Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.hist.msu.ru/Departments/Inf/Stud/networks.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Tue Oct 2 14:53:09 2012
Кодировка: Windows-1251
Основы сетевых технологий для историков. Спецкурс
 
  Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница кафедры исторической информатики  

Методические материалы к спецкурсу
«Основы сетевых технологий для историков»

Авторы: асс. Володин А.Ю., Ульянов О.М.

I семестр 2005/2006 уч. года


В цели спецкурса входит изучение основ технологий, используемых для построения современных компьютерных сетей, прежде всего, применительно к практике исторической науки в ее научных и образовательных ипостасях в научно-исследовательских, музейных и образовательных организациях.


В задачи курса входит освоение информации по двум взаимосвязанным частям курса- Интернет-технологии (Internet) и технологии построения локальных сетей (intranet).
Первая часть «Интернет-технологии (Internet)» (темы 1-6) включает лекции и семинарские занятия по истории сетевой архитектуры и ключевых технологий, включая DNS, TCP/IP, WWW; в ней рассматриваются основные средства коммуникации (e-mail, пейджинг, листы рассылки, дискуссионные группы, блоги, форумы), изучаются основые принципы и методы администрирования сетевых средств коммуникации (рассылки, группы, форумы, блоги).

Вторая часть курса «Технологии построения локальных сетей (intranet)» (темы 7-14) лекции и семинарские занятия, на которых рассматриваются принципы и способы передачи информации в локальных сетях, модель взаимодействия открытых системы (OSI), принципы защиты информации, изучаются основы построения локальных систем (на базе Windows), технология Ethernet, правила использования антивирусного программного обеспечения и брэндмауеров, особенности модемных соединений и беспроводных сетей.

По итогам курса проводится экзамен (c оценкой), включающий письменное зачетное задание.
© Peter Steiner («The New Yorke», 1993, July 5, p. 61 (Vol. 69 (LXIX) no. 20)
«В Интернет, никто не узнает, что ты — собака»
(© Peter Steiner, 1993).

I. Тематический план

??НАЗВАНИЕ ТЕМЫВсего
часов
1.История создания и развития компьютерных сетей2
2.Web-страницы, электронные ресурсы, порталы исторической тематики. Хостинг2
3.Основные средства коммуникации (электронная почта, ICQ, IRC, листы рассылки, дискуссионные группы, форумы и блоги)2
4.Принципы и методики администрирования средств коммуникаций (рассылки, группы, блоги, форумы)4
5.CMS для создания электронных ресурсов. Принципы поиска в Интернет, организация поисковых систем4
6.Netикет. Авторское право. Электронный PR2
7.Принципы передачи информации в локальных сетях. Физические способы передачи данных2
8.Модель OSI и стек протоколов TCP/IP2
9.Принципы защита информации в локальных сетях2
10.Построение сети на базе ОС Windows 2000-XP: основные сетевые компоненты2
11.Построение сети на базе ОС Windows 2000-XP: настройка клиента сети2
12.Файерволлы (брэндмауер) и антивирусное ПО2
13.Основные принципы взаимодействия на основе модемов2
14.Беспроводные сети передачи данных как альтернатива ЛВС и технологии Ethernet2
Итого:32

II. Формы контроля

Оценка работы студентов складывается из следующих элементов:

  1. Участие в дискуссиях по темам 2-4.
  2. Практикум по теме 5 (работа по протоколу ftp, конфигурирование связи с базой данных MySQL, использование администраторской панели).
  3. Участие в «круглом столе» по темам 6.
  4. Практикумы по темам 8, 9, 11-13.
  5. Итоговое (зачетное) письменное задание.

III. Базовая литература

IV. Содержание программы

ТЕМА 1. История создания и развития компьютерных сетей

1.1. История создания Интернет и World Wide Web (Ванневар Буш, Теодор Нельсон, ARPANET (1969), TCP/IP (1976), WWW Тим Бернерс-Ли (1990), Mosaic (1992).

1.2. Основные архитектурные составляющие Всемирной сети, каналы и шлюзы (WWW).

1.3. Доменные имена и правила их регистрации (DNS).

Полезные ресурсы:

ТЕМА 2. Web-страницы, электронные ресурсы, порталы исторической тематики. Хостинг.

2.1. Контент, навигация, дизайн.

2.2. Понятие электронного документа, его основные форматы и атрибуты. META-информация.

2.3. Ретроконверсия и правила публикации исторических документов в электронном формате.

2.4. Хостинг: основные возможности и услуги, преимущества и недостатки. Организация FTP-доступа (на примере использования программы Filezilla).

Полезные ресурсы:

ТЕМА 3. Основные средства сетевой коммуникации.

3.1. Электронная почта.

3.2. Пейджинговые службы в Интернет (ICQ, MSN, Yahoo!, AIM, Google Talk).

3.3. Листы рассылки и дискуссионные группы.

3.4. Форумы и сетевые журналы (блоги: LiveJournal, Blogger).

3.5. Редактируемые энциклопедии (Wikipedia). Троллинг.

Полезные ресурсы:

ТЕМА 4. Принципы и методики администрирования средств коммуникаций (рассылки, группы, блоги, форумы).

4.1. Правила организации и поддержки листов рассылки (qmailadmin 1.2.3) и дискуссионных групп (Google Groups).

4.2. Технология создания и поддержки сетевого журнала (BlogCMS).

4.3. Создание и администрирование форума (InvisionBoard, MiniBB).

Полезные ресурсы:

ТЕМА 5. CMS для создания электронных ресурсов. Принципы поиска в Интернет, организация поисковых систем.

