки. Кризис системы контрактов. Кинематографическая техника. Судьба студий и кинематографических товариществ. Кино юга России.

Лекция 9. 'Наследие художественной системы 1896-1924 гг. Художественный аспект'.

Деятельность российских кинематографистов в новых условиях. Трансформация российского исторического мифа. Наследие российского К. и творчество С.Эйзенштейна, А.Медведкина, Дзиги Вертова и фэксов.

Лекция 10. 'Наследие художественной системы 1896-1924 гг. Административно-идеологический и хозяйственные аспекты.'

Эволюция учреждений последующего времени. Опыт до- и пореволюционного кинематографа в позднейшем администрировании. Основные акты и персоналии. Новейший историзм и пути его трансформации.

Рекомендуемые источники и литература:

Источники:

Кинематографические тексты наиболее значимых фигур отечественного кинематографа:

Литература:

Периодика:

Исследования и мемуары:

Монографии:

Работы по теме:


В начало    О кафедре    Сотрудники    Научная работа    Учебный процесс    Новости