5.1. CMS - системы управления содержанием электронного ресурса (Обзор технологий Wiki и Mambo).

5.2. Принципы работы CMS (на примере сервера Мамбо): загрузка, конфигурирование, управление.

5.3. Принципы поиска в Интернет и организации поиска на отдельном сайте.

Полезные ресурсы:

ТЕМА 6. Netикет. Авторское право. Электронный PR.

6.1. Сетевой этикет: правила и пути их соблюдения.

6.2. Авторское право в Интернет (международный и российский опыт).

6.3. Электронный PR, правила поисковой оптимизации. Счетчики и индекс цитирования.

Полезные ресурсы:

ТЕМА 7. Принципы передачи информации в локальных сетях. Физические способы передачи данных.

7.1. Типы кабелей. Системы кодирования. Стандарты локальных сетей (Ethernet, Fast Ethernet, Token Ring, FDDI).

7.2. Характеристика семейства сетей Ethernet - среда передачи, технология доступа к среде передачи - CSMA/CD, ограничения размера сети.

7.3. Основные сетевые устройства (адаптеры, свичи, хабы, маршрутизаторы и т.д.). Альтернативные способы соединения компьютеров (LPT, USB).

Полезные ресурсы:

ТЕМА 8. Модель OSI и стек протоколов TCP/IP.

8.1. Общая характеристика модели OSI. Краткий обзор основных стеков протоколов. Стек протоколов TCP/IP как пример реализации модели.

8.2. История создания, принципы функционирования TCP/IPv4 (система адресации, публичные и локальные сетевые адреса, порты). Обновленная версия протокола - IPv6.

8.3. Сетевые операционные системы: общий обзор.

ТЕМА 9. Принципы защита информации в локальных сетях.

9.1. Классификация атак, сетевые атаки через Интернет с использованием недостатков протокола TCP/IP.

9.2. Классификация средств защиты от атак.

9.3. Обзор систем шифрования и принципы их применения.

ТЕМА 10. Построение сети на базе ОС Windows 2000-XP: основные сетевые компоненты.

10.1. Обзор реализации сетевых служб в ОС Windows - DNS, WINS, DHCP. Сети на основе рабочих групп и доменов. Active Directory как инструмент управления сетями, процесс аутентификации пользователя.

10.2. Cетевые настройки на стороне клиента - обзор настроек сетевых служб ('Сетевое окружение') и членства компьютера в группах/доменах.

10.3. Файловые системы - краткий обзор, настройка прав доступа в файловой системе NTFS.

ТЕМА 11. Построение сети на базе ОС Windows 2000-XP: настройка клиента сети.

11.1. Инструмент командной строки и его применение для настройки сети (ping, ipconfig, net, tracert, nslookup и др.).

11.2. Использование сетевого монитора для обнаружения ошибок в функционировании сети. Счетчики трафика и их особенности.

11.3. VPN и реализация подобного типа подключений.

ТЕМА 12. Файерволлы (брэндмауер) и антивирусное ПО.

12.1. Реализация защиты локальной сети: аппаратная и программная. Характеристика основных типов файерволлов, принципы их работы. Основные принципы настроек.

12.2. Обзор наиболее распространенных файерволлов для домашнего использования (Outpost, ZoneAlarm и др.).

12.3. Антивирусное программное обеспечение - принципы работы, наиболее распространенные типы, анализ их достоинств и недостатков.

ТЕМА 13. Основные принципы взаимодействия на основе модемов.

13.1. Формула Шеннона и ее применение для оценки максимально возможной скорости передачи данных.

13.2. Технологии 'последней мили' - передача данных с использование электропроводки, телефонных кабелей, кабельного телевидения. Цифровые линии связи - ADSL, ISDN.

13.3. Использование искусственных спутников для передачи сигнала: разделение каналов передачи и приема данных.

ТЕМА 14. Беспроводные сети передачи данных как альтернатива ЛВС и технологии Ethernet.

14.1. Основные понятия, топология и стандарты (IEEE 802.11.x) организация физического уровня передачи данных.

14.2. Безопасность и алгоритмы шифрования в беспроводных сетях.

14.3. Перспективы применения беспроводных сетей, особенности внедрения.

V. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Основные этапы развития сетевых технологий от ARPAnet до WorldWideWeb.
  2. Как устроена «Всемирная паутина» (WWW) и что такое невидимый Интернет?
  3. Как создается гипертекстовая модель на исторических электронных ресурсах?
  4. Что такое ретроконверсия, какие этапы и процедуры она в себя включает?
  5. Что такое META-данные, как они создаются и в чем их значение при индексации исторических документов?
  6. Как осуществляется поиск по электронным ресурсам Интернет и как происходит поисковая оптимизация?
  7. Какие правила сетевого этикета Вы знаете?
  8. Каким образом распространяется авторское право на электронные ресурсы Интернет?
  9. Какие принципы успешного продвижения электронного ресурса на информационном рынке Вы знаете?
  10. Какие принципы передачи информации в локальных сетях Вам известны?
  11. Дайте характеристику модели OSI.
  12. Какие средства от сетевых атак существуют?
  13. Как осуществляется настройка прав доступа в файловой системе NTFS?
  14. Опишите прицип работы файерволла на одном из примеров.
  15. Как реализуется соединение при помощи технологии ADSL?
  16. Как установить беспроводное (Wi-Fi) соединение?

Некоторые контрольные вопросы сформулированы в итоговом (зачетном) письменном задании